Ситуация, сложившаяся с информатизацией государственных органов в нашей стране, не лишена парадоксальности. С одной стороны, количество компьютеров в их офисах достаточно велико: сегодня нет почти ни одного рабочего места, не оборудованного оным. С другой стороны, использование компьютеров госчиновниками редко выходит за рамки изготовления красивых документов в Word’е, в редких случаях используются Интернет и электронная почта. В результате эффективность государственного управления в нашей стране катастрофически отстает от таковой в развитых странах, где во всю используются технологии электронного правления (e-goverment). Сказать, что причиной такого отставания является отсутствие стратегии развития информационных технологий в сфере государственного управления, было бы не совсем верно — стратегия в виде Национальной программы информатизации существует уже около пяти лет. Назвать главной проблемой отсутствие в госбюджете средств на развитие информационных технологий тоже сложно — так, в текущем году общий объем финансирования IT-проектов разных ведомств составил более 250 млн. гривен (сумма, сравнимая с затратами на содержание Администрации Президента). Однако это финансирование разбросано между бюджетами многочисленных государственных учреждений и направляется на не согласованные между собой проекты — закупку техники, создание локальных баз данных, веб-сайтов и т.п. При этом подобные ведомственные IT-проекты, как правило, находятся вне рамок Национальной программы информатизации, следовательно, не попадают под действие закона Украины «О Национальной программе информатизации», а значит, не согласовываются с уполномоченным на ее координацию органом — Государственным комитетом связи и информатизации. Результатом сложившейся ситуации и служит низкая эффективность использования информационных технологий в государственном управлении на фоне широкого их внедрения.
— Финансирование Национальной программы информатизации всегда осуществлялось по остаточному принципу, — говорит Юрий Черепин, советник председателя Госкомсвязи по информатизации. — Так, на этот год на нее было выделено 8 млн. гривен, на следующий запланировано всего 5,6. В то же время всеми органами государственной власти вместе взятыми на собственные проекты в области информатизации тратятся сотни миллионов гривен в год (в текущем году бюджетом было предусмотрено 250,7 млн., на следующий год пока запланировано 219). Однако при этом ни о каком единстве стандартов на технику и программное обеспечение речь не идет. Следовательно, невозможно и создание в государстве единого электронного пространства, той самой «Электронной Украины». А необходимость этого назревает нешуточная — уже сегодня эффективность наших органов власти катастрофически отстает от таковой в развитых странах. Так, экспериментально установлено, что время, необходимое для начала выполнения срочного распоряжения Президента всеми местными органами власти, составляет семь дней! Это при том, что компьютеров в органах государственного управления в принципе достаточно. Однако имеет место катастрофическая неэффективность, бессистемность использования средств, фактически выделяемых на информатизацию: лишь небольшая часть расходуется на системные проекты, тогда как подавляющая — на массовую закупку техники, часто не используемой в госучреждениях и на десятую долю своих возможностей.
Консультант Госкомсвязи говорит не только о «синдроме печатной машинки», под которым понимается привычка использовать сложную и многофункциональную технику лишь для изготовления документов (даже таким на своем уровне эффективным инструментом для работы с числовыми данными, как Excel, в министерских кабинетах пользуются сравнительно редко). Очень остра, например, проблема «разношерстности» компьютерной техники в госучреждениях, возникшей потому, что все они закупают технику независимо, руководствуясь исключительно собственными соображениями. Даже несмотря на превалирование среди «госкомпьютеров» платформы РС, имеется огромное разнообразие производителей материнских плат, видеокарт, жестких дисков, модулей оперативной памяти и даже процессоров (известен казус, когда в середине девяностых госорганы Львовской области закупили для своих нужд с участием представителей американской диаспоры партию компьютеров Apple, которые тогда не были совместимы с платформой РС, однако имели украиноязычную операционную систему). Любому технарю понятно, что на подобный парк невозможно без нюансов установить единое в рамках госорганов программное обеспечение (ту же типовую систему электронного документооборота или информационно-аналитическую систему). Отдельно стоит упомянуть о том, о чем не любят вспоминать ни чиновники, ни, как это ни странно, Microsoft. А именно: ПО производства последней госорганами вообще не закупалось, а используется чисто по-пиратски. Программное обеспечение для задач государственного управления — тема отдельного разговора. Спор о том, должно ли для государственных органов закупаться лицензионное ПО Microsoft или создаваться собственное ПО на основе систем с открытым кодом (Linux), еще не завершен. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Опять парадокс — отставая во введении единого ПО для «госкомпьютеров», Украина получает небольшое преимущество в виде возможности проанализировать опыт других стран (например, России, где ПО с открытым кодом должным образом используется в государственных структурах, чье функционирование касается национальной безопасности).
Государство пытается решить эту проблему достаточно давно. Так, в 1996 году было создано Национальное агентство по вопросам информатизации (можно сказать, что тогда и стартовала программа информатизации). В 1998 году был принят закон Украины «О концепции национальной программы информатизации», а также постановление Кабинета министров о формировании отраслевых программ информатизации. Согласно закону, Национальная программа информатизации включает в себя программы информатизации центральных органов власти, отраслевые программы информатизации и региональные программы информатизации, финансируемые по отдельным статьям, а также создание нормативной базы информатизации. После принятия этого постановления в структуру обладминистраций были включены отделы информационного и компьютерного обеспечения. Сегодня, как правило, в них входят два-три человека, которые занимаются всем: от обслуживания конечных пользователей до ремонта техники, ее установки, поддержания в рабочем состоянии локальной сети и Интернета. В районных администрациях нет и таких отделов. При этом информатизация обладминистраций финансируется за счет региональных программ информатизации, а подразделений министерств и ведомств — в рамках отраслевых программ. Это также приводит к нарастанию разнобоя используемой техники и ПО.
— Для создания единого информационного пространства государственного управления должна быть достигнута унификация представления информации в органах государственной власти, — говорит Юрий Черепин. — При этом должен использоваться единый информационный интерфейс, для которого в свою очередь должны быть разработаны типовые программные продукты и их настройки для всех органов государственного управления. Это будет гораздо дешевле, чем если каждый орган будет разрабатывать свои программные решения. Для возможности установки такого единого программного продукта необходима унификация требований к аппаратной части. Сегодня в Украине 27 регионов, 490 районов, 450 городов областного подчинения, 11 тысяч местных советов. Если каждый район потратит в год на разработку собственной информационной системы хотя бы тысячу гривен, вместе это будет 4,9 млн. За эти деньги можно было бы разработать и установить во всех этих районах гораздо более функциональную систему. Если вместо того, чтобы каждый закупал технику и разрабатывал ПО по собственному усмотрению и из собственных средств, будет осуществлена централизованная его разработка — экономия будет существенна. Естественно, это ПО должно быть масштабируемо и гибко перенастраиваемо для обеспечения функций каждого отдельно взятого госоргана. Отделы информатизации областных администраций должны быть реорганизованы в управления, которые обязаны заниматься не проблемами пользователей, а созданием и эксплуатацией информационно-аналитических центров обладминистраций. В штате этих центров должны быть не только программисты и инженеры, а и аналитики. Информационно-аналитические центры должны быть оснащены не просто базами данных, а базами знаний. Кроме этого, в обладминистрациях следует создать ситуационные центры, также оборудованные системами мониторинга. В работе информационно-аналитического центра должно быть две составляющих: собственно информационная и аналитическая. Информационная составляющая подразумевает сбор формализированной информации, а также ее предварительную обработку (интеграцию, агрегацию). Аналитическая составляющая подразумевает подготовку отчетов, необходимых для принятия решений. Вышеупомянутое Агентство по вопросам информатизации как раз и занималось разработкой по капельке проекта такой СИАО — системы информационно-аналитического обеспечения органа госвласти. Централизованная разработка такого проекта оценивается в 8—10 миллионов гривен, если же каждый орган будет разрабатывать такую систему отдельно, то она обойдется ему не меньше 1,5 миллиона гривен в самом простом варианте (умножьте эту цифру на количество органов госвласти).
Для решения всех вышеупомянутых вопросов нужно коренным образом перестроить фактический порядок формирования программы информатизации. Раньше все министерства и ведомства подавали заявки в Агентство, исчислялась потребность в 200—300 млн. гривен. Реально же выделялось 5—8 миллионов гривен. Агентство оказывалось в заведомо некрасивом положении не выполняющего свои функции. Тогда министерства и ведомства «вручную» выбивали в Кабмине и ВР необходимые им суммы. Так, в этом году в бюджете Национальной программы информатизации заложено 8 миллионов гривен, тогда как в бюджетах органов госвласти — по 10, 12, 15 и даже 54 млн. гривен по статьям «информатизация, создание информационно-аналитических систем» и так далее. В результате сложившегося порядка выделения средств на информатизацию в Украине имеется значительное внутреннее цифровое неравенство как между регионами, так и между отраслями. Так, Киев, Днепропетровск, Харьков, Донецк, Львов, Одесса компьютеризированы неплохо, имеют высокую степень подключения к Интернету. В то же время Закарпатье, Прикарпатье, Кировоград, Полтава компьютеризированы сравнительно слабо, и в этих регионах не выделяется на это денег. Эту проблему можно решить только централизованным выделением средств, дотированием. Аналогично и по отраслям (даже если сравнивать отраслевые отделы в одной отдельно взятой обладминистрации): финансы, налоговики, транспортники компьютеризированы неплохо, в то время как медицинские, образовательные, культурные отделы почти не компьютеризированы.
Сегодня, по мнению руководства ГКС, ситуация, когда ведомственные интересы в области информатизации доминируют над общегосударственными, более недопустима. Руководители отрасли все чаще говорят о консолидации в рамках Государственной программы информатизации средств, выделяемых всеми органами государственного управления и другими госструктурами, на закупку компьютерной техники и программного обеспечения. Кроме решения проблем стандартизации и совместимости техники и ПО, это позволило бы выделить средства на реализацию необходимых в масштабах государства проектов, таких, как «электронное правительство» (система информационного обеспечения органов власти), единая система электронного документооборота, создание специальных ситуационных центров. По некоторым данным, в Госкомсвязи в настоящий момент готовится пакет документов, в числе которых постановления правительства и изменения в закон Украины «О Нацпрограмме информатизации». Они должны предусматривать конкретные механизмы формирования бюджета программы — в частности, запрета Минфину рассматривать бюджетные запросы госорганов без согласования с Госкомсвязи и запрета органам госвласти использования средств госбюджета для оплаты работ в рамках собственных IT-проектов без аналогичного согласования. При этом средствами на подобные проекты продолжают распоряжаться сами госорганы, а не Госкомсвязи. Последний проводит лишь экспертную оценку проектов на предмет соответствия общей стратегии информатизации страны. Госкомсвязи должен получить право, например, объединять дублирующие друг друга проекты, контролировать условия тендеров на закупку техники с целью обеспечения единообразия техники и тому подобное. В случае, если упомянутый пакет изменений будет принят, в государстве появится новый, действенный механизм реализации стратегии информатизации, то есть у программы появится конкретный хозяин.