UA / RU
Поддержать ZN.ua

Внеплановая выездная проверка

Приходится признать, что желающих создавать добавленную стоимость в стране становится все меньше, а вот отбирать и перераспределять созданное кем-то — хоть отбавляй...

Автор: Андрей Лазаренко

Приходится признать, что желающих создавать добавленную стоимость в стране становится все меньше, а вот отбирать и перераспределять созданное кем-то — хоть отбавляй. За каждой произведенной копейкой на отечественном предприятии охотятся десятки контролирующих органов. По их количеству мы давно уже «впереди планеты всей». Главное, что и перспективы в этом деле радости не доставляют. И многочисленные редакции пресловутого Налогового кодекса тому подтверждение.

Естественно, наиболее болезненными и непредсказуемыми являются проверки налоговой службы. Представители данного контролирующего органа зачастую настолько «активно» пользуются предоставленными им правами, что своими действиями нередко посягают на права и законные интересы налогоплательщиков. Тем не менее их полномочия собираются увеличить. Конечно, президент заявил, что текст будет доработан и замечания учтены, но эксперты полагают, что речь идет всего лишь о стратагеме «жертвуем сливой, чтобы спасти персик». То есть «по просьбам общественности» будут убраны немногочисленные положения, которые не изменят сути документа.

Нужно ли объяснять кому-то, что стоит за текстом: «періодичність проведення документальних виїзних позапланових перевірок не обмежується»? Но ведь наделение налоговых органов такими правами, как изъятие оригиналов первичных документов, проведение опросов физических лиц, обследование жилья и т.п. требуют адекватного усиления системы контроля за законным их использованием внутри самой налоговой службы, чего в предлагаемом проекте нет. Хочется надеяться, что авторы окончательной версии налоговой конституции страны поймут, что перевод отношений между государством и налогоплательщиками в плоскость противостояния в конечном счете не выгоден никому.

А налогоплательщикам напомним, что сотрудники государственной налоговой службы могут приступить к проверке только при наличии надлежащих оснований для ее проведения, а также при условии предоставления налогоплательщику направления на проверку, в котором указывается дата его выдачи, название органа государственной налоговой службы, цель, вид проверки (плановая или внеплановая), основания, дата начала и дата окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц органа государственной налоговой службы, которые будут проводить проверку. Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа государственной налоговой службы, скрепленного печатью органа государственной налоговой службы.

При проведении внеплановой проверки необходима копия приказа руководителя налогового органа, в котором отмечаются основания проведения внеплановой выездной проверки, дата ее начала и дата окончания.

Непредоставление указанных документов налогоплательщику или их предоставление с нарушением требований, установленных нормами закона, является основанием для недопуска должностных лиц органа государственной налоговой службы к проведению плановой или внеплановой выездной проверки.

Также следует отметить, что проведение проверок органами государственной налоговой службы не должно нарушать нормальный режим работы налогоплательщиков.

В том случае, если в результате нарушения работниками налоговой службы прав налогоплательщиков, а также требований, установленных законами Украины относительно проведения проверок, налогоплательщику нанесен вред, он имеет право обратиться в суд с заявлением о возмещении такого вреда. При этом субъекты малого предпринимательства освобождаются от уплаты государственной пошлины. А работники органов государственной налоговой службы несут материальную ответственность за вред, нанесенный незаконными действиями или бездеятельностью...