UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВИРТУАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР «ДЖИНС»: УСПЕШНЫЙ СТАРТ

Двадцать две тысячи абонентов – таков итог первой недели работы на рынке Украины виртуального мо...

Автор: Владимир Коваленко

Двадцать две тысячи абонентов – таков итог первой недели работы на рынке Украины виртуального мобильного оператора «ДЖИНС», созданного компаниями «Украинская мобильная связь» (Киев) и «Мобильные ТелеСистемы» (Москва). При сохранении таких темпов роста абонентской базы «ДЖИНС» уже через месяц станет третьим по ее размеру среди пяти мобильных операторов. А сеть UMC выйдет на первое место по числу обслуживаемых мобильных телефонов.

Как бы там ни было, эксперты сходятся во мнении, что предложение от «ДЖИНС» очень четко попало в «свою» абонентскую группу: это люди, у которых есть друзья, у которых, в свою очередь, есть мобильные телефоны. Для «ДЖИНСового» абонента нет разницы, на номера какого мобильного оператора звонить или с «чьих» номеров звонят ему, – все мобильные ему одинаково дружественны. Плюс ко всему – зона покрытия, обеспечиваемая UMC, по размерам неуклонно приближается к традиционным европейским 100% территории страны. И много-много других преимуществ.

С появлением «ДЖИНС» у многих возник вопрос – что же это? Выход на рынок российского брэнда, новый тарифный план от UMC или новый оператор? Действительно, «виртуальный оператор» (ОВМС, оператор виртуальной мобильной сети, Mobile Virtual Network Operator, MVNO) — новое для отечественного рынка явление. Тем не менее, сегодня в мире действуют более двадцати ОВМС. Наиболее известными из них являются международный Virgin Mobile, скандинавский Sense Mobile, ирландский Imagine! и многие другие. Виртуальный оператор использует для работы сети существующих операторов связи. Как правило, он предоставляет услуги под собственным брэндом, имеет собственные тарифы, собственную биллинговую систему и уникальный набор услуг. Кстати, поскольку ОВМС не эксплуатирует радиопередающих устройств, он не нуждается в дорогостоящем собственном частотном ресурсе, что положительно сказывается на его конкурентоспособности. Как правило, предложения виртуальных операторов четко ориентированы на какую-то абонентскую нишу, а потому для них характерен быстрый рост абонентской базы. По прогнозам инвестиционной компании aVentures, к 2006 году 10% абонентов мобильной связи в мире будут работать с ОВМС.

Хотя ответственность за предоставление «ДЖИНСом» услуг полностью несет UMC, в глазах его будущих абонентов он станет совершенно самостоятельным вариантом при выборе мобильного оператора. Ведь решая, с кем из операторов «связать судьбу», они учитывают прежде всего то, чьими услугами пользуется большинство из его приятелей, с которыми ему предстоит общаться «па мабиле». Ведь у всех операторов внутрисетевые входящие звонки бесплатны, а исходящие на «родную» сеть, как правило, дешевле, чем на другие (включая городскую). Поэтому разговаривать с собеседниками, пользующимися тем же оператором, выгоднее. Вот и группируются люди по признаку «050-067»; возмущаются, что друг звонит с «аси-васи» на «сим-сим»; продолжают пользоваться не тем пакетом, что нравится, а тем, который определяют друзья…

Маркетологи назвали этот механизм привлечения абонентов «эффектом снежного кома». В классическом случае он неуправляем: какими бы заманчивыми ни были предложения того или иного оператора, переломить влияние «персональной абонентской группы» на выбор потенциального клиента они чаще всего не могут.

Главный смысл «ДЖИНС» — его абоненту все равно, с кем разговаривать: с «юэмсишниками», «киевстаровцами» или другими. Достигнуто это с помощью так называемого логического барьера, который делит национальное номерное пространство на три группы: сеть «ДЖИНС» , сети мобильных операторов и сеть общего пользования. Все три группы различаются по стоимости звонков на них и с них.

Итак, входящие вызовы со всех сетей мобильной связи («ДЖИНС», UMC/SIM-SIM, «Киевстар»/Ace&Base, GoldenTelecom/UNI, WellCOM) бесплатны, с городской сети, а также с номеров DCC и CDMA-сетей, формально не являющихся мобильными операторами, стоят 2,5 гривни (0,47 у.е.).

Исходящие делятся на три группы:

«обычную» (на все городские телефоны Украины, включая DCC и CDMA) — те же 2,5 гривни (47 центов);

«дешевую» (на мобильные телефоны всех операторов, набираемые через код — 8-050 для UMC/SIM-SIM, 8-067 — для «Киевстара»/Ace&Bace, 8-068 — для WellCOM, и даже для Golden Telecom/UNI - 8-044) — 1 гривня (19 центов);

«еще дешевле» (на номера «ДЖИНС» ) — 50 копеек (9 центов).

Отправка SMS – 30 копеек (5,6 цента).

Плюс традиционные 16 копеек (3 цента) за соединение (кроме входящих от мобильных операторов и исходящих международных). Тарификация посекундная, с первой секунды, осуществляется в гривнях; ведется в режиме онлайн: состояние счета изменяется после каждого звонка. Цены традиционно с НДС, но без шестипроцентного налога в Пенсионный фонд, как видим, более чем конкурентоспособные на отечественном мобильном рынке.

Появление «ДЖИНС» должно не только разрушить механизм «снежного кома» при выборе оператора, но и создать свою, присущую только ему общность абонентов. Аудитория «ДЖИНС» маркетологам видится как самая широкая, однако прежде всего это те, кто сам регулирует свои расходы на мобильную связь. Цена стартового пакета сделана доступной - 100 гривен (19 долларов), из которых половина поступает на счет. Стоимость владения номером, или минимальная сумма, которую необходимо уплачивать для его сохранения (с учетом периода после окончания срока действия, в течение которого номер можно бесплатно восстановить; у «ДЖИНС» это 15 дней) – 59 копеек в сутки. Согласитесь, вполне доступно, наверное, для всех граждан Украины! Для SIM-SIM эта цифра составляет 94 копейки в сутки (grace-период – 30 дней), а «Киевстар» в ответ увеличил grace-период для услуги Ace&Bace до 90 дней и тем самым снизил стоимость владения номером с 79 до 49 копеек в сутки.

Поскольку «ДЖИНС» использует сеть UMC, его номерное пространство находится в зоне локального кода 050; в ней семизначные номера абонентов нового оператора начинаются на «7». Новшество – внутрисетевые прямые номера. Так, при приеме звонка от абонента «ДЖИНС» на дисплее телефонов «ДЖИНС», UMC, SIM-SIM будет отображаться короткий номер вида 7хххххх, который можно и набирать.

«ДЖИНС» задумывался как доступный и простой сервис. Поэтому набор услуг в нем присутствует базовый – голосовая связь и SMS. Абонентам «ДЖИНС» не предоставляются услуги переадресации звонков, голосовой почты, международного роуминга, передачи данных. Как показывает опыт, они востребованы в основном более «продвинутыми» абонентами, пользующимися контрактным подключением.

Кстати, первые недели работы подтвердили: особенно выгоден «ДЖИНС» для подключения членов семьи корпоративных абонентов любых операторов. Действительно, связь «главы семьи» в этом случае оплачивает фирма, где он работает, а остальные разговаривают с ним по дешевому тарифу – существенная экономия семейного бюджета. Однако самая выгодная связь возможна в группе абонентов «ДЖИНС» . Не исключено, что в новом учебном году к «ДЖИНС» будут подключаться, например, целыми классами и целыми школами.

Поскольку «ДЖИНС» работает на технической базе UMC, им можно воспользоваться во всей зоне покрытия этого оператора, охватывающей, как известно, 43% территории Украины. Компания, как и заявляла, каждый день покрывает своей сетью два города. Если эти темпы сохранятся (а представители инвестора — МТС — заявляют, что это так), то через год-полтора вся территория Украины окажется покрытой GSM-сетью, как уже сейчас в европейских странах.

Получается, что сегодня UMC будет поддерживать два брэнда – свой и «ДЖИНС» (точнее, три – включая SIM-SIM, который, правда, не отделяется так от брэнда компании), в некоторой степени конкурирующих между собой. С одной стороны, это выглядит как распыление сил. С другой – такая стратегия считается эффективной, ибо конкуренция всегда ведет к росту продаж, а продавец в обоих случаях один. Если раньше абоненты между UMC и «Киевстаром» делились примерно в соотношении 50 на 50, то теперь они разделятся между тремя операторами. И соотношение изменится на 66 к 33. Как нетрудно догадаться, в пользу UMC.