В преддверии лета парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики в очередной раз рассмотрел возможность изменения ставок для растаможивания автомобилей. По словам главы комитета Нины Южаниной, действующие ставки акцизов будут снижены: "Сейчас мы склоняемся к тому, чтобы предоставить возможность растаможивать автомобили по новым ставкам". Неясно только, как скоро задекларированные планы станут реальностью. И станут ли вообще. Ведь процесс поиска компромисса в этой сфере явно затянулся. Да и много ли найдется автолюбителей, которые пойдут растаможивать пригнанный из зарубежья автомобиль даже по сниженным ставкам, если по соседству используют авто на евробляхах, растаможкой вообще не заморачиваясь…
По информации Нины Южаниной, новые налоговые ставки рассчитаны таким образом, чтобы они защищали страну от экологического вреда, наносимого старыми автомобилями. Тут будет справедливо напомнить, что ныне действующие драконовские налоговые ставки на авто тоже принимались в расчете не пустить в страну откровенный хлам. И это, увы, не спасло нас от нашествия автокоптилок. Так, по свежим данным постов наблюдения Центральной геофизической обсерватории им. Бориса Срезневского, в Киеве в течение двух последних майских дней уровень загрязнения диоксидом азота превысил среднесуточную предельно допустимую концентрацию в 4–6 раз.
Вредные выбросы как раз и есть следствие очень старого автопарка в стране. Если принять во внимание средний возраст автомобилей в Украине, то он уверенно перевалил за 20 лет. А если сравнить с другими странами, то в Саудовской Аварии средний возраст машин составляет всего 3 года, в странах Евросоюза - 8, в США - 11, и даже в РФ - 12 лет. Хуже, чем в Украине, дела обстоят разве что на Кубе: там, по понятным причинам, средний возраст машин перевалил за 38 лет.
Какие же ставки предлагает на сей раз налоговый парламентский комитет?
Напомним, сейчас на новый автомобиль с объемом двигателя в 1,6 тыс. куб. см акцизный налог составляет 427 евро, возрастом до пяти лет - 2629, свыше пяти лет - 3906 евро.
"По моей шкале, за новый автомобиль с таким объемом двигателя (1,6 тыс. куб. см) нужно будет заплатить 150 евро, до пяти лет (Евро-5) - 300 евро, 2005–2009 годов выпуска (Евро-4) - 750, 2000–2004 годов (Евро-3) - 1500 евро. При этом за автомобили стандарта Евро-2 придется заплатить 7500 евро. Здесь акциз будет выполнять регулирующую функцию, чтобы ограничить ввоз таких автомобилей в Украину", - отметила Южанина.
Все вроде бы хорошо: налоги снижаются и растаможка дешевеет. Однако есть два серьезных "но", заставляющих усомниться в действенности предлагаемых нововведений.
Во-первых, на сегодняшний день закон говорит о том, что для граждан Украины регистрация ввезенных из-за границы авто, не соответствующих стандартам Евро-5, невозможна. А это означает невозможность регистрации автомобилей старше 2010 года выпуска. Или мы отменим закон?
Во-вторых, само по себе одно снижение ставок акцизного налога уже вряд ли сможет переломить ситуацию на авторынке. А она настораживающая. Ведь количество ввезенных авто на территорию Украины с еврономерами неумолимо растет, только официально исчисляясь многими сотнями тысяч единиц. Если можно ввезти без уплаты налогов, то кто же будет платить по предлагаемым, даже существенно сниженным, ставкам?
Интересно, что в мае же премьер-министр Владимир Гройсман в очередной раз озвучил свою готовность к борьбе с автомобилями с европейской регистрацией, если парламент передаст правительству эти полномочия. "Правительство не может это урегулировать собственным решением. Это должен решить украинский парламент. Сейчас там ведется дискуссия. Но если парламент делегирует это право правительству, я обещаю, за один месяц мы его урегулируем справедливым, цивилизованным образом", - заявил премьер на заседании Кабинета министров.
Пока государственные чиновники бурно создают видимость, что ломают головы над решением проблемы, таможня, похоже, дает добро на ввоз авто на евробляхах. В СМИ все чаще детально описывают схемы безналогового пересечения украинской границы евро-секонд-хендом, которые как минимум без молчаливого участия таможенников невозможно было бы реализовать. Но таможня орган исполнительный и подконтрольный. Вряд ли он занимается отсебятиной. Поэтому без команды "сверху" здесь вряд ли обошлось. Ведь у нас в стране модно "бороться" со схемами одной рукой, а другой их "крышевать".
Вот что по этому поводу сказала Нина Южанина на майском заседании налогового комитета: "Упреки - в сторону таможенников, с которыми все время договариваются и называют конкретные суммы. И если в масштабах всех ввезенных авто на иностранной регистрации посчитать, то это уже такие суммы, что просто не укладывается в голове. Где они? Кем они отбираются, кому они их относят, если они их относят? Это уже не риторический вопрос, за это уже кто-то должен отвечать…"
По данным ГФС, на конец января 2018 года на территории Украины находилось около 426 тыс. автомобилей с иностранной регистрацией. В том числе более 247 тыс. ввезены с нарушением.