UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕРНУТСЯ ЛИ НА ПОДОЛ КОНТРАКТЫ?

Контрактовый дом, Контрактовая площадь - за долгие годы эти названия уже примелькались в сознании киевлян, утратили свой первоначальный смысл...

Автор: Павел Позняк

Контрактовый дом, Контрактовая площадь - за долгие годы эти названия уже примелькались в сознании киевлян, утратили свой первоначальный смысл. А между тем за ними - целая эпоха. Причем в жизни не только Киева или Юго-Западного края, как в старые времена в Российской империи называли территорию Украины.

Контрактовые ярмарки, контракты на Подоле - эти события возводились в ранг таких, как известная ярмарка в Нижнем Новгороде, где щедрая Волга дарила неисчислимые богатства дорогой рыбы и икры, а многочисленные табуны лошадей и гурты скота в прибрежных степях поставляли другой ходовой товар. Контрактовая ярмарка, перенесенная в Киев из города Дубно в 1797 году, быстро приобрела международный размах. Сохранилось свидетельство немецкого путешественника Гуна, который сравнивал ее по значению с прославленной в Европе Лейпцигской ярмаркой. Действительно, сюда приезжали купцы и предприниматели из Великобритании, Франции, Германии, Австрии и других стран.

Возникла она не на пустом месте. Подол как крупный торговый центр сформировался значительно ранее. C XVI столетия существовала здесь своя зимняя, Крешенская ярмарка. Однако факт перенесения сюда контрактов в конце позапрошлого века резко повысил ее статус. Киев, как и вся Украина, имел что предложить покупателям: хлеб, сахар и другая сельскохозяйственная продукция, изделия из металла, народных промыслов и иные промышленные товары - все это находило спрос как в империи, так и во многих европейских странах.

С развитием капиталистических отношений деловая активность на контрактах значительно повысилась, хотя в Киеве работали и другие ярмарки. Существует такая статистика: в 1860 году на контракты было привезено из участниками наличных денег 4 миллиона рублей серебром, из которых более 1 миллиона было пущено в оборот. Дело в том, что контракты не ограничивались куплей-продажей только сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров. Здесь продавали и покупали, сдавали в аренду и закладывали помещичьи имения, решались имущественные споры, осуществлялись кредитные операции. Все это требовало больших сумм денег, доставлять в наличности которые было и обременительно, и небезопасно. Поэтому ярмарка вызвала к жизни бурное развитие банковского дела. А для оформления различных операций прибегали к услугам Главного гражданского суда, который в дни контрактов (в январе-феврале) переезжал с Печерска на Подол.

С контрактовыми ярмарками связывалось еще одно важное событие - ежегодный съезд дворянства Юго-Западного края, во время которого происходили и дворянские губернские выборы.

На контрактовые ярмарки съезжались десятки тысяч гостей. Естественно, возникал вопрос их обслуживания, в том числе и так называемой культурной программой. Если на Нижегородской ярмарке все сводилось в основном к широкой сети трактиров и публичных домов, то на Подоле возникали своеобразные праздники искусств. Кроме традиционных цыган, здесь выступали всемирно известные исполнители и коллективы. Ценители настоящего искусства, вовсе не имевшие деловых, коммерческих интересов, приезжали на контракты, чтобы присутствовать на концертах Ф.Листа, братьев Г. и Ю.Венявских, К.Липиньского, известной итальянской певицы А.Каталани. Здесь гастролировали балетные труппы, музыкальные капеллы из крепостных, которые привозили с собой помещики, причем не только с Украины.

Не удивительно, что контрактовые ярмарки привлекали многих известнейших деятелей культуры. Их посещали А.Пушкин, Т.Шевченко, Н.Гоголь, восторженно отзывался О. де Бальзак, побывавший здесь во время своего приезда в Россию. Декабристы использовали многолюдье ярмарки для проведения своих тайных встреч.

Поистине всеобъемлющим было значение киевских контрактовых ярмарок. Вполне понятно, что вскоре после перенесения контрактов на Подол встал вопрос о сооружении Контрактового дома. Первоначально вся ярмарочная работа проводилась в помещении магистрата, но уже в 1800 - 1801 годах по проекту архитектора А.Ельдезина был построен Контрактовый дом - на Покровской улице - двухэтажный, с первым каменным и вторым деревянным. Он был довольно просторным - в нем проводились не только деловые операции, но и концерты, банкеты, маскарады. К сожалению, служил он не долго. Во время катастрофического пожара 1811 года здание сгорело. Правда, его отстроили по проекту А.Меленского, но уже для иных целей. Первое время в нем размещалась Киевская ремесленная управа магистратских цехов, несколько позднее Подольская женская гимназия, а в годы советской власти - средняя школа.

В 1817 году было завершено строительство нового Контрактового дома на одноименной площади. Возводили его по проекту В.Гесте с участием А.Меленского. Следует отметить, что оба архитектора внесли значительный вклад в создание нового облика выгоревшего во время пожара Подола. По замыслу зодчих это здание должно было стать частью крупного сооружения магистрата и завершить архитектурный ансамбль площади.

Контрактовый дом и сегодня впечатляет своими классическими формами. Главный фасад украшает четырехколонный портик с треугольным фронтоном, боковые фасады также имеют портики. Колонны - дорического ордера. Дом не только красив внешне, но и очень удобен и функционален внутри. Залы для контрактов и заседаний трехнефные, зал для концертов располагался на втором этаже. Он обладал хорошими акустическими данными, что было одной из причин его популярности среди исполнителей. В годы советской власти, когда контрактовые ярмарки были отменены, в этом здании размещались Торговая академия, Торговый музей, различные училища. Позже его передали дирекции театра эстрады. Здесь длительное время проводились концерты, представления, спектакли.

Одним словом, Контрактовый дом стоит. Нет только контрактов. Впрочем, в связи с приближающимся 200-летием контрактовых ярмарок в Киеве усиленно заговорили о целесообразности возобновления старой и доброй традиции. А в самом деле, почему бы и нет? Если приравнивавшуюся по своему значению к Лейпцигской ярмарку имел старый Киев, то почему бы не возродить ее столице независимого государства? Тем более, что экономические условия для этого вполне благоприятны. Сейчас, когда на смену государственному распределению всей продукции пришли рыночные отношения, такой центр был бы очень кстати. Да и для развития международной торговли сослужил бы хорошую службу. Ведь почти каждая европейская страна проводит ежегодные международные ярмарки. Значит, это выгодно?

Хочется верить, что пройдет незначительное время, и снова оживет Контрактовая площадь и заполнится не только своими деловыми людьми, представителями нарождающегося класса предпринимателей и собственников, а все флаги в гости будут к нам. Как два столетия тому назад.