Половина специалистов с высшим и средним специальным образованием, потеряв работу, теряют и профессию.
Как бы странно это ни звучало, но на фоне значительной безработицы и трудовой миграции в Украине не хватает квалифицированных кадров. Наряду с этим по разным обстоятельствам тысячи инженеров, технологов, экономистов, учителей, на подготовку которых государство израсходовало немалые средства, не могут вернуться на должности. По разным данным, вне границ своей профессии находится свыше 50% специалистов с высшим и средним специальным образованием. Многие из них сидят дома или вынуждены выполнять неквалифицированную работу. Это касается не только специалистов после 45–50 лет, но и уволенных в запас военных, молодых мам и работников других категорий.
Дело часто за малым. Кому-то не хватает практики, кому-то - знания иностранного языка, иные не работают с компьютером. Кроме того, некогда полученные знания быстро устаревают. Следует на несколько лет выпасть из обоймы - и вернуться в профессию практически невозможно. Чтобы быть в тонусе, специалисты должны постоянно учиться. Для этого в Украине необходима качественная государственная система подготовки и переподготовки кадров. Частные структуры не спасают ситуацию. Чаще всего знания они дают ограниченные, зато средств требуют больших.
Предложили - охранником!
13 лет назад военный Константин Левченко попал под сокращение. Подъемных, выделенных при увольнении, хватило бы ненадолго, поэтому сразу начал искать работу. "Главная причина массовых увольнений военных в запас до 2014 г., - рассказывает Левченко, - сокращение в армии. Серьезных государственных программ, которые бы предусматривали переобучение уволенных и их адаптацию к условиям гражданской жизни, в Украине не было. Так что мне не оставалось иного выхода, как идти в охрану. Тогда так было заведено. Даже если в армии ты был очень хорошим специалистом, после увольнения нужно было начинать все сначала. Мне помогло то, что у меня был опыт фотографирования. А однажды чисто случайно узнал о возможности пройти курсы переобучения, которые с 2003 г. финансировал Международный фонд "Социальная адаптация".
Ныне Константин - координатор львовского отделения фонда. Он считает, что ему просто повезло.
Работа в Украине есть
Но искать ее приходится долго. Например, во Львове средний срок поиска работы составляет 190 календарных дней, в Золочеве - 182, в Моршине - 228. Легче всего устроиться токарю, слесарю, сложнее всего - людям с высшим и средним специальным образованием: экономистам, юристам.
По словам заместителя директора Львовского областного центра занятости Оксаны Иванчук, сложнее всего трудоустроиться за 5–10 лет до наступления пенсионного возраста. Работодатели считают, что такие претенденты не готовы овладеть новыми сферами деятельности, инновационными технологиями и т.п. Поэтому эти люди в центрах занятости попадают в группу социально уязвимых, а государство стимулирует работодателей к их трудоустройству. Руководитель, обеспечивающий таких людей новообразованными рабочими местами, в течение года имеет возможность ежемесячно получать компенсацию затрат по уплате единого социального взноса - при условии, что в следующем году будут сохранены все гарантии их занятости.
- Такую возможность владельцы фирм используют, - продолжает Оксана Иванчук. - К сожалению, не так активно, как в свое время дотацию работодателям за трудоустройство безработных, когда возмещались все затраты по заработной плате. Ясное дело, это было более привлекательно. В этом году, когда размер единого взноса в денежном эквиваленте возрос до 704 грн, это также весьма ощутимая сумма поощрения к трудоустройству. Однако денежный стимул от государства не всегда является определяющим для работодателей. Все более важными являются профессиональные качества работника. В частности, знание иностранных языков, компьютерных программ и т.п.
О том, что в Украине обострилась ситуация с кадрами, свидетельствуют и специалисты кадровых агентств.
"Когда мы даем объявление, например, на должность главного бухгалтера с заработной платой в 10–15 тыс. грн, нам присылают чуть более десятка резюме. Не лучше и с другими вакансиями. Несмотря на безработицу, я получаю от претендентов не 50–100 резюме, как еще несколько лет назад, а 5–8", - говорит исполнительный директор рекрутингового агентства "Астар" Елена Чемерис.
Понятно, не равнодушие является причиной тому, что люди, по разным обстоятельствам оставшиеся без работы, не спешат на встречу с рекрутерами. Они не чувствуют себя состоятельными, они не уверены в себе. Ведь несмотря на то, что государство повышает пенсионный возраст, кадровые агентства все же отдают предпочтение 25-летним. За исключением бывших военных, а теперь и участников АТО, безработными никто не занимается. Действует принцип: спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Каких знаний не хватает инженеру?
По словам Елены Чемерис, от претендентов на должность заказчики хотят элементарных вещей. Чтобы был опыт работы, знание иностранных языков и компьютера, желание работать и учиться. Кроме того, важны человеческие качества и интеллектуальный уровень.
Многие претенденты хотят использовать знания, которые у них уже были. Спокойно прийти, отработать с 9:00 до 18:00 и пойти домой. А молодежь всегда готова на риски, учится, быстрее воспринимает информацию. Поэтому и получает преимущество. Но однозначного ответа при выборе претендентов нет. Например, взрослые мужчины более организованны, более активны.
Люди после 50 лет очень часто переживают, что им откажут из-за их возраста. Поэтому многие женщины не указывают в резюме год рождения, либо же его изменяют. "При встрече я вижу, что кандидатка не выглядит на свой возраст. Понимаю, что ей больше, но она переживает, что не пройдет собеседование. Рекрутеры - довольно молодые люди и они очень часто могут не пригласить кандидатов на беседу, учитывая их возраст. Однако обычно в плане квалификации зрелые специалисты знают намного больше, чем молодежь. Сейчас к людям старшего возраста отношение намного лучше, чем еще 3–4 года назад", - подводит итог руководитель рекрутеров.
Чего точно не любят работодатели и рекрутеры - больших перерывов в работе.
По словам профессора кафедры менеджмента и международного предпринимательства Института экономики и менеджмента НУ "Львовская политехника" Ульяны Садовой, в западном мире есть понятие полураспада знаний, указывающее, насколько теряет человек компетенцию при отсутствии места работы (3–4 года). Это означает, что если человек не работает несколько лет, он теряет квалификацию, становится профнепригодным. То же самое можно сказать о десятках тысяч людей, продолжительное время состоящих на учете в центрах занятости. Эти люди теряют какие-либо шансы найти работу по специальности. Кто-то может сказать, что у него хорошая специальность, а ему не дают работу. Извини, если ты много лет не работаешь по специальности, ты уже давно не специалист, который нужен для выполнения той работы.
Молодой человек, получивший диплом, специалистом станет лишь после того, как побудет подсобным рабочим при профессионале. Он лишь через 6–7 лет получит соответствующую квалификацию, дающую право на работу (лайсенс). В Украине многие люди имеют образование, но у них нет соответствующей квалификации. В государстве уничтожена система практики. Дети учатся в высших учебных заведениях, но почти никто из них не проходит реальную практику! И это касается не только технических специальностей.
Это архиважная проблема для развития экономики, для связи науки и образования, производства и образования. Решить ее могли бы так называемые "серебряные" университеты. В западных странах такая практика широко применяется. Актуальна она еще и потому, что значительно возрастает продолжительность человеческой жизни. Это первый вызов, перед которым будут стоять будущие системы образования.
Кто подаст руку помощи?
Опыт и ответственность - это хорошо. Но как вписаться в новые условия? Ответ стар, как мир: "Учиться, учиться и еще раз учиться!" Главное - знать где и чему. Например, учебно-научный институт последипломного образования НУ "Львовская политехника" учит бывших военных и членов их семей. Условиями обучения предусмотрено, что в группах не менее 40% должны составлять жены военнослужащих. Раньше они преимущественно были домохозяйками, а теперь получают возможность найти свой путь в бизнесе. Начиная с
2014-го, вместе с военнослужащими здесь приобретают современные знания участники АТО.
По словам Константина Левченко, представителя общественной организации "Западноукраинская инициативная группа", занимающейся набором слушателей по проекту, после увольнения из рядов армии, как и из АТО, самая первая проблема - коммуникация. Человек, который приходит после армии или АТО, по большому счету в гражданской жизни никому особо не нужен. Да, он получит какие-то льготы, земельный участок, но во многих вопросах пребывает в изоляции.
Как заметил заместитель декана последипломного образования НУ "Львовская политехника" Роман Васькив, в гражданской жизни бывшим военным не хватает конкретных знаний, уверенности в себе. Курсы помогают не только их получить, но и наладить коммуникации с однокурсниками. Главное же преимущество военных людей - мотивация и желание самосовершенствоваться, учиться чему-то новому. Служба в армии приучила их к целеустремленности, прилежанию, умению работать. Довольно часто на курсы попадают люди, имеющие, кроме военного, и второе образование. Конечно, эти знания несколько устарели, но на курсах есть возможность их освежить и попытаться использовать в бизнесе.
Слушатели, оканчивающие трехмесячные курсы при НУ "Львовская политехника", устраиваются на работу в частные компании, а чаще всего начинают собственный бизнес. Занимаются фрилансом, шьют одежду, берутся выращивать ягоды, профессионально фотографируют, ведут блоги и т.п. Есть даже специалист по семейным отношениям. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. На этом поприще им помогают полученные на курсах знания.
Сегодня в трех группах английского языка и компьютерных коммуникаций учатся 90 человек. Изучают контент-менеджмент, визуальные коммуникации, создание веб-сайтов и т.п. На выходе получают профессию интернет-маркетолога. Сейчас это наиболее затребованная специальность на рынке труда. По мнению бывших военных, 500 часов обучения вполне достаточно, чтобы научить человека определенным базовым навыкам.
Но такие возможности есть не у всех.
Образовательный ваучер? Не для всех
По мнению Оксаны Иванчук, тема профессионального обучения очень важна. Ныне особое внимание нужно уделять желанию учиться в течение всей жизни. Сейчас многие учебные заведений имеют свои институты повышения квалификации. Обучение или повышение квалификации организуется согласно потребностям рынка труда определенного региона, под имеющиеся вакансии или заказ работодателя. Профессий и специальностей около 50.
Люди, не принадлежащие к числу безработных, в возрасте более 45 лет и с 15 годами страхового стажа, могут получить в центре занятости специальный ваучер на бесплатное профессиональное обучение. А в постановлении Кабмина от 20 марта 2013 г. №207 "Об утверждении Порядка выдачи ваучеров для поддержания конкурентоспособности лиц на рынке труда" есть список из 42 профессий и специальностей. В частности: программное обеспечение систем; промышленное и гражданское строительство; ветеринарная медицина; землеустройство; обслуживание программных систем и комплексов... Оплачивается обучение из Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы и составляет 10 прожиточных минимумов, это - 16 тыс. грн.
Но и образовательный ваучер дают не всем. В частности, эта программа не распространяется на лиц, не имеющих профессионально-технического или высшего образования; на тех, кто на протяжении последних трех лет проходил переподготовку за счет средств Фонда государственного социального страхования на случай безработицы, и тех, кто зарегистрирован в центрах занятости как безработный.
А в Европе иначе
- Мы очень удивились, когда во время посещения университета Норт в Норвегии (нашего норвежского партнера), узнали, что каждый желающий, независимо от возраста, может стать его студентом. Для этого ему надо лишь записаться на дисциплину, нужную для работы, и он автоматически становится студентом. И если за какое-то время у него набирается несколько модулей, то появляется возможность получить диплом этого учебного заведения. Лишь за счет того, что человек посещал курсы, - рассказывает Роман Васькив.
К сожалению, в Украине о таком можно лишь мечтать.
Для тех, кто не принадлежит к упомянутым выше категориям, остаются частные курсы. Однако знания там часто неполные, а обучение дорогое. Например, большинство ІТ-курсов рассчитаны на менее чем сто часов обучения, а их ориентировочная стоимость - от 8 тыс. грн. Курсы английского продолжительностью три месяца с занятиями дважды в неделю обойдутся слушателю в 2,5 тыс. грн. Однако же за три месяца иностранный язык не выучишь.
Популярной формой обучения являются онлайн-курсы. В частности, площадки "Прометеус", Moocs дают возможность в онлайн-режиме изучить разные предметы - от английского языка до экономики, истории, пройти курсы предпринимательства, информационных технологий. Но такие курсы требуют соответствующей подготовки.
Так может, Украине следует взять на вооружение опыт Норвегии? Чтобы человек мог в течение всей жизни учиться, ему нужно иметь место, где приобретать знания. Должна действовать государственная система профессиональной поддержки.
Комментарий
Юрий ГУБЕНИ, профессор кафедры права и предпринимательства Львовского национального аграрного университета:
- На Западе есть такое понятие как вынужденные инновации. Если вы до сих пор работаете с печатной машинкой, с вами никто не будет говорить. Вы должны научиться работать на компьютере. Дальше вас попросят сосканировать текст и переслать. Вы говорите, что не умеете этого. Как так? Так научитесь! Вынужденные инновации есть во всех отраслях. Лучше всего это видно в стоматологии. Когда-то стоматологи просто лечили зубы. Теперь они понимают, что если появляется что-то новое, например, полимерное покрытие пломбы, они должны этим овладеть. Вот они и ездят на разные семинары, понимают: иначе люди к ним не придут.
На семинары и тренинги ездят даже девушки, торгующие косметикой, и парикмахеры. Им это диктует рынок. Система, построенная на формальных требованиях, сменяется пониманием, что если ты не будешь уметь, знать, то много потеряешь. А поскольку все понимают, что с рынка уходят слабые, то начинают учиться. В нашем университете я имел удовольствие работать с преподавателем, овладевшим компьютером, причем очень хорошо, в 80 лет. И хотя государство не очень побуждает специалистов ездить за опытом за рубеж, коллеги понимают: чтобы иметь цену, как любой товар, нужно постоянно шлифовать профессиональные навыки.