UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Давосе заявлено об экономической революции. Никто не услышал

На «пафосных» мероприятиях участники и журналисты редко слушают выступающих. А потом порой сами жалеют о неуслышанном...

Автор: Александр Рытов

На «пафосных» мероприятиях участники и журналисты редко слушают выступающих. А потом порой сами жалеют о неуслышанном.

Так, в Украине много писалось о том, что на едва ли не единственном мероприятии во время Всемирного экономического форума в Давосе, организованном украинским бизнесменом, участники ели борщ и закусывали хлебом с салом.

О том, что Виктор Янукович познакомился с Пауло Коэльо и поговорил с генеральным директором ВТО о нашем вступлении в эту, безусловно, уважаемую организацию.

А также что организатор украинского ланча Виктор Пинчук оказался более популярным в мире, чем сам того ожидал: гостей пришло гораздо больше, чем надеялись.

Писали даже о том, что номер один в украинском списке миллиардеров Ринат Ахметов по итогам своей поездки в Давос решил срочно присоединить СКМ к кругу участников, ежегодно вносящих свои 30 тыс. долл. в копилку Давосского форума (тем самым составив компанию Пинчуку, который до решения Ахметова был единственным представителем Украины среди постоянных членов Форума). А вот выступление нашего премьер-министра на ланче внимательно никто не слушал. Иначе трудно объяснить тот факт, что тезисы Виктора Федоровича, который заявил о намерении коренным образом изменить ситуацию в стратегических отраслях экономики и поменять в стране инвестклимат, и участники, комментировавшие выступление, и журналисты, выступление освещавшие, практически не заметили.

Между тем этот поворот в экономической политике может сыграть куда большую роль для страны, чем вступление во Всемирную торговую организации.

На пути к модернизации

Уже давно известно, что основные наши экспортно-ориентированные отрасли, такие как химия и металлургия, остро нуждаются в модернизации. Украинские производства устарели даже не десять лет назад. Если говорить о металлургии, то от мартеновской технологии, используемой практически всеми украинскими производителями металла, в мире (за исключением разве что России) уже отказались.

Она невыгодна по всем возможным параметрам: энергии тратится в разы больше, чем, например, при электроплавке, экология страдает в разы сильнее, а качество продукции на выходе значительно ниже. При этом производство требует значительных объемов природного газа, а его цена стремительно растет (и дешеветь, судя по всем прогнозам, не собирается).

Если к этому добавить факт постоянного роста оплаты труда – а в металлургии зарплаты в последние годы демонстрируют завидный рост – становится ясно, что украинская индустрия теряет свои конкурентные преимущества на мировом рынке.

Понятно, что желающих оттяпать долю наших сталеваров хватает – от Москвы до самого Гуанчжоу.

По динамике развития, инвестициям в модернизацию производства, скорости роста объемов и качества производства китайские и российские компании сегодня выглядят наиболее агрессивно. Да и в других частях света хватает сталелитейных компаний и компаний, производящих стальную продукцию. Все они не против того, чтобы улучшить свои позиции за счет конкурентов.

Украина – правильное место. Но…

Утешает, что далеко не все страны мира являются привлекательными для производства стали и продукции из нее. В идеале в одном месте должны сойтись сразу несколько очень существенных факторов. Рядом должно быть сырье, необходимо иметь возможность транспортировки продукции, кроме того, желательно иметь в достаточных объемах энергию, а в идеале — еще и не слишком дорогую (лучше дешевую) рабочую силу с достаточным уровнем образования и опыта.

Мест, где все эти параметры в наличии, в мире не слишком много: Украина, Россия, Бразилия, Индия…

То есть в нашей стране развивать металлургию стратегически правильно. Но… Только при условии, что заводы будут модернизированы. Иначе все потенциальные конкурентные преимущества сталеваров, трубников, машиностроителей (как цепочки производства конечной продукции с более высокой стоимостью) умрут под тяжестью лет.

Во многих цехах украинских заводов уже сегодня можно снимать для Голливуда картины апокалипсиса без каких-либо декораций. Износ основных фондов стремительно повышает себестоимость производства. Растущие объемы ремонтных работ, брака, реализация на рынок дешевой продукции сравнительно низкого качества — и это при дорожающей рабочей силе — все это губит производителя. И не только украинского: в Европе, да и в Америке банкроты в этой отрасли исчисляются десятками.

Понятно, что любые инвестиционные проекты в «тяжелых» отраслях требуют миллионов, а иногда и миллиардов долларов инвестиций.

Похоже, многие украинские финансово-промышленные группы уже относятся к подобным инвестициям как к чему-то неминуемому. Концентрация в отрасли такова, что прибыль в сочетании с возможностью привлечь финансирование с Запада (а все наши металлурги давно уже работают с западными финансовыми структурами) дает возможность замахиваться на амбициозные проекты.

В свете того, что многие собственники собираются капитализировать бизнес (о намерении выйти на IPO – т.е. разместить акции своих предприятий на западных фондовых биржах – в Украине не сказал разве что только очень ленивый олигарх), подобные проекты становятся совершенно необходимыми. Иначе потенциальные инвесторы не увидят перспектив развития компании.

И денег за акции такой компании много не дадут. А дадут мало. Вон недавно «Уралкалий» – в России весьма уважаемая компания, да и в своем секторе в мире один из лидеров – от IPO отказался едва ли не в последний день перед намеченным размещением. Потому что инвесторы дали понять: перспективы компании туманные и так называемая цена размещения будет очень низкой.

Понятно, что подобных перспектив все хотят избежать.

Что же мешает танцору?

И правда, спросит читатель, если все так хорошо, так что же мешает? А мешает одна простая вещь – так называемое отсутствие инфраструктуры.

Ситуация выглядит примерно так.

Для металлургии один из наиболее привлекательных вариантов модернизации – строительство электросталеплавильных комплексов. Они и газа природного потребляют в семь-восемь раз меньше, и экологически в два-три раза безопаснее да к тому же еще и качество продукции позволяют значительно улучшить.

А вместо газа подобные технологические решения, как следует из названия, используют электричество. И это, на первый взгляд, хорошо, ведь Украина электроэнергии производит больше, чем потребляет. То есть все необходимое есть – бери да делай. Но Украина – страна большая…

Вот тут-то собака и порылась.

Избыток производства электроэнергии в западных областях, а вся металлургия — в восточных. В результате строительство современных электросталеплавильных производств в металлургии (так же, как и многие проекты в других отраслях) невозможно без строительства новых линий электропередач и других инфраструктурных составляющих. Причем, ничего слишком сложного: и соответствующие линии электропередач, и понижающие подстанции у нас строить умеют. И стоят они значительно меньше, чем сами проекты по модернизации производства.

Однако по действующему законодательству фактически только государство может ими владеть. Значит, частник и строить их не может. А поскольку оборудование само собой, без таких линий и подстанций не заработает, большой привет модернизации.

Описанная выше схема — реальная проблема для любого крупного инвестпроекта. Мы же не в Америке – это там при строительстве завода компания тендер среди штатов объявляет: кто предложит лучшее инфраструктурное решение, да еще, желательно, подкинет налоговые льготы. Это там понимают, что любое новое производство – это рабочие места, налоги и т.д. У нас взгляд другой: «Это ж на украденные у народа деньги кровососы свое кровососание усиливать хотят… Путем модернизации и этих, блин, инвестиций».

Инфрастуктура будет!

Именно поэтому речь премьера в Давосе приятно удивила. Да простит меня читатель за обширную цитату, Виктор Федорович сказал следующее:

«На сегодняшний день в индустриальном секторе экономики Украини, прежде всего в металлургии, происходит переход на современные технологии. И он требует от крупного бизнеса гигантских инвестиций. Владельцы предприятий уже вкладывают и будут вкладывать в ближайшие годы сотни миллионов долларов инвестиций.

В то же время в правительстве Украины есть понимание, что реализация современных промышленных проектов невозможна без инфраструктурной поддержки со стороны государства. Электрические сети, дороги, газопроводы находятся в государственной собственности, и государство будет их развивать.

Именно таким образом ми создадим синергию для развития Украины… Современная инфраструктура наряду с современными технологиями, и я в этом убежден, создадут условия для качественного скачка украинской экономики и ее стратегического развития».

В переводе с официального — инвестируйте, а мы, со своей стороны, поддержим инфраструктурой. Те же ЛЭП проведем, дороги построим, газопровод подтянем.

Само по себе очень приятно. Если правительство действительно займется инфраструктурным обеспечением крупных инвестпроектов, честь ему и хвала. За такое крупный бизнес может простить даже проблемы с НДСом…

Единственное условие — чтобы бизнесменов при этом не делили на «своих» и «чужих», а сроки реализации проектов увязывались в режиме диалога (который у нас вообще-то пока редкость).

Реально такой поворот событий будет означать многомиллиардные — по общему объему частных и государственных инвестиций — проекты, сотни тысяч новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест, немалые дополнительные налоги для страны. Тогда экономика если не «прыгнет», то, по крайней мере, сделает серьезный шаг вперед. Чем черт не шутит! Главное, чтобы его, в отличие от премьерского заявления, хоть кто-нибудь заметил…