UA / RU
Поддержать ZN.ua

В поисках здравого смысла

Как сделать государственный сектор эффективным, не ожидая окончания приватизации.

Автор: Сергей Пузенко

Олигархическая экономика с большим и неэффективным государственным сектором, отсутствие инвестиций, пустой Пенсионный фонд, бедность домохозяйств и трудовая миграция. Это основные экономические проблемы, которые пока остаются нерешенными в Украине.

Нельзя говорить, что совсем ничего не делалось. Например, Яценюк создал независимые наблюдательные советы на государственных предприятиях. Я только не понял - от кого они независимые? Кажется, это естественно, когда органы корпоративного управления коммерческих предприятий зависимы от владельцев корпораций и действуют в их интересах. А если они независимые, то в интересах кого они, вообще, действуют? Даже если они действуют в интересах владельца - государства Украина, то кто и как оценивает работу этих почти случайных людей?

Парламент переписал закон о приватизации. Фактически он запретил продавать на фондовой бирже акции приватизируемых предприятий. Продажа должна происходить либо полностью, либо контрольными пакетами. Наверное, потенциальным покупателям так удобнее. Так что приходите, гости дорогие заморские, "пані вже лягли і просять"... Но никто не спешит. Даже на жемчужину приватизации - Одесский припортовый завод. Тишина… Цену снизили в несколько раз, - никого. Что же происходит?

Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), кажется, все же уничтожила фондовый рынок. Как? Под лозунгами борьбы с финансовыми злоупотреблениями, рейдерскими захватами и отмыванием денег. В листингах бирж не стало эмитентов, нет биржевого индекса как важного независимого индикатора состояния экономики. Консолидация пакетов стратегических предприятий и естественных монополистов доведена почти до 100% в пользу единоличных собственников, что отнюдь не гарантирует безопасность страны. Теперь фондового рынка практически нет, а злоупотребления никуда не делись. И, что характерно, НКЦБФР прекрасно себя чувствует.

Отсутствие фондового рынка, между прочим, означает отсутствие институционных инвесторов, которые могли бы гарантировать стабильное функционирование систем пенсионного и медицинского страхования. Но разве это преграда для дальнейшего углубления пенсионной реформы? И вот по парламенту гуляет проект закона о негосударственном пенсионном страховании. Согласно ему, отчисления в негосударственные пенсионные фонды - обязательные, право создавать такие фонды жестко ограничено и, в сущности, снова отдано олигархам, а инвестировать этим фондам - некуда, кроме золота и облигаций государственного займа. Вот такое оно, эффективное перераспределение средств в экономике по-украински. Тимур Хромаев (глава НКЦБФР) назвал это инвестициями с наивысшим инвестиционным рейтингом. Это он об украинских облигациях, которые все международные рейтинговые агентства единодушно считают спекулятивными (или мусорными).

Такие основания экономического роста и борьбы с бедностью заложены П.Порошенко и действующей коалицией. Я даже готов с этим всем согласиться, если творцы указанных реформ прояснят свою стратегию. Потому что все это очень отличается от того, как "у людей", куда мы все стараемся ползти во главе с нашими вождями.

А, собственно, как "у людей"? А у людей фондовый рынок, несмотря на новомодные стартапы, криптовалюты, краудфандинги с коверкингами и другие новшества, был и остается одним из краеугольных камней эффективной рыночной экономики, да и самым совершенным рынком в мире.

Важно осознать только три неопровержимые черты фондового рынка.

Во-первых, фондовый рынок - наиболее эффективный, самоуправляемый, независимый от правительства инструмент перераспределения средств в экономике, что способствует ее росту.

Во-вторых, цена акции на бирже - это лучший "измеритель" эффективности корпорации. Это оценка, которую дают те самые независимые, квалифицированные, хорошо осведомленные институционные инвесторы - менеджменту компании. Они не причастны к правительству или к парламенту, поэтому способны дать действительно объективную оценку действиям тех "независимых" наблюдательных советов и руководства государственных компаний, которые назначает правительство. То есть фактически это оценка самого правительства, всегда публичная, актуальная, профессиональная, непредубежденная, свободная от сказок Министерства статистики и Национального банка.

В-третьих, стабильный фондовый рынок - это гарантия существования среднего класса и фундамент эффективных систем пенсионного и медицинского страхования, т.е. гарантия устойчивого развития общества. А чтобы всяким супостатам рейдерство не приснилось, во многих публичных акционерных обществах, особенно в естественных монополиях, запрещена консолидация пакетов акций.

Здесь нужно еще заметить, что фондовый рынок в основном почти не может ошибиться, тогда как единоличная концентрация пакета максимально повышает вероятность ошибки. Цена таких ошибок, особенно когда речь идет о стратегических корпорациях или естественных монополистов, может очень дорого стоить обществу. Чем больше акционеров у корпорации, тем ниже вероятность их ошибки или подкупа. Куча взаимно независимых более или менее равноправных (в смысле количества голосов) акционеров с одинаковыми целями просто страхуют друг друга от некорректных действий. Такие системы более стабильны и эффективны.

Конечно, на фондовом рынке "у людей" бывают и кризисные явления. Но, как следует из нашего опыта, эти кризисы оказывают непосредственное и сильное влияние на украинскую экономику. При этом при отсутствии национального фондового рынка последствия этих кризисов для нас намного более катастрофические и продолжительные.

Что же нужно сделать, чтобы в олигархической экономике со сплошными сквиз-аутами запустить фондовый рынок?

Главное - не делать резких движений, а пользоваться тем, что уже есть. А что у нас есть? Небольшая, но довольно "сладкая", с инвестиционной точки зрения, куча государственных предприятий и акционерных обществ с контрольными пакетами, принадлежащими государству; уже созданные негосударственные пенсионные фонды; невесть какая депозитарная система и горстка не истерзанных реалиями специалистов. С этим можно начинать.

Во-первых, корпоратизировать все коммерческие государственные предприятия, превратив их в акционерные общества. Технология и нормативная база этой процедуры отработаны до мелочей, так что при наличии политической воли это можно сделать очень быстро. Запрет на приватизацию определенных предприятий никоим образом не является запретом на их корпоратизацию. Более того, даже для этих предприятий можно предусмотреть определенный небольшой процент акций для продажи на фондовых биржах.

Во-вторых, запретить уставами этих предприятий консолидацию пакетов в частной собственности.

В-третьих - ввести в биржевые листинги все акционерные общества с контрольной государственной долей.

Эти меры не требуют ни радикальных революций, ни многостраничных законов или нормативных документов. Надо подправить пару запятых в законе о приватизации, изменить правила попадания эмитентов в листинги и подобрать новый правительственный персонал, способный воплотить эти меры.

В результате. Фондовый рынок вздохнет свободнее. Пенсионные фонды, страховые компании и просто граждане получат объекты инвестирования в реальном секторе. Цена акций актуально и беспристрастно будет показывать качество управления корпорациями, а фондовые индексы - общее состояние экономики. Корпорации получат мощный инструмент привлечения средств для своего эффективного и безошибочного роста. В стране откроются такие дополнительные перспективы устойчивого развития, что только их перечень может утомить читателя.

И последнее, но не менее важное. Предложенные меры не требуют никаких следователей, прокуроров, подозрений, судей, антикоррупционных органов и других популярных в стране средств выяснения отношений. Возможно, без них будет скучно, но я так не думаю.