UA / RU
Поддержать ZN.ua

В лабиринтах продовольственной безопасности

Финансовая дестабилизация, вызванная 200-процентной девальвацией гривни и инфляцией, стала суровым испытанием для всех социально-экономических структур. И современная торговля - ритейл с хорошо развитой инфраструктурой и внешним лоском маркетов не оказалась надежным звеном в системе продовольственной безопасности страны.

Авторы: Елианд Гоцуенко, Надежда Гоцуенко

Финансовая дестабилизация, вызванная 200-процентной девальвацией гривни и инфляцией, стала суровым испытанием для всех социально-экономических структур. И современная торговля - ритейл с хорошо развитой инфраструктурой и внешним лоском маркетов не оказалась надежным звеном в системе продовольственной безопасности страны. Это проявилось как в возникновении неоправданной потребительской паники в отношении вовсе не дефицитных продуктов повседневного спроса, так и в том, что, используя возникший ажиотаж, сети в неоправданных масштабах стали дружно повышать цены на продовольствие. Ситуация с обеспечением продовольственной безопасности во многом удерживается за счет развития прямых связей потребителей с сельхозпроизводителями, организации ярмарок. Эта форма торговли, сродни добровольческому и волонтерскому движениям, развивается на основе народной инициативы, позволяющей находить выход из сложных ситуаций.

В сетях и на ярмарках

В эпицентр панических потребительских настроений, сопровождающихся опустошением контейнеров и полок, прежде всего попала продукция, которая производится в основном агрохолдингами и реализуется в розничных сетях: мука, крупы, подсолнечное масло, сахар. Ажиотаж сменился установлением ценовых рекордов. Гораздо большей стабильностью отличалась ситуация на продовольственных ярмарках. Да и цены на продукты, основные объемы которых производят фермеры и личные селянские хозяйства (овощи и фрукты, мясо, молочные продукты) повышаются более умеренно, существенно тормозя процесс подорожания товаров повседневного спроса. Если доходы агрохолдингов основываются на огромных масштабах производства отдельных сельхозкультур, стремлении установить монопольно высокие цены как на внешних, так и на внутреннем рынках, то мелкие и средние сельхозпредприятия, отличаясь разнообразием производства и ориентацией на отечественных потребителей, создают конкурентную среду, способствующую установлению справедливых цен.

С разрывом всего в несколько дней авторы этих строк побывали в сетях и на одной из столичных ярмарок и сравнили цены. Килограмм картофеля в "Сільпо" стоил 5,99 грн, в "Великій кишені" - 5,49. Если же речь шла о фасованном продукте, то 7,48 грн. А на ярмарке, по субботам собирающейся на столичных Позняках, этот продукт, причем отменного качества, горожане брали малыми и большими упаковками по цене 3,5-4,5 грн за кг. В названных сетях свекла предлагается соответственно по 8,99 и 7,99 грн, лук - 7,28 и 7,19. В то время как селяне на ярмарке продают эти овощи по 4,5-5 грн за кг. Разрыв между ценами в сетях и на ярмарке на морковь и капусту еще значительнее. Из-за подорожания импортных фруктов отечественные яблоки стали хитами продаж, даже в сетях заняв центральные раскладки. Их товарный вид отменный, хотя они и не достигли импортных аналогов, но в последнее время существенно к ним приблизились. В "Великій кишені" яблоки предлагают по цене от 15,99 до 19,98 грн за кг. В "Сільпо" цены еще выше - от 19,99 до 27,99. На ярмарке яблоки от производителя предлагаются от 10 до 15 грн за кг. Куриные яйца, которыми в "Великій кишені" торгуют по цене от 17 до 22,06 грн за десяток, а в "Сільпо" - от 17,99 до 25,5, на ярмарке продаются по 12-16 грн.

После паники - повышение цен

Прелюдией к грядущей потребительской панике стало то, что в год рекордного сбора зерна в стране стал дорожать основной продукт - хлеб. При этом население получило сигнал, предупреждающий: "то ли еще будет". В разгар "мучного" ажиотажа руководство одного из крупнейших производителей - "Киевхлеба" - "успокоило" людей, объявив, что грядет очередное повышение цены на хлеб, на этот раз на 30%. Понятливое население, осознав, что готовым хлебом не запасешься, стало раскупать муку. В супермаркетах первыми были опустошены, показав дно, контейнеры и короба с мукой и крупами, а с полок сметены емкости с подсолнечным маслом и сахаром. Сети не преминули воспользоваться потребительским бумом для очередного повышения цен. Опустошенные контейнеры с мукой через день-другой снова наполнились. Но цена продукта с 6,25 возросла до 8,8-8,9 грн за кг. Полки с крупой и подсолнечным маслом в маркетах тоже постарались заполнить, но ценники после этого выставили уже другие.

Предшествующая повышению цен потребительская паника была подогрета хронической болезнью розничных сетей - несовершенной, уязвимой системой взаимоотношений с поставщиками и сельхозпроизводителями. Эксперты обращают внимание на то, что ряду розничных сетей урок прошлого года, выразившийся в наложении штрафов АМКУ за картельный сговор, не пошел впрок. Они продолжают диктовать свои условия поставщикам, перекладывая на тех значительную часть своих расходов. Продолжает действовать система поставок, при которой сети откладывают платежи за продукцию на два-три месяца. Директор Ассоциации поставщиков торговых сетей А.Дорошенко полагает, что такой "порядок" даже в нормальных условиях наносит убытки поставщикам, а в условиях инфляции и финансовой нестабильности и вовсе недопустим. Месяцами не получая средств за поставляемые продукты, ряд поставщиков-сельхозпроизводителей вынуждены покидать рынок, другие сократили поставки или переориентировались на базары и ярмарки. И это обстоятельство существенно отразилось на деятельности маркетов. Те сети, руководство которых учло просчеты, оперативно наладило нормальные взаимоотношения с поставщиками, смогли оперативно закрыть образовавшиеся "бреши" в ассортименте продукции, а где вместо комплекса мер удосужились только повысить цены, там продолжают пугать покупателей пустыми полками.

От Киева до окраин

В отличие от сетей, стремящихся получить односторонние преимущества над партнерами по бизнесу, на продярмарках действует демократичная, последовательно рыночная схема взаиморасчетов без отсрочек: "товар - деньги". В условиях финансовой нестабильности и обнажившихся изъянов и несовершенств в деятельности розничных сетей потребительские ярмарки стали особенно привлекательными.

Даже в столице, где не ощущается недостатка в объектах современной торговли, развитие и совершенствование продярмарок - на первом плане. В большинстве районов они проводятся регулярно, а в последние месяцы - еженедельно. В отделе управления КГГА намерены продвигаться дальше, работать над организацией ярмарок разных видов, в том числе и постоянных. В большинстве районов Киевщины ярмаркуют сразу по нескольким направлениям - фермеры охотно принимают приглашения торговать в столице и других крупных городах, в то же время обеспечивая свежими и дешевыми продуктами население сельских территорий. Так, в Фастовском районе местные фермеры принимают участие в поставке продуктов в столицу, райцентр и на еженедельные ярмарки в местных населенных пунктах Фастовцы, Трилисы, Боровая... Наряду с фермерами, с недавних пор в таких ярмарках принимают участие и новосозданные обслуживающие кооперативы, в которые объединились селяне-единоличники для совместной деятельности, в том числе и по реализации продукции.

Ярмарки, благодаря которым горожане обеспечиваются продукцией по сходным ценам, а фермеры получают крайне необходимые для весенних работ средства, становятся все более востребованными. На Львовщине за прошлый год состоялось 1850 продярмарок, где было реализовано 29,1 тыс. т. продуктов на сумму в 114,5 млн грн (по сравнению с ярмарочным выторгом в предыдущем году рост в два раза). Директор департамента ЛОГА О.Мачур полагает, что растущая роль ярмарок в условиях финансовой нестабильности объяснима. В области 95% овощей и 90% мяса производится в личных селянских хозяйствах, которые в наибольшей мере испытывают трудности с реализацией произведенного. А ярмарочная торговля дает селянам возможность избавиться от посредников, сполна получив заработанное. Объемы поставляемых горожанами продуктов от этого существенно возрастают.

Рынок внутренний и внешний

В условиях финансовой нестабильности дают о себе знать угрозы внешнего плана. Курсовой разрыв повысил спрос на резко подешевевшие украинские товары. И такая ситуация, в зависимости от того, как к ней отнестись, может стать как экспортным подспорьем будущего экономического роста, так и существенным риском, способным деформировать и так неустойчивый внешний рынок страны. О дефиците основных продуктов питания в стране речь не идет. И лучшее подтверждение тому - богатый ассортимент продярмарок. Но стабильность внутреннего рынка предусматривает наличие на нем полного набора производимых продуктов по приемлемым ценам. А с этим неувязки, и все более ощутимые. Эксперты проекта "АПК-информ: овощи и фрукты" констатируют: "Овощи борщевого набора дорожали вследствие растущего спроса на внешнем рынке". Яркий пример - капуста, которой заготовлено достаточно, но после того как ее начали экспортировать в ощутимых масштабах, за одну неделю она подорожала на 28,6%, морковь - на 17,4. За четыре месяца умеренного, но постоянного подорожания стоимость овощной корзины украинцев повысилась на 81%. И это, заметим, происходит с продуктами так называемого "борщевого набора", за наличием и ценами на который как бы осуществляется особый мониторинг и контроль.

Что касается ряда не подвергаемых контролю, но привычных и необходимых продуктов, то они могут стать для украинцев и вовсе недоступными. Скажем, чеснок, урожай которого был отменным, а цена его осенью колебалась в пределах 20-30 грн за кг, за последние недели почти исчез с базарных раскладок, а цена его в супермаркетах колеблется от 98 до 120 грн за кг. Этот продукт теперь, в основном, предлагают поштучно: за 3 или 5, а то и 10 грн. Похоже, что события на "финансовом фронте" не только значительно увеличили расходы на приготовление борща, но и лишают украинцев привычной приправы. Тем более что ситуация, характерная для нынешнего года, может затянуться. Выращенные в нынешнем году овощи обречены быть намного дороже, чем прошлогодние. В этом легко убедиться после знакомства со "взбесившимися" ценами на семена, и не только того же ставшего дефицитным чеснока. Впрочем, дорожает не только посевной материал, подготовкой которого в стране мало кто занимается, но и минудобрения, средства защиты растений от вредителей. При этом селянские домохозяйства и фермеры, выращивающие львиную долю овощей и фруктов, в отличие от крупных агрохолдингов, которые такой "мелочевкой" не занимаются, не могут рассчитывать на банковские кредиты и уж тем более на снижение процентов за них за счет государства.

Впрочем, практика массового вывоза из страны востребованных, особо ценных для укрепления здоровья продуктов началась не сегодня. Проявившийся курсовой разрыв только обострил ситуацию и привел к тому, что число скупщиков особо востребованной за рубежом продукции существенно возросло. Оснащенные транспортом группы рыщут на базарах, скупая орехи, тыквенные семечки, высушенные ягоды, мед. Реклама поставлена что надо: кто не увидит, тот услышит через громкоговоритель: "купим дорого". Ясное дело, что покупают не очень дорого, на 10-15% выше средних цен, а продают за рубежом в разы дороже. Из-за отсутствия официальной статистики о путях-дорогах и масштабах заготовок, которые становятся все более масштабными и организованными, можно судить разве что по косвенным признакам - взлету цен на тот или иной продукт на внутреннем рынке, его исчезновению в продаже или… скандалу на таможне.

На этот раз в скандальную хронику попали орехи. Дело в том, что этот весьма полезный для здоровья продукт по сути исчез с внутреннего рынка. Впрочем, сам скандал возник вовсе не из-за того, что украинцев оставили без привычного продукта. Более важным обстоятельством стало то, что столкнулись интересы предприимчивых дельцов и таможенников. Согласно жалобам предпринимателей, за своевременное таможенное оформление автомашины с нечищеными орехами приходится платить взятку в 5 тыс. долл., еще дороже ценятся услуги оформления автомашин с очищенными орехами - за каждую требуют 10 тыс. долл. Кабмин инициировал служебное расследование, и правоохранители разбираются, были ли поборы, кто их организовал. Но проблема намного серьезнее. Суммы взяток, которые экспортеры орехов хоть и со стонами, но платили, свидетельствуют о нехилом "наваре", получаемом за счет опустошения внутреннего рынка, и так ослабленного финансово-курсовой дестабилизацией. Ведь только за 1,5 месяца нынешнего года было экспортировано, как стало известно из достоверных источников, 5574 тонны орехов на сумму 404201 тыс. грн.

Если и впредь так "удачно" будет выбираться время экспорта востребованных продуктов собственного производства (то есть когда гривня обесценена, население на глазах беднеет, а до нового урожая путь тернист и долог), то могут исчезнуть или станут недоступными не только орехи и чеснок, но и продукты большей социальной значимости.