UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уже никто никуда не уходит

Сегодня впору отмечать годовщину проведения помаранчевой революции в таможенном ведомстве страны (проведение операции «Контрабанда, стоп!» и все, что последовало за ней)...

Автор: Евгений Гуцул

Сегодня впору отмечать годовщину проведения помаранчевой революции в таможенном ведомстве страны (проведение операции «Контрабанда, стоп!» и все, что последовало за ней). Весной 2005-го «ЗН» активно откликнулось публикациями на радикальные таможенные инициативы. И теперь, спустя год, мы решили подвести итог таможенным преобразованиям, поинтересовавшись мнениями специалистов. Надо сказать, мнения разделились. Вырисовываются три точки зрения: оптимистическая, пессимистическая и официальная (последняя «по долгу службы» обязана быть позитивной).

Оптимист: таможенный стакан наполовину полный

Оптимистический взгляд исходит из среды львовских таможенных брокеров. Суть его сводится к следующему. За прошедший год «Громадська рада», которая в момент наведения порядка на границе была создана при Западной региональной таможне (с апреля прошлого года — Львовская таможня) из представителей Комитета предпринимателей Львовщины (КПЛ), смогла продуктивно повлиять на Гостаможслужбу и Кабмин. По инициативе этой общественной организации удалось добиться отмены ряда незаконных и полезных для таможенного чиновничества нормативных документов и принятия некоторых нормативных документов, полезных для предпринимательства и государства. Так, к концу апреля прошлого года, с подачи «Громадської ради» Министерство юстиции отменило большую часть не соответствующих законодательству таможенных приказов.

Все это вместе с общей атмосферой становления новых отношений между предпринимателями и ГТСУ открыло путь для применения 82-й статьи Таможенного кодекс (возможность растамаживания спорного импортного груза под временную и неполную декларацию, 30 дней для решения вопросов кодирования, размера таможенных ставок, таможенной стоимости и т. п.). Пока таможенниками осуществляется экспертиза, а предпринимателем — сбор недостающих документов, товар поступает в свободный оборот. Предприниматель экономит средства на транспорте (машина не держится под грузом на какой-то таможенной площадке) и на возврате кредитов.

Другим существенным завоеванием «Громадської ради» таможенные брокеры называют принятие новой методологии оформления грузов на внутренних таможнях (приказ ГТСУ № 314-й от 20 апреля 2005 года). Среди прочего этот документ предусматривает, что в течение двух часов с момента подачи сопровождающих документов, если бумаги соответствуют требованиям законодательства, груз должен быть осмотрен и оформлен. В противном случае таможенник должен дать мотивированный ответ. Третьего 314-й приказ таможеннику не оставил.

Перечисленные выше временные рамки («30 дней» и практика принятия решения о растамаживании груза в течение двух часов), как утверждают таможенные брокеры, весьма существенно ударили по взяточничеству на внутренних таможнях. На этом, по их мнению, сотрудничество «Громадської ради» с Львовской таможней себя исчерпало, поскольку основные задачи были решены. Дальше Комитет предпринимателей Львовщины работал с ГТСУ в рамках своей Правозащитной комиссии.

Уже используя Правозащитную комиссию, КПЛ добился локальной победы, связанной не столько с правовыми препятствиями, сколько с не совсем корректным административным начинанием местной власти. Ее представители пытались своеобразно присоединиться к таможенному процессу. В мае прошлого года был издан приказ ГТСУ о создании таможенного поста «Львів-залізничний», который ни государству, ни предпринимателям ничего хорошего не сулил. Зато инициатору данное начинание обещало немалую выгоду. А его инициатором, как утверждает источник «ЗН», был «некий работник Львовской облгосадминистрации». Очевидно, что завхоз или какой-то инструктор тем работником ЛОГА быть не мог. Этот представитель «народной власти» возжелал сконцентрировать растаможку грузов (осуществлявшуюся на шести-восьми станциях, разбросанных по Львову) на одном терминале и предоставлять экспортерам-импортерам соответствующие услуги по монопольным ценам. Так вот, благодаря рекомендациям КПЛ, ГТСУ ликвидировала приказ про «Львів-залізничний».

Сегодня при помощи той же Правозащитной комиссии КПЛ пытается добиться еще одного правового подспорья для субъектов ВЭД. 82-я статья ТК, обеспечивающая применение временной и неполной таможенной декларации, уже работает, правда, с некоторым напряжением. 932-й приказ ГТСУ, принятый 30 декабря 2003 года, содержит в себе, на первый взгляд, безобидное положение. Говоря о временной и неполной декларации, пункт 3.2 этого приказа, в частности, предписывает таможенникам: «Заявление должно быть рассмотрено в течение следующего рабочего дня после даты регистрации». Таким образом, если авто с грузом прибыло на таможню, скажем, в среду, то соответствующее заявление будет рассмотрено в четверг, а если — в пятницу, то — в… понедельник. Не всякий товар может столь долго без потери качества простоять «в поле». Не говоря уже о простоях транспорта. Впрочем, «вопрос можно решать», но это уже влечет за собой нарушение законодательства. Поэтому КПЛ сегодня добивается от ГТСУ, чтобы в вопросе оформления временной и неполной декларации все соответствовало ТК, а не упомянутому приказу.

Пессимист: таможенный стакан наполовину пустой

Пессимистическая точка зрения на таможенные дела исходит из стана субъектов ВЭД. Предприниматели, связанные преимущественно с импортом, ситуацию своих взаимоотношений с таможенными структурами оценивают совершенно в ином эмоциональном ключе. В соответствии с высказанными собкору «ЗН» соображениями, дела обстоят так.

Первые движения новой власти, совершенные «нежными ручками» тогдашнего премьера, воодушевили предпринимателей. Г-жа Юлия среди прочего создала Совет импортеров. Им показалось, что их хотят слушать. Словом, начало было очень хорошим и многообещающим. В частности, надежда была на то, что «изменится философия государства и чиновников Гостаможслужбы по отношению к людям, делающим бизнес».

Когда состоялась помаранчевая революция, местные таможенные кадры, душившие легальный внешнеэкономический бизнес, почти что испугались. Они перестали брать взятки и т. д. Многие из них серьезно задумывались над тем, куда бы податься, к какой структуре примазаться, поскольку на официальную, пусть и относительно высокую, таможенную зарплату они принципиально жить были не согласны.

Но прошел месяц-третий, и таможенное чиновничество поняло, что «в конторе» все останется по-старому. Одиозных начальников (что наверху, что в регионах), как было обещано лидерами революции, по тюрьмам не пересажали. Местных таможенных тузов немного перетасовали, перебрасывая того сюда, а этого — туда. И те, кто подумывал о перепрофилировании своей деятельности, остались на местах.

Много зловредных бумаг, действительно, как мы уже отмечали, Гостаможслужбой было отменено. Хотя вместо отмененных документов Кабмин ввел некоторые новые, не очень-то радующие предпринимателей.

Да, официальные таможенные тарифы на значительное количество товаров упали, и то — существенно. Импортерам полегчало. Теперь все фрукты (экзотические и банальные) завозятся официально, чего никогда не было. Что же касается «неофициальных тарифов», то они, по словам субъектов ВЭД, возросли. То есть, чтобы автомашина долго не стояла на грузовом дворе, инспектора следует простимулировать. Одно еще как-то спасает: перечень товаров, образцы которых необходимо в обязательном порядке направлять в лабораторию на экспертизу, сегодня не столь велик, как до революции. Но раз есть такой перечень (хоть и в усеченном варианте), следовательно, сохраняется механизм, при помощи которого можно «нагибать» предпринимателя.

В связи с этими и многими другими обстоятельствами субъекты ВЭД окончательно пришли к выводу: чем дальше, тем больше откат назад таможенной политики Украинского государства. Философия чиновников, сидящих в Гостаможслужбе или на местах, не изменилась вообще. (К слову, в том, что таможни не совсем избавились от коррупционного прошлого, время от времени публично заявляет нынешний глава Львовской облгосадминистрации.)

Место сидения определяет точку зрения

У самих таможенников (носителей «официальной версии») в оценке ситуации, естественно, взгляд совершенно противоположный. В информации, которую для «ЗН» предоставила пресс-служба Львовской таможни (ЛТ), все выглядит благополучно. Взять, к примеру, сравнительную статистику по ЛТ за 2004-й и 2005 годы. Так вот, по ЛТ субъектами ВЭД в прошлом году через таможенную границу перемещено товаров на сумму 6,5 млрд. грн., что на 8% больше, чем в 2004 году. По некоторым другим показателям успехи ЛТ еще более впечатляющи. Отчисления в бюджет в прошлом году превышают позапрошлогодние на 50,8%. Импорт вырос на 15%, а экспорт снизился на один процент. В результате внешнеторговый оборот принял такие очертания: ввоз — 63%, вывоз — 37%.

Прокомментировали эту статистику «пессимисты». Они подтверждают достоверность роста показателей, в том числе и по отчислениям. Однако причину такого оживления субъекты ВЭД видят в том, что в первые месяцы прошлого года таможенники боялись брать взятки, поэтому на границе не была пропущена без уплаты пошлины ни одна машина. Т. е. рост показателей (благодаря импорту) оказался всего лишь засветкой на какой-то период того, что раньше проходило через «тень». А снижение экспорта, согласно мнению «пессимистов», обусловлено тем, что значительная его часть была всего лишь «воздухом», который «гонялся» за границу ради возвращения НДС.

В Европу…
не по-европейски

Но возвратимся к информации, которую предоставила пресс-служба ЛТ. С 1 января нынешнего года в стране начал действовать приказ главы Гостаможслужбы №1078 «О смене зон деятельности таможен и внесении изменений к некоторым приказам Гостаможслужбы». Между внутренними таможнями и таможнями, находящимися на границе, произведена дифференциация полномочий. Таможням на границе оставлена функция пункта пропуска. А за всеми внутренними подразделениями Львовской таможенной службы, прежними и вновь созданными, закрепили оформление экспортно-импортных операций, осуществляющихся юрлицами.

Пресс-служба ЛТ объясняет эту революционную перемену желанием Украины гармонизировать свои таможенные нормы с общеевропейскими и мировыми, а также ее стремлением вступить в ВТО и стать членом ЕС.

А что же практически данная реорганизация дала на сегодняшний день? Оптимисты расценивают этот шаг ГТСУ как позитив. Они убеждены, что такая дифференциация сделана для того, чтобы разгрузить переходы. Поскольку крупные перевозчики оформление грузов осуществляют на внутренних таможнях, то тем самым ускоряется пропуск всех желающих что-либо вывезти за пределы страны.

Пессимисты же, во-первых, не видят в 1078-м приказе ничего оригинального. Лет восемь назад, говорят они, таможня на границе уже была просто пунктом пропуска.

Во-вторых, не унимаются критики: данное разграничение функций способно создать определенные проблемы. Например, импортер декларирует, что хочет встретить какой-то груз. Эта информация через внутреннюю таможню, находящуюся далеко от границы, идет на киевский сервер, а уже оттуда — на границу. А теперь представьте, что во время пересечения машиной кордона не читается, скажем, электронная копия предварительного уведомления. Раньше, когда приграничная таможня не подчинялась напрямую Киеву, такую проблему можно было оперативно решить — принести копию оригинала того самого предварительного уведомления.

В-третьих, проблемы уже возникли у тех субъектов ВЭД, чьи склады географически расположены у границы. Теперь этим предпринимателям нужно для оформления документов и пломбирования от границы гнать фуры в областной или районные центры, а затем обратно. Раньше все делалось на месте. В конце концов, если таможня заводит разговоры о курсе Украины на Европу и ВТО, то можно было бы вообще «отксерить» европейский опыт один в один. Тем более что в Европе субъект, намеревающийся покинуть пределы ЕС, может оформить документы там, где ему удобно: хоть на внутренней таможне, хоть на границе.