UA / RU
Поддержать ZN.ua

УСТАВШАЯ СЕТЬ ЗАВАЛИЛАСЬ ПОСПАТЬ

Операторы мобильной связи не спешат вкладывать средства в повышение качества своих услуг Время от времени пользователи услуг операторов сотовой связи сталкиваются с невозможностью получить обещанное им...

Автор: Семен Степанчиков

Операторы мобильной связи не спешат вкладывать средства в повышение качества своих услуг

Время от времени пользователи услуг операторов сотовой связи сталкиваются с невозможностью получить обещанное им. Тогда говорят, что оператор «падает». Телефон просто выдает сообщение о невозможности соединения, а в трубке звонящего из другой сети слышится сакраментальное: абонент находится вне зоны обслуживания. Сразу оговоримся — речь идет не обо всех операторах сотовой связи, а большей частью о двух «национальных» — «Киевстар» и UMC. Выходит, что самые разрекламированные и известные компании не могут в полной мере обеспечить надежную связь вне зависимости от места и времени. Почему?..

Каждая сота сети мобильной связи, иначе говоря, базовая станция, находящаяся в ее центре, может одновременно обслужить ограниченное число абонентов. Так, в диапазоне 900 МГц — до 80 абонентов, в диапазоне 1800 МГц — в несколько раз больше. При средней продолжительности звонка 30—40 секунд этого вполне достаточно для обслуживания некоего среднего потока соединений. Однако в случае, когда количество соединений достигает технологического максимума, все следующие абоненты получают отказ в обслуживании. Это еще далеко не катастрофа, а скорее технологическая издержка стандарта GSM. Достаточно набрать номер два-три раза, чтобы поймать момент, когда разговор очередного абонента прекратился и освободилось место для нового соединения. Обычно наблюдается два пика нагрузки сети — 10—12 часов утра и 17—19 часов вечера. В спальных районах больших городов к ним добавляется третий — 21—23 часа вечера. При этом есть стабильно перегруженные соты. Например, в деловых центрах больших городов. Различают также новогодние и прочие предсказуемые перегрузки. Возникают они и во время непредвиденных ситуаций, как это случилось 11 сентября прошлого года. Однако это не «падения» сети, а лишь временные перегрузки, причины которых хорошо известны.

Несколько слов о путях ликвидации перегрузок и повышении емкости сети. Более всего емкость сети зависит от ширины диапазона, который разрешено использовать оператору. Отметим, что в Европе, и даже в России, операторы владеют более широкими полосами частот, чем в Украине. Широкие диапазоны частот облегчают частотное планирование сетей, позволяют установить большее количество базовых станций, а также большее количество секторов на каждой из них. Заметно выше емкость сетей, построенных в диапазоне 1800 МГц, однако в этом диапазоне заметно меньше площадь одной соты. Поэтому оба национальных оператора, получивших в минувшем году лицензии на использование этого диапазона и развернувшие в крупных городах соответствующие сети, действительно заметно увеличили свою абонентскую емкость.

Отметим, что существует различие в использовании этого же диапазона 1800 МГц оператором Golden Telecom (развернувшим соответствующую сеть еще в 1996 году) и двумя общеукраинскими операторами. Первый изначально строил сеть в Киеве в этом диапазоне, и город равномерно покрыт сотами сети GT, что обеспечивает качественную связь, без перегрузок и сбоев. Помимо этого, емкость сети GT заметно выше, чем количество абонентов у этого оператора, поэтому перегрузки ему почти не ведомы. Правда, в первые годы работы в зоне покрытия наблюдались дыры, в основном связанные с особенностями киевского рельефа, но со временем исчезли и они. «Киевстар» и UMC же установили базовые станции диапазона 1800 МГЦ лишь на наиболее перегруженных участках: в деловых центрах городов, в центрах спальных районов, в пунктах автомобильного пересечения государственной границы.

В данный момент оба крупных оператора находятся примерно в равных условиях по выделенному им частотному ресурсу и количеству базовых станций. Однако существует и второй фактор, от которого зависит емкость сети, — пропускная способность коммутаторов, зависящая в свою очередь от их аппаратной части (представляющей собой мощные сервера) и программного обеспечения. Кстати, до недавнего времени и UMC, и «Киевстар» имели по одному коммутатору в Киеве, через которые шли все региональные звонки. Теперь у них по нескольку коммутаторов, обрабатывающих региональные звонки, — в Киеве, Львове, Днепропетровске, Одессе. Ведущие производители телекоммуникационного оборудования — Nortel, AT&T, Lucent, Siemens и другие — постоянно выпускают новые, более совершенные модели коммутирующих устройств и новые версии программного обеспечения к ним. Операторы мобильной связи в развитых странах, использующих гораздо более емкие сети, чем Украина, вынуждены постоянно повышать их емкость, поэтому все время покупают новое оборудование. Дальнейшая судьба старого оборудования различна. Один из путей его «утилизации» — продажа по сравнительно невысоким ценам операторам мобильной связи тех стран, сети которых не нуждаются в европейской емкости, а доходы операторов не позволяют приобрести новое оборудование. Неудивительно, что первые коммутаторы, которые украинские операторы мобильной связи, как правило, получали от своих учредителей в виде взноса в уставный фонд, далеко не всегда отличались абсолютной новизной и уж точно не были самыми продвинутыми даже на то время. Конечно, подержанность оборудования вовсе не означает, что оно низкого качества. Тем не менее, его сегодняшние возможности заметно ограничены и часто не допускают расширения путем установки более совершенного программного обеспечения.

Излишне говорить, что от программного обеспечения зависит многое: возможности коррекции потерь и ошибок при передаче данных, быстрота коммутации, оптимальность использования ресурсов сервера. Зависит и качество биллинга — абонент не должен платить за время, которое он не говорил. Здесь «Киевстар» и UMC поступили по-разному. Богатые учредители UMC купили ПО вместе с коммутаторами, и их техперсоналу оставалось лишь настроить его в соответствии с конфигурацией сети. «Киевстар», как утверждают специалисты, сэкономил: купил ПО, требующее доводки, для выполнения которой нанял лучших в мире украинских программистов. В результате оно, конечно, работает...

Именно со сбоями программного обеспечения и связаны те катастрофические многочасовые «падения» сетей операторов мобильной связи — февральское и мартовское UMC и декабрьское «Киевстара». Не отказ в доступе в результате перегрузки, а именно падения, после которых восстановить сеть могут только специалисты высокой квалификации.

Итак, емкость сети зависит от вложенных в нее средств. Все так, но тут без маленькой оговорки не обойтись. Ибо государство, в лице военного ведомства, не до конца освободило диапазон 900 МГц для коммерческого использования и, таким образом, несколько ограничивает операторов в возможностях развития сети. А операторы, похоже, не спешат вкладывать средства в такую ограниченность. Их, кажется, устраивают получаемые прибыли при существующем количестве абонентов. UMC открыто заявило, что в текущем году не будет бороться за рост абонентской базы. Похоже, к такой же тактике, несмотря на задекларированное намерение удвоить эту самую базу, склоняется и «Киевстар». Как бы там ни было, именно качество предоставляемых услуг станет в наступающем году фактором, наиболее привлекательным для абонентов. И оператором №1 будет считаться не тот, кто первый набрал очередной миллион абонентов, а тот, чьи «падения» с течением времени стерлись из памяти пользователей мобильной связи.