Сегодня в Украине реформируется упрощенная система налогообложения предпринимателей и решается ее дальнейшая судьба. Законодательный орган власти работает над изменениями в Налоговый кодекс, касающимися предпринимателей на фиксированном и едином налоге. Проблема, как известно, приобрела актуальность и получила широкий социальный резонанс еще при принятии Налогового кодекса, когда возникла угроза для существования упрощенной системы налогообложения в целом.
Инициатива Кабинета министров Украины была изложена в соответствующем законопроекте «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины». Этот документ уже утвержден правительством и находится на рассмотрении в соответствующих парламентских комитетах.
18 марта 2011 года Министерство финансов также предложило базирующуюся на упомянутом законопроекте концепцию упрощенной системы налогообложения.
Согласно названным выше документам, предпринимателей-«упрощенцев» поделят на три группы и обяжут вести учет, при этом налоговая нагрузка для них возрастет. Ведь теперь им придется вести подробный учет на основании первичных документов, то есть заключать и фиксировать договора, а также движение средств. В случае проведения наличных расчетов возникает потребность в кассовом аппарате. В указанном законопроекте об этом речь не идет, но в разделе Налогового кодекса о ведении учета сказано: прием денежной наличности требует применения кассового аппарата. При этом в законе о регистраторах расчетных операций сказано, что плательщики единого налога не обязаны использовать кассовые аппараты.
Противоречия некоторых норм, требующие разъяснений, очевидны. Поэтому в законопроекте нужно четко зафиксировать позицию о кассовых аппаратах или внести соответствующие нормы в заключительные положения Налогового кодекса.
Положительным моментом является то, что законопроектом предлагается отменить норму кодекса, которой введен запрет юридическим лицам относить закупки товаров и услуг у «упрощенцев» - физических лиц на валовые расходы, то есть фактически обязали юрлиц облагать соответствующие расходы по ставке налога на прибыль. Однако не всех, а только тех, которые используют так называемую третью категорию упрощенной системы налогообложения.
Как отмечалось выше, правительством предложено деление на три категории: две из них - аналог системы с фиксированным и единым налогом, когда ставки устанавливают местные советы, а закон определяет лишь предельные размеры. Третья категория - аналог существующей упрощенной системы для юридических лиц, предполагающей привязку к проценту от объема реализации.
Первая категория - это лица, которые не используют труд наемных работников и объем доходов которых не превышает 150 минимальных заработных плат (около 150 тыс. грн.). Для таких предприятий устанавливается ставка налога в пределах от 1 до 10% минимальной заработной платы (10-100 грн.).
Вторая категория - это лица, использующие работу не более чем десяти наемных работников, а объем дохода не превышает тысячи минимальных заработных плат (около 1 млн. грн.). Ставка - от 2 до 20% минимальной заработной платы (20-200 грн.).
Ставка для третьей категории устанавливается на уровне 3% от полученной выручки при условии уплаты НДС или 5% - без уплаты НДС. К ней относятся лица, которые имеют не более десяти наемных работников и объем дохода которых не превышает 2 тыс. минимальных заработных плат (около 2 млн. грн.).
По всей видимости, платежи планируют привязать к минимальной зарплате. То есть единый налог будет, например, до 20% минимальной зарплаты - на сегодняшний день это меньше 200 грн. Однако вместе с увеличением минимальной зарплаты будут расти и налоги для «упрощенцев». Как метко заметила народный депутат Ксения Ляпина на страницах интернет-издания «Экономическая правда», «минимальная зарплата является социальным показателем, а поэтому не совсем объективным. А значит, привязка размеров ставок к минимальной зарплате является риском для предпринимателей. Возможно, нужно обращаться к правительству с тем, чтобы установить эту ставку в натуральных показателях».
В случае получения дохода с нарушением требований применения упрощенной системы предусмотрено налогообложение по ставке налога в размере 15% для плательщиков первой и второй категорий и по двойной ставке налога - для плательщиков третьей категории.
Кроме того, законопроект определяет случаи аннулирования органами налоговой службы свидетельства плательщика единого налога, в частности, в случае возникновения налоговой задолженности по уплате налога, осуществления хозяйственной деятельности, на которую не распространяется упрощенная система, превышения предельного объема дохода и т.п.
По информации из неофициальных источников, ГНСУ вместе с другими центральными органами исполнительной власти и Министерством финансов Украины не участвовали в разработке этого законопроекта.
На сегодняшний день до момента внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс продолжает действовать указ президента «Об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности субъектов малого предпринимательства» №727/98 от 3 июля 1998 года.
Кроме того, с 1 апреля 2011 года разделом III Налогового кодекса, регулирующим налогообложение прибыли предприятий, введено, в частности, упомянутый выше запрет юридическим лицам относить на валовые расходы закупку товаров и услуг у «упрощенцев» - физических лиц.
Существует еще один неоднозначный момент. Законопроект вносит изменения в закон о едином социальном взносе, и якобы предложен компромисс. На самом деле ситуация непростая: от уплаты единого социального взноса освобождаются только инвалиды и пенсионеры. По данным Министерства социальной политики Украины, количество инвалидов на конец 2010 года составляло 2,6 млн., то есть почти 6% от общей численности населения. Количество инвалидов трудоспособного возраста превышает 1,5 млн. человек. Количество пенсионеров почти равняется количеству работающих. При этом размер социального взноса для предпринимателей - молодежи и других трудоспособных лиц - непомерно велик. Что делать предпринимателям, которые не являются ни пенсионерами, ни инвалидами? Вероятно, будет усиливаться социальное напряжение, что может привести к недоразумениям в предпринимательской среде.