Кажется, совсем недавно, в ноябре прошлого года, акционерная судоходная компания «Укрречфлот» отмечала свой десятилетний юбилей. За это время ей удалось доказать свою состоятельность даже отпетым скептикам, став флагманом украинского флота, заняв важное место на международном рынке перевозок, укрепив имидж Украины как морской державы. Достаточно сказать, что в настоящее время свыше 50% морских перевозок страны осуществляется судами этой компании. Их можно встретить в 40 странах мира — на Днепре и Дунае, в Средиземном, Черном и Азовском морях, на Балтике и в Северном море, у европейского и африканского побережья Атлантики. В основе успешной работы АСК «Укрречфлот» лежит, прежде всего, коренное преобразование отношений собственности на речном транспорте, и сейчас модель ее приватизации находит применение на многих предприятиях других отраслей отечественной экономики.
В последние дни апреля нынешнего года состоялось очередное памятное событие — десятое общее собрание акционеров, посвященное результатам работы АСК в 2002 году.
Жесткие условия конкуренции выдвигают все новые и новые задачи, требуя мобилизации материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов. В связи с этим в прошлом году специалистами «Укрречфлота» был разработан стратегический план развития компании на 2003—2010 годы, которому она теперь неукоснительно следует. Четко сформулированы основные задачи на ближайшие восемь лет. Это — повышение прибыльности, расширение рынков деятельности, систематическое улучшение качества предоставляемых услуг, укрепление корпоративной управляемости, разработка и обеспечение инвестиционных проектов. И хотя прошедший год оказался для АСК «Укрречфлот» достаточно сложным, правление и специалисты компании все же сумели обеспечить выполнение производственно-финансовых показателей бюджета, утвержденного предыдущим собранием акционеров.
Грузовым флотом было перевезено 6 млн. тонн различных грузов, что на 6% превысило плановое задание и на 10% — уровень 2001 года. Соответственно и доходы возросли на 14%. Этому способствовало укрепление фрахтово-коммерческой службы, работа которой была направлена, в первую очередь, на привлечение высокотарифицированных грузов и проведение гибкой тарифной политики.
В прошлогоднюю навигацию круизным флотом компании было перевезено 10 тыс. туристов. И здесь доходы превзошли уровень предыдущего года на 12%. В целом же доходы АСК увеличились на 19%.
Всякому бюджету присуща одна общая особенность: кроме доходной части, у него есть расходная. А так как с марта прошлого года цены на нефтепродукты постоянно росли, достигнув более 250 долларов за тонну, «Укрречфлоту» вместо запланированных 47 млн. гривен пришлось истратить на 9 млн. больше. А ведь на топливо приходится четвертая часть всех расходов…
Повлиять на цены, складывающиеся на мировом рынке нефтепродуктов, компания, конечно же, не в состоянии. Зато в ее силах регулировать многие прочие траты. Так, с целью удешевления стоимости ремонта судов и загрузки филиалов АСК «Укрречфлот» практически весь свой флот ремонтировала на собственных предприятиях. Лишь два теплохода отремонтированы на сторонних заводах. Наращивать объемы ремонта на собственных предприятиях и обеспечить их стабильное финансирование позволило открытие кредитной линии на ремонт флота. Более чем полуторалетняя работа в условиях новой системы финансирования ремонта доказала ее высокую эффективность.
Обеспечили выполнение своих бюджетов и дочерние предприятия «Укрречфлота» — Запорожский, Херсонский и Николаевский речные порты. Их валовой доход по итогам года на 50% выше уровня 2001 года и на 39% превысило плановый показатель.
Прибыль после уплаты налогов распределили согласно бюджету, утвержденному девятым собранием акционеров, — на приобретение ценных бумаг и выплату дивидендов.
Как и прежде, приоритетом своего развития АСК считает строительство нового флота. Это единственный пока отечественный судовладелец, который может себе позволить подобное. Созданная в структуре АСК «Укрречфлот» для реализации инвестиционного проекта строительства новых судов холдинговая компания выполнила задания бюджета по всем показателям. Это позволило в течение года своевременно производить все платежи Европейскому банку реконструкции и развития, а оставшуюся прибыль направлять на формирование резервов. Следует подчеркнуть, что за все время действия кредитного соглашения, а это более семи лет, «Укрречфлот» ни разу не задержал платежей по кредиту и другим обязательствам. Резервы, сформированные и постоянно поддерживаемые за счет прибыли от эксплуатации судов, гарантируют выполнение соглашения с ЕБРР в случае возникновения каких-либо непредвиденных обстоятельств и в будущем.
Обновление флота идет успешно. В ноябре 2002 года АСК получила уже шестое новое судно — «Владимир Украинец», а теплоход «Алексей Дидковский» будет принят в эксплуатацию к концу июня. Он завершит серию из семи судов типа «Десна» суммарным дедвейтом около 27 тыс. тонн. Но для укрепления позиций на международном фрахтовом рынке требуется все более радикальное пополнение тоннажа. Существуют два пути решения этой проблемы: увеличивать количество строящихся судов либо наращивать их грузоподъемность. Естественно, что второй путь менее затратный. Поэтому после завершения строительства серии судов типа «Десна» и в соответствии со стратегическим планом своего развития на 2002—2010 гг. «Укрречфлот» намерен перейти к строительству судов дедвейтом 6—6,5 тысячи тонн. Такая грузоподъемность была выбрана после всестороннего анализа фрахтового рынка.
В начале прошлого года был объявлен тендер среди отечественных и зарубежных судоверфей на размещение заказа на строительство упомянутых судов. Результаты стали отрадными для украинских судостроителей. Как сообщил акционерам президент АСК «Укрречфлот» Николай Славов, предпочтение было отдано Николаевскому судостроительному заводу. Сейчас он принадлежит голландской корпорации «Дамен Груп», однако выполнение этого проекта позволяет создать новые рабочие места для украинских граждан и будет способствовать возрождению отечественной судостроительной промышленности. С заводом уже подписан контракт на строительство первых четырех многоцелевых судов типа «Буг» дедвейтом 6300 тонн каждое, полностью отвечающих передовым технологиям морского бизнеса. В дальнейшем предусматривается увеличение серии этих судов до 10 единиц.
Подписанию контракта предшествовала большая работа по выбору оптимальных характеристик судов, комплектующего оборудования для них, согласованию стоимости, сроков поставки и гарантий финансирования. Поставка первого теплохода новой серии ожидается в четвертом квартале следующего года, остальные будут сходить со стапелей с интервалом в три-четыре месяца.
И на этот раз финансирование строительства новых судов будет производиться за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития и собственных средств АСК. Проект финансирования был одобрен кредитным советом директоров ЕБРР, и 16 апреля в Лондоне состоялась церемония подписания кредитного соглашения. Таким образом, к концу 2005 года флот компании пополнится 11 новыми высокоавтоматизированными судами суммарным дедвейтом около 52 тысяч тонн. А в 2006—2007 гг. будет построено еще шесть теплоходов серии «Буг».
В 2002 году правление АСК «Укрречфлот» сконцентрировало свое внимание на стратегии развития компании, выполнении решений, принятых на девятом общем собрании акционеров. На заседаниях правления, в том числе совместных с членами наблюдательного совета и ревизионной комиссии, рассматривались вопросы финансовой и коммерческой деятельности, обеспечения грузовой базы, ремонта и технического состояния судов, строительства нового флота, безопасности судовождения и мореплавания. Но во главу угла неизменно ставятся вопросы корпоративного развития АСК, оптимизации ее структуры, реализации инвестиционной и дивидендной политики. Ведь в качестве стратегии развития избран курс на построение вертикально интегрированной компании холдингового типа, конкурентоспособной на рынках речного и морского бизнеса.
Корпоративная управляемость особенно важна на этапе накопления капитала, во время действия кредитных соглашений. Ни один банк не предоставит кредитов компании, которую могут скупить сомнительные финансовые структуры, что в условиях переходной экономики, свойственных сейчас для Украины, весьма вероятно. Но поставленные на прошлогоднем общем собрании акционеров задачи по предотвращению такой угрозы на рынке ценных бумаг выполнены, и сейчас компания надежно защищена от посягательств извне.
Не менее важным этапом построения корпоративной структуры стала деятельность по освоению нетрадиционных для АСК «Укрречфлот» рынков: экспедирование грузов, фрахтование и аренда стороннего флота.
Созданное в прошлом году для работы на этих направлениях ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот» в значительной мере способствовало освоению новых грузопотоков и улучшению грузовой базы компании. В планах на ближайшее будущее — экспедирование через ее структуры всех грузов, проходящих через речные порты среднего и нижнего Днепра.
Арендованными судами, находящимися под управлением ЗАО «Трудовой коллектив АСК «Укрречфлот», в прошлом году перевезено более 170 тыс. тонн грузов. Еще 110 тыс. было перевезено сторонним флотом, зафрахтованным специалистами фрахтового отдела ЗАО. Впервые в практике компании было экспедировано 150 тыс. тонн внешнеторговых грузов.
Все большее значение в деятельности «Укрречфлота» приобретают ее дочерние предприятия. На прошлогоднем общем собрании акционеров было принято стратегически важное решение о присоединении ОАО «Днепропетровский речной порт» к АСК. Однако это сложная процедура, требующая решения многих нелегких вопросов. Только на согласование этого шага с Антимонопольным комитетом Украины потребовалось более девяти месяцев. А между тем отдельные коммерческие структуры не оставляли попыток поглотить это предприятие, прибегая к известным в таких случаях «технологиям». Огромных усилий стоила коллективу и акционерам порта, а также специалистам АСК «Укрречфлот» реализация намеченного. Сейчас в порту практически полностью завершен процесс обмена его акций на письменные обязательства АСК о выдаче ее акций дополнительной эмиссии.
Чтобы в полной мере соответствовать современным требованиям морского бизнеса, в АСК «Укрречфлот» с 1 января 2002 года создана новая корпоративная и организационная структура, связанная прежде всего с внедрением системы бюджетирования управления денежными потоками и материального стимулирования плавсостава и менеджмента. Первый год работы показал эффективность такой системы. Непосредственная связь между размером заработной платы и результатами труда позволила перевыполнить плановые задания по доходам и улучшить финансовое положение компании по сравнению с прошлым годом. Годовой план доходов от перевозок грузов был выполнен уже к 7 декабря, а по результатам финансово законченных в 2002 году рейсов нет ни одного убыточно работающего судна.
Контроль за выполнением каждого рейса осуществлялся параллельно менеджерской группой и экипажем судна, что позволяло в оперативном порядке устранять все недостатки. Ежемесячная разработка бюджетов движения средств позволила контролировать денежные потоки компании и рационально использовать ее финансовые ресурсы.
Специалисты АСК продолжают совершенствовать показатели, за выполнение которых производится стимулирование работников. Сегодня особенно актуальной является экономия горюче-смазочных материалов. Поэтому для работников менеджментских групп и командного состава флота поставлено дополнительное условие поощрения — отсутствие перерасхода нефтепродуктов. С целью повышения материальной заинтересованности в улучшении результатов работы плавсостава выплата бонусов распространена на всех членов экипажей судов. Введено также положение о поощрении и ответственности промышленных подразделений АСК «Укрречфлот» за соблюдение плановых сроков и качественное выполнение судоремонтных работ.
Если говорить о перспективах развития АСК «Укрречфлот» в 2003-м, следует учесть, что и на этот раз ее ожидают серьезные испытания. Финансовый год предстоит нелегким, прежде всего из-за неблагоприятных метеорологических условий. Навигация на Днепре открылась на месяц позже, чем обычно. Продолжается рост цен на горюче-смазочные материалы. К этому следует добавить напряженность грузовой базы, нестабильность фрахтового рынка, вывод значительного количества судов из эксплуатации в связи с пятилетним циклом плановых ремонтов, затраты на их проведение. Необходимо искать альтернативные металлолому грузопотоки в связи с введением лицензирования на его экспорт из Украины.
Большое внимание предстоит уделить привлечению к перевозкам экспортных грузов украинских производителей металлопродукции, угля, кокса, ферросплавов, изыскивая оптимальные, конкурентоспособные по сравнению с железнодорожным транспортом варианты их доставки в отечественные порты с дальнейшей перевозкой судами компании. Необходимо также развивать перевозки зерна, максимально используя для этого специализированные зерновые комплексы Херсонского, Николаевского и Днепропетровского речных портов. Привлекать к перевозке через украинские порты транзитные грузы из России, Белоруссии и других стран, укреплять позиции на рынке перевозки леса и древесины на порты Турции, формировать систему конкурентоспособных сквозных тарифов для экспортно-импортных грузов...
По-прежнему острой остается проблема восстановления регулярного судоходства по Дунаю. Но и развитие дунайских перевозок нужно не упускать из виду, учитывая открытие судоходства и возобновление компанией перевозок выше Югославии на венгерские и австрийские порты. Здесь основу перевозок должны составить уголь, кокс, удобрения и железорудное сырье.
В последнее время АСК «Укрречфлот» укрепляет свои позиции на фрахтовом рынке бассейна Азовского моря, и есть все основания прогнозировать рост перевозок в этом регионе.
Да, предстоит нелегкий год. Но специалистами компании разработаны организационно-технические мероприятия, направленные на повышение эффективности работы как АСК в целом, так и всех ее структурных подразделений. А свое умение преодолевать трудности речники уже неоднократно показывали. Можно быть уверенным, что и на этот раз они выполнят задание и обеспечат запланированную на 2003 год консолидированную чистую прибыль, которая пойдет на выплату дивидендов акционерам, укрепление корпоративных прав «Укрречфлота» и строительство нового флота.