UA / RU
Поддержать ZN.ua

Укрощение тарифной лихорадки

За два последних года Тернополь стал городом, где плата за проезд в общественном транспорте возрастает с опережением других областных центров.

Автор: Роман Якель

Здешняя городская власть каждый раз апеллирует к сознательности жителей: если не повысить тарифы, город ожидает транспортный коллапс. И он действительно произошел, но из-за митинга возмущенных пассажиров...

Волну общественного недовольства поднял Тернопольский горисполком, с
1 ноября резко повысивший плату за проезд в городском транспорте: до 9 грн в автобусах и 8 грн в троллейбусах (до повышения плата составляла соответственно
5 и 4 грн). Таким образом, проезд в Тернополе стал самым дорогим среди городов Украины. Даже в Киеве плата за проезд в маршрутках составляет 8 грн. И это при том, что зарплаты в городе и области не идут ни в какое сравнение со столичными, а остаются одними из наиболее низких в стране. Так, средняя зарплата в Тернополе едва превышает 7 тыс. грн, тогда как по Украине - уже 9 тыс.

Правда, при расчете неперсонифицированным электронным билетом или банковской карточкой проезд в автобусах Тернополя должен был стоить 7 грн, а "Социальной карточкой тернопольчанина" - 6. Расчет в троллейбусе выглядел бы так:
6 грн - безымянным электронным билетом или банковской карточкой, а 5 грн - "Социальной карточкой тернопольчанина". Городские чиновники сознательно разделили людей на разные сорта-категории: гости города, тернопольчане "электронизированные" и "неэлектронизированные". Такого деления нет в других городах, все участники движения имеют одинаковые права, за исключением льготных категорий.

Городской голова Сергей Надал в видеообращении к тернопольчанам объяснял такое повышение тем, что общественный транспорт очутился в критической ситуации. Все автобусные маршруты стали убыточными. Водители автобусов и маршрутных такси отказываются выходить на работу. Власти едва удается успокаивать водителей и кондукторов троллейбусного парка, чтобы они работали. А в городском бюджете на ноябрь уже исчерпались средства на оплату перевозки льготных категорий пассажиров.

В последний раз тарифы на проезд в Тернополе повышали более года назад. "С того времени стоимость топливных материалов возросла на 16%, минимальная зарплата - на 15%, а стоимость электроэнергии - в 2,5 раза. Нам сообщили, что из-за долгов троллейбусы уже с 30 октября могли отключить от электроснабжения. Без повышения платы за проезд остановились бы и частные перевозчики, поскольку их деятельность, по экономическим расчетам, была кризисной", - уверял градоначальник. Но он, наверное, забыл уточнить, что в плановой себестоимости перевозок КП "Тернопольэлектротранс" на 2018 г. на уровне
113,3 млн грн доля электроэнергии составляет лишь 25,3 млн грн (то есть 22,3%).

Начальник управления транспорта, коммуникаций и связи Тернопольского горсовета Игорь Медынский грозную перспективу незыблемости тарифов делает еще более мрачной: "Такое вынужденное повышение цены на проезд обусловлено катастрофической ситуацией, которая сейчас наблюдается как в коммунальном предприятии "Тернопольэлектротранс", так и у частных перевозчиков. Это стало причиной невозможности покрывать собственные затраты из-за значительного повышения стоимости электроэнергии и горючего, дороговизны ремонта транспорта, средний возраст которого 25 лет, и нехватки средств на выплату заработной платы водителям".

Отсюда вывод: городская власть должна была пойти на непопулярный шаг, повысив плату за проезд. Но жителей не убедили такие аргументы городских чиновников: в прошлое воскресенье тернопольчане вышли на митинг с протестными лозунгами и перекрыли главные улицы города, заблокировав движение транспорта. Люди требовали немедленно снизить тарифы на проезд в городском транспорте. На следующий день акция протеста продолжалась под стенами горсовета...

Чтобы хотя бы немного унять возмущение тернопольчан, мэрия сделала достоянием гласности расчеты. Из них видно: при плановой рентабельности КП "Тернопольэлектротранс" на 2018 г. в 10% плата за проезд в троллейбусе должна была бы составлять 7,60 грн. А в автобусах и маршрутных такси, при такой же рентабельности (она включает стоимость горючего 29,94 грн за литр, среднюю зарплату водителей - 7,5 тыс. грн, среднюю годовую стоимость ремонта автобуса -
35 тыс. грн и прогнозируемый годовой пассажиропоток - 20 млн пассажиров) тариф возрастает до 8,82 грн. Последний тариф вызывает значительные сомнения, по крайней мере насчет указанной стоимости ремонта автобуса и величины пассажиропотока, реальные цифры которого до сих пор не показывают частные перевозчики (об этом несколько ниже).

Остается открытым и вопрос, почему, имея такие большие затраты на перевозку пассажиров, власть других городов не спешит повышать тарифы. Например, в соседних областных центрах - Львове, Ровно, Луцке, Черновцах - проезд в автобусе стоит 5 грн, в Ивано-Франковске - 5–6 грн (в зависимости от времени года). Стоимость проезда в троллейбусах в Луцке, Ровно, Черновцах до сих пор держится на уровне 3 грн, а в Ивано-Франковске - даже 2 грн.

В начале 2018 г. власть Тернополя обещала, что до конца года почти весь городской транспорт станет коммунальным, планировалось закупить 40 больших автобусов. В конце концов приобрели только один. Закупку остальных отложили на следующий год. Городской голова Тернополя оправдывается тем, что на средства, которые планировали направить на покупку новых автобусов, надо дофинансировать образование и медицину (на 60 млн грн). Но такая же ситуация не в отдельно взятом Тернополе - образование и медицину дофинансируют из местных бюджетов и в других городах страны. Почему же там транспортные средства закупают в значительных количествах? Например, в Житомире в нынешнем году уже приобрели в лизинг 17 больших автобусов МАЗ-206 на 72 пассажироместа каждый...

Тернополь стал первым городом в Украине, где внедрена квазиэлектронная система оплаты проезда. Почему "квази"? Потому что из нее выпало важное звено - сервер диспетчерского пункта, куда должна поступать информация обо всей выручке от перевозки пассажиров. Задачей электронной системы в Тернополе было преодолеть тень, установить реальный пассажиропоток и реальную стоимость перевозок. Тем не менее в Тернополе так и не удалось установить полный учет пассажиропотока, поскольку немало пассажиров рассчитываются денежной наличностью, водители не выдают билетов, а пассажиры не требуют этого. Итак, всей выручки от перевозок пассажиров до сих пор не видно, часть ее и в дальнейшем находится в тени. И потому орган местного самоуправления не может увидеть всего дохода перевозчика, оценить его затраты и решить, надо ли повышать тарифы и на сколько.

Получается, что тень победила пассажиров и мэрию. Яркий факт: после подорожания проезда водители маршруток стали массово идти навстречу пассажирам, предлагая: давайте сюда 5 грн и тихо проходите в салон. Билет, конечно же, они не выдают, а люди рады хоть немного сэкономить на проезде. Важным повышением тарифов на проезд в транспорте городская власть Тернополя, по моему мнению, косвенно поощряет перевозчиков и водителей работать в тени и тем самым дискредитирует важную реформу в сфере транспорта.

Так что реформы, в том числе внедрение электронной системы оплаты проезда, должны проводиться продуманно, выводить на положительный результат, а не на любой, по принципу: обещали одно, а получилось как всегда, пусть потребители услуг уж простят...

Р.S. Тернопольский горисполком под давлением общественности все-таки отменил решение о повышении стоимости проезда в городском транспорте. С 6 ноября в город вернулись предыдущие тарифы - 3 и 4 грн в троллейбусах и 4 и 5 грн в автобусах и маршрутных такси. Тем не менее мгновенно отреагировали частные автоперевозчики: в тот день их водители не выехали на маршруты. Горожане были вынуждены ехать в переполненных троллейбусах или преодолевать километровые расстояния пешком...