UA / RU
Поддержать ZN.ua

«УКРМОРПОРТ»: У ИСТОКОВ ГРУЗОПОТОКА

В начале февраля Министерством транспорта Украины было принято решение о создании государственного объединения «Укрморпорт»...

Автор: Александр Артеменко

В начале февраля Министерством транспорта Украины было принято решение о создании государственного объединения «Укрморпорт». В него вошли все 19 портов государственной формы собственности, государственная администрация Днепро-Бугского порта, Черноморско-Азовское производственно-эксплуатационное управление морских путей и госпредприятие «Укрспецоборудование». Итоги почти полугодовой деятельности объединения показывают, что шаг этот полностью себя оправдал.

ГО «Укрморпорт» было создано для консолидации усилий отечественных портов в противостоянии нарастающей конкуренции со стороны портов иностранных, в частности российских, румынских и болгарских. Перед ним были поставлены задачи по координации хозяйственной деятельности портов, согласованию развития их материально-технической базы. Представляя новообразованную структуру, министр транспорта особо подчеркнул, что речь ни в коей мере не идет о вмешательстве в текущую хозяйственную деятельность предприятий, вошедших в объединение. Оно будет лишь улучшать взаимодействие между портами, дабы оградить их от ненужной внутренней конкуренции, ведущей к чрезмерному снижению ставок за перевалку грузов.

Было бы преувеличением считать, что «Укрморпорт» — украинское ноу-хау. К примеру, в Латвии стратегически важные вопросы развития портов, привлечения инвесторов обсуждает наблюдательный совет, возглавляемый госсекретарем правительства, в состав которого также входят министры финансов, транспорта и другие. У нас же эти вопросы до сих пор единолично решал начальник каждого в отдельности порта. Теперь начальники всех морских портов входят в совет ГО «Укрморпорт». Они коллегиально обсуждают и принимают стратегически важные для развития своих предприятий решения по строительству новых объектов, привлечению инвесторов и пр.

Подвергая критике работу ряда предприятий совместной деятельности в отдельных портах, в частности Одесском, Г. Кирпа подчеркивает, что «Укрморпорт» должен наладить контроль за предоставлением скидок, эффективностью сотрудничества с инвесторами.

— Мы не против совместной деятельности с частными компаниями, — говорит министр. — Но она должна быть честной, прозрачной, под полным контролем со стороны портов.

Напомним: совместная деятельность — это форма сотрудничества государственного порта и частного капитала, при которой полученная прибыль делится между партнерами пропорционально инвестированным ими средствам. Долей порта считались его основные фонды, тогда как поиск клиентов, договорная работа и предоставление услуг осуществлялись в рамках совместной деятельности. Наибольшее распространение такая практика получила в Одесском морском порту. Неудивительно, что против ужесточения контроля Минтранса над работой частных структур в сфере морских перевозок, в частности новых правил работы в портах, наиболее активно выступают именно одесситы. Так, экс-начальник Одесского порта, народный депутат Николай Павлюк в своем интервью агентству деловой информации «Контекст» утверждает, что принципы, на которых создан «Укрморпорт», противоречат рыночным условиям работы. По его словам, функции распределения и координирования грузопотока, взятые на себя гособъединением, не будут способствовать нормальному развитию морской отрасли, так как теперь чиновник, а не хозяин груза решает, с каким портом работать.

И, наконец, третье, с чем не согласен бывший начальник порта, — это финансирование объединения за счет портовых сборов. По сути, считает он, это целевые сборы, которые должны направляться на поддержание в нормальном состоянии технических портовых сооружений, причалов, на обеспечение необходимых для безопасного прохождения судами глубин. Только разрешив эти противоречия, утверждает г-н Павлюк, можно рассчитывать на успешную работу объединения.

Однако условия, в которых владельцы предприятий имеют возможность организовать работу так, чтобы получать максимальную выгоду, — и есть рыночные! Ведь речь идет о морских портах, являющихся государственной собственностью. И если владелец, обнаружив, что ряд его предприятий, увеличивая объемы работы, резко снижают прибыльность, принимает меры, дабы переломить ситуацию, разве можно усматривать в этом противоречие рыночным условиям только на том основании, что владелец — государство?

Что касается развития отрасли, то уже сейчас департамент морского и речного транспорта Минтранса Украины прогнозирует в текущем году увеличение уровня доходов госпредприятий морского и речного транспорта до 857,3 млн. долл., что на 5% превышает прошлогодний. При этом основную долю доходов принесут морские порты — 607,9 млн. долл. (прирост — 4,9%). Еще 50 млн. долл. поступлений ожидается от судоремонтных предприятий (плюс 5,2%). Объединением создана государственная страховая компания «Укрморпорт», которая будет страховать имущество, находящееся в портах. До сих пор этим занималось более 30 страховых компаний, деятельность которых зачастую оказывалась неэффективной. Открыто представительство «Укрморпорта» в России, откуда в украинские порты идет основной транзитный грузопоток. Переговоры, проведенные в Москве, позволили увеличить объемы транзитных грузов. В январе—мае объем портовой грузоперевалки возрос на 8,1%. При этом на морские порты пришлось 52,47 млн. тонн транзитных грузов.

Сформирована и финансовая база объединения «Укрморпорт». Средства аккумулируются в трех фондах: уставном, фонде развития и фонде содержания аппарата управления. В ближайших планах — финансирование краностроения для морских портов Украины и организаций, входящих в объединение, в объеме 50 млн. долл. Уже проведены переговоры с руководством Новокраматорского машиностроительного завода и компании Kranbau Eberswalde HG (Германия), в ходе которых согласованы вопросы изготовления отечественной серийной модели портального крана. Это лишь небольшая толика сделанного. Она, однако, наглядно демонстрирует, что у объединения «Укрморпорт» — серьезные намерения кардинально изменить к лучшему ситуацию на отечественном морском транспорте.