UA / RU
Поддержать ZN.ua

УКРАИНСКИЙ HI-TECH: ЕСТЬ ЗА ЧТО ПОБОРОТЬСЯ...

В первой половине 90-х отечественный бизнес-сектор жил радостным ожиданием богатого инвестора. Но ...

Автор: Андрей Колодюк
Андрей Колодюк

В первой половине 90-х отечественный бизнес-сектор жил радостным ожиданием богатого инвестора. Но прошли годы, и вместо столь необходимых денег пришло понимание того, что капитал может прийти только в страну с благоприятным инвестиционным климатом. А для этого необходимо изменить не только стиль управления, но и саму психологию ведения бизнеса. Профессионализм стал главным фактором достижения успеха.

Десять лет назад страна не только поменяла политический статус, она перестала быть частью военной супердержавы. Промышленность прекратила работать на космос и армию. Понадобилась перестройка всей технической мощи, переориентация отраслей на работу в условиях рыночной экономики и получение прибыли. Наличие высококвалифицированных кадров, технологические решения, способные даже по оценкам скептиков не терять своей актуальности еще пять-десять лет, позволили превратить наследие военно-промышленного комплекса в основу для рождения нового для Украины ТМТ-рынка, определяемого на Западе как «телекоммуникации-медиа-технологии». Там он имеет уже развитые составляющие: сектор телекоммуникаций (операторы различных видов связи, производители телекоммуникационного оборудования, систем теле- и радиовещания), медиа (кабельное ТВ, контент-провайдеры) и технологии (производители программного и компьютерного обеспечения, системные интеграторы).

Если возникновение в Украине ТМТ как рынка, появление первых его участников относится к самому началу 90-х, то серьезное развитие и увеличение емкости этого рынка началось в середине десятилетия. Увеличился приток капитала в данный сектор, инвесторы стали получать первые прибыли. Результатом этого первоначального этапа развития стал сложившийся круг компаний-участниц, имеющих достаточный опыт успешной деятельности в условиях рыночной экономики, реструктуризации предприятий технологического сектора и успешной реализации новых проектов. Интернет-провайдинг, мобильная связь сразу стали одними из самых быстрорастущих отраслей отечественного ТМТ-рынка, привлекая все новых и новых участников. Имея еще в середине 90-х несколько монополистов и узкий круг пользователей, буквально за несколько лет эти секторы заполнились активно конкурирующими компаниями и армией потребителей новых услуг.

Однако нельзя сказать, что быстрый рост был характерен для всех секторов. Большая популярность предоставления услуг и отсутствие конкурентоспособного производства телекоммуникационного оборудования, систем теле- и радиовещания сделали украинский ТМТ-рынок крайне неоднородным и зависимым от экспорта. Те компании, которые занимаются сборкой, скорее представляют псевдопроизводство, продиктованное необходимостью легального ухода от налогов (например, деятельность по сборке телефонных станций четырех совместных предприятий, созданных при участии Alcatel, Lucent Technology, Siemens, Daewoo).

Некоторые же секторы ТМТ-рынка уже к 2001 году оказались перегретыми. Что такое борьба за клиента, в полной мере ощутили операторы мобильной связи и интернет-провайдеры. Нынче на 500 тыс. пользователей Сети приходится более 300 провайдеров, а на чуть более полутора миллиона реальных абонентов сотовой связи — шесть операторов.

Зато сектор программного обеспечения, несмотря на неплохую кадровую базу, не получил серьезного развития и намного отстал от аналогичных секторов других развивающихся стран, таких как Китай, Индия и Бразилия.

Большой проблемой также остается законодательная неурегулированность ТМТ-рынка. Несоответствие местных правовых норм международной практике, а также негативный опыт, связанный с отсутствием реальных гарантий и защиты иностранных инвестиций, делают украинский рынок информационных технологий похожим на Поле дураков, куда каждый может навсегда закопать свои денежки, — прецеденты уже были. При существующей слабой законодательной базе ТМТ-рынок не имеет четких правил игры и не может рассчитывать на приход крупных инвесторов. (Например, рынок телекоммуникаций до сих пор работает по устаревшему законодательству 1995 года). Кроме этого, государство все еще продолжает заниматься администрированием, и переход к цивилизованному регулированию рынка происходит крайне медленно. (А иногда, как в вопросе развития украинского сегмента Интернета, выливается в излишнее вмешательство). Хотя именно государственная политика является одним из показателей, определяющих уровень доверия иностранных инвесторов к рынку.

Тем не менее, по оценкам аналитиков, ТМТ-рынок ожидает стремительный рост и еще большее ужесточение конкуренции за счет увеличения участников. Поэтому остаться в бизнесе, не говоря уже об удержании завоеванных позиций, смогут только те компании, которые мобилизуют имеющиеся и привлекут новые ресурсы. Им придется решать несколько проблем, связанных с поддержанием роста. Во-первых, для большинства из них получение банковского кредита маловероятно из-за высокой стоимости денежных ресурсов в Украине и ограниченности залоговой базы. Во-вторых, пенсионные и страховые фонды, в том числе и государственные, являющиеся главными инвесторами венчурных фондов на Западе, у нас как институциональные инвесторы не функционируют. (Государственный инновационный фонд не зарекомендовал себя эффективным инвестором, а частные пенсионные и страховые фонды в этой деятельности вообще замечены не были). Не произошло по-настоящему эффективного привлечения в отрасли новой экономики и денежных средств населения.

Условия ограниченного и крайне дорогого украинского рынка ресурсов, неспособность фондового рынка стать инструментом привлечения капитала напоминают ситуацию развития американского ТМТ-рынка 50-х годов, когда никто не решался финансировать малопонятный бизнес, подкрепленный лишь одними идеями. Тогда ошеломляющий успех инвестирования новых проектов в сфере информационных технологий, результатом которых стало создание сотен тысяч новых рабочих мест и миллиарды долларов дополнительных доходов, ввел понятие венчурного бизнеса, за которым закрепилась слава одного из самых рисковых, но и самых прибыльных. За последнее десятилетие венчурный бизнес в Европе аккумулировал 46 млрд. евро долгосрочного капитала (в США этот показатель выше в пять-шесть раз), и в настоящее время около 200 тыс. частных компаний смогли получить инвестиции для развития своего бизнеса. Причем в последние годы существенно возросла доля инвестиций, сделанных за пределами Европы (15% всех инвестиций в 1998 году против 9% в 1995-м).

Ввиду огромного потенциала рынка ТМТ в постсоветских республиках и насыщенности рынков Западной Европы и Северной Америки Украина имеет все предпосылки получить инвестиции западных венчурных фондов. Внешнее инвестирование является наиболее оптимальным и эффективным средством для дальнейшего роста бизнеса. Принятая и оправдавшая себя на Западе практика привлечения внешнего инвестирования принесет украинскому ТМТ-рынку не только средства. Мы сможем перенять опыт деятельности в рыночных условиях, повысить профессионализм менеджмента, внедрить новые маркетинговые технологии.

Как явствует из результатов исследования группы PricewaterhouseCoopers по работе с hi-tech компаниями в Европе, странах Ближнего Востока и Африки, крах ряда интернет-компаний 1999 года подтвердил, что именно эффективное управление и правильное инвестирование являются необходимым условием для успешного функционирования ТМТ-фирм. Т.е. инвестиционный и управленческий консалтинг, зная местную ситуацию, сможет стать проводником западного капитала, увеличить емкость рынка и открыть потенциал этого сектора для экономики Украины.

Именно сейчас, когда многие проекты в мировом технологическом секторе закрываются, а котировки акций ИТ-компаний падают, Украина имеет большие шансы стать привлекательной для рискового капитала, ищущего теперь синюю птицу удачи именно в развивающихся ТМТ-рынках.

В отличие от развитых западных стран, в которых наблюдается замедление и снижение показателей экономического развития, Украина по результатам 2000 года продемонстрировала 6-процентное увеличение ВВП, а прогноз относительно его роста в 2001 году составляет 7,3%. Столь внушительные цифры на протяжении последних 18 месяцев позволили ей войти в группу государств, лидирующих по темпам экономического роста, и стать первой среди стран СНГ.

К сожалению, Украина не использует всех своих возможностей. По данным исследований, объем отечественного рынка ТМТ в различных сегментах в три-пять раз меньше аналогичного польского, намного отстающего от среднеевропейского уровня. Хотя потенциальная емкость ТМТ-индустрии в нашей стране оценивается достаточно высоко.

Одним из самых неосвоенных и в то же время потенциально прибыльных объектов инвестирования остается отечественный сектор программного обеспечения. Украинские ИТ-специалисты уже получили опыт выполнения западных заказов, и следующей ступенькой развития оффшорного программирования должна стать легализация, выход программистов из тени и объединение их в профессиональные компании.

Несмотря на нынешнюю слабость, внутренний рынок программного обеспечения просто обречен на расширение ввиду того, что украинские предприятия уже пришли к пониманию необходимости использования его продукта для развития бизнеса и повышения его эффективности.

Кроме этого, российский опыт свидетельствует, что местные ИТ-компании способны выходить на мировой рынок и выводить свои продукты. Для этого потребуются серьезные денежные вливания, и вопрос привлечения венчурного инвестирования, в частности создание благоприятного инвестиционного климата, должен решаться на государственном уровне.

На перегретом по количеству участников рынке мобильной и Интернет-связи грядут большие перемены. Те компании, которые не смогут выдержать жесткой конкуренции, ожидает процесс слияния и поглощения более крупными конкурентами. Выравнивая ситуацию, рынок получит более эффективные и конкурентоспособные компании.

Развитие медиа-сегмента, являющегося одним из самых прибыльных в западных странах, в Украине долгое время тормозило несоблюдение авторского права и как следствие — отсутствие платежной культуры. В отличие от всего остального рынка он продолжал работать по советской традиции использования масс-медиа в качестве рупора и не подчинялся законам рыночной экономики в чистом виде. Преобладание политических интересов владельцев СМИ над коммерческими, а также низкая емкость рекламного рынка не способствовали развитию этого сектора. Сейчас, с усилением конкуренции, ситуация начинает меняться. Медиа становится интересным как бизнес, средство получения прибыли. Большая конкуренция заставляет повышать качественную составляющую, так как потребитель теперь готов платить и хочет выбрать лучшее. Поэтому медиа-рынок выходит на качественно новый уровень. Благодаря применению телекоммуникаций и технологий кабельное телевидение объединяется с возможностями Интернета, становится интерактивным. Стираются границы между медиа-каналами и увеличивается функциональность каждого. При наличии необходимых инвестиций этот рынок в самом скором будущем получит большое развитие.

Активная деятельность компаний, создание круга производителей и потребителей на рынке ТМТ, усиление конкуренции и ощутимые доходы позволяют говорить о том, что рынок фактически сформировался. А его рост на протяжении последних трех лет и позитивные оценки его развития на следующие 5—10 лет дают основания говорить о его превращении в привлекательный объект вложения капитала для зарубежных и отечественных венчурных инвесторов.