UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украинский бизнес на фоне политической неразберихи

Политики дерутся, а у предпринимателей чубы трещат — так, перефразировав старинную пословицу, можно сказать о современном положении дел в сфере бизнеса...

Автор: Остап Кушнир

Политики дерутся, а у предпринимателей чубы трещат — так, перефразировав старинную пословицу, можно сказать о современном положении дел в сфере бизнеса. Хотя даже не так. Позволю себе предположить, что сегодня государство переживает кризис, похожий на тот, который переживало год назад, в ходе президентских выборов, — вернулось едва ли не революционное напряжение в высших эшелонах власти. Правительство пытается уверенно стать на борт политического корабля, президент любой ценой показывает, кто здесь капитан, оппозиция (которой все, извините, «параллельно») грызет дно, а народу, как всегда, остается грести. Если верить исследованиям, проведенным специалистами Всемирного банка, такие условия ведения бизнеса хуже всего для предпринимателей. Поскольку лихорадка наверху трясет всех — и малых, и средних, и больших.

Недавно Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (МФК) обнародовали результаты своих исследований об особенностях ведения бизнеса по-украински. Представители банка определяли плюсы и минусы бизнес-среды нашей страны на фоне остальных стран мира, а МФК — проблемы отечественных предпринимателей и их видение идеальных условий ведения собственного дела.

На протяжении трех месяцев (февраль—апрель 2005 г.) представители Международной финансовой корпорации провели очередное ежегодное национальное исследование предпринимательской среды в стране. Эта работа, подготовленная на основе данных опроса трех тысяч руководителей разнокалиберных предприятий, должна была дать иностранным инвесторам и нашим чиновникам представление об условиях для ведения бизнеса Украины в 2004 году. И самой большой прошлогодней проблемой стала политическая нестабильность в стране.

Политикам приписывают создание лишних проблем на ровном месте 75% опрошенных руководителей, в большинстве своем микро- (от одного до десяти сотрудников) и малых (от 11 до 50 сотрудников) предприятий. Как отмечают исследователи из МФК, под политической нестабильностью большинство предпринимателей понимают перипетии с последними президентскими выборами. Поскольку административно-командные методы управления экономикой, предвыборные обещания и неединичные популистские шаги отнюдь не оказывали содействие улучшению климата. Кстати, сегодня в разных СМИ звучат заявления, что президент и премьер, если не тронется лед «наверху», снова могут вернуться к практике ручного управления экономикой. Сами высокопоставленные чиновники это отрицают, дескать — «да вы что!», «ни в коем случае!», хотя заявления от этого не смолкают.

Политическая нестабильность стала самым неблагоприятным фактором, на 11% опередив коррупцию и общую макроэкономическую ситуацию в Украине. Отсюда напрашивается вывод: если бы политики воду не мутили, то предприниматели нашли бы себе чистое русло. А в данной ситуации никто не знает, чего ждать и на кого рассчитывать, поэтому приходится замедлять деятельность, чтобы переждать времена нестабильности как можно с меньшими потерями. Это касается и иностранных предпринимателей: ну кто же будет вкладывать инвестиции, если нет гарантии дальнейшего получения доходов?

Исследователи из МФК отмечают, что Грузия, которая в последнее время стала едва ли не самым большим стратегическим партнером Украины в Восточноевропейском регионе, заняла первое место среди стран СНГ и второе место в мире по темпам проведения реформ. Потому что Михаил Саакашвили, в отличие от Виктора Ющенко, смог установить стабильный климат для ведения бизнеса. На этих двух примерах можно увидеть различия в работе команды и КУМанды.

Если же говорить вообще, то по оценке простоты ведения бизнеса специалисты из Всемирного банка поставили Украину на 124-е место из 155 стран, рассмотренных в этом исследовании. Любопытно, что такие члены бывшего соцлагеря, как Литва, Эстония и Латвия, уже входят в заветную «тридцатку» стран, где ведение собственного дела — простой, удобный и приятный процесс.

Половина опрошенных руководителей считают, что политики создают им сложности не только своими амбициями, но и решениями. За весь 2004 год в законы было внесено 38 изменений, почти 500 разъяснений и инструкций дала ГНАУ, поэтому проблемы с расчетами суммы налогов возникли у 63% предприятий Украины. Учитывая такую активность народных избранников, на каждом предприятии должен работать отдел законодательного мониторинга. Как сказала одна из респондентов, «при такой неразберихе я не могу быть уверенной, что мы правильно уплатили все налоги».

Кстати, несколько слов о Государственной налоговой администрации. Работа данной структуры, а также таможни и МВД, по мнению предпринимателей, была самой плохой среди всех органов властей. Свыше 70% респондентов дали ей негативную оценку. Более того, каждый пятый предприниматель отмечал, что деятельность этих госорганов ухудшилась по сравнению с 2003 годом. В частности, и потому, что интерпретация законодательства представителями таможенной и налоговой служб является непоследовательной. Одна из главных причин этого — большое количество разногласий в законодательстве, регулирующем хозяйственную деятельность предприятий. Система налогообложения способствует переходу предприятий в тень.

С целью преодоления регулятивных преград Международная финансовая корпорация предоставляет государственным учреждениям свои разработки, касающиеся усовершенствования законодательства, упрощения системы регуляции и улучшения сотрудничества с частным сектором. Так, в Украине МФК помогла правительству в разработке Закона «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», одобренного Верховной Радой 6 сентября 2005 года. Новый закон призван существенно уменьшить количество разрешений, необходимых для ведения предпринимательской деятельности в Украине, ограничить государственным учреждениям и органам местных властей возможность вводить новые разрешения, а также значительно упростить процедуры получения разрешений на ведение предпринимательской деятельности, которые регулируют работу, связанную с повышенной опасностью для общества и окружающей среды. Если, конечно, такая деятельность не ведется.

Кроме того, МФК в сотрудничестве с советом предприятий, созданным при Кабинете министров, подготовила проект закона о защите прав предпринимателей в ходе проверок. В начале сентября документ уже прошел процедуру общественного слушания.

«Несмотря на все сложности ведения бизнеса в Украине, результаты нашего исследования свидетельствуют, что большинство предприятий смотрят в будущее с оптимизмом и ждут от правительства улучшения бизнес-среды в течение ближайших месяцев», — подчеркнула Елена Волошина, руководитель Международной финансовой корпорации в Украине. Но эти радужные заявления рискуют остаться популистскими (как это сейчас модно говорить) на неопределенный срок. Так как правительство в данный момент полноценно не существует и не функционирует. И когда, в конце концов, министры начнут «улучшать бизнес-среду», не знает, пожалуй, в Украине никто. Даже президент. Можно предположить, что это произойдет после того, как он наведет порядок в своей среде.

Впрочем, нельзя однозначно сказать, что все плохо в нашем доме. В 2004 году Украина упростила процедуры, необходимые для открытия бизнеса. В частности, затраты на открытие собственного дела уменьшились. Хотя это улучшение, по мнению исследователей из Всемирного банка, не станет весомым без дальнейшего упрощения основных требований для открытия бизнеса и ускорения процесса регистрации. Это только небольшой проблеск в конце длинного запутанного туннеля.

Украина также обеспечила лучший доступ к кредитам благодаря усовершенствованию регулирования на кредитных рынках и принятию нового закона о залоге. Последний дает возможность предпринимателям использовать в качестве залога широкий перечень активов, а кредиторам реализовать предмет залога, избежав длительных судебных процессов. Сегодня кредиторы имеют первоочередное право на получение залога в случае, если заемщики не выполняют своих обязательств.