В марте, согласно опросу Европейской бизнес ассоциации, в стране полноценно работали только 17% бизнеса. В мае в полном объеме работали уже 47% компаний, еще 50% восстановили работу с некоторыми ограничениями или частично.
Как свидетельствуют результаты опроса предприятий, проведенного Институтом экономических исследований и политических консультаций в июне 2022 года, украинский бизнес постепенно адаптируется к войне. Вместе с тем больше всего страдает микробизнес, среди которого самая высокая доля неработающих компаний (16% в июне против 18% в мае).
Наши героини — финалистки премии для предпринимательниц «Створено жінками», основанной Франко-украинской торгово-промышленной палатой еще до войны. За последние месяцы они вынуждены были перенастроить свою жизнь и бизнес-процессы. Кому-то пришлось убегать, лишившись оборудования, или перевезти производство, сменить поставщиков и найти новые форматы предоставления услуг. Все эти женщины смогли не только адаптироваться к новым условиям, они продолжают платить налоги, помогать людям и армии, продвигать украинские бренды на иностранных рынках. Берегини тыла. Вот три истории финалисток премии.
Сила людей и милитарная линейка продукции
Создательница бренда растительной косметики Vesna Инна Скаржинская развивала семейный бизнес в Буче. У нее были лаборатория с офисом, собственный фирменный магазин с косметикой и продуктами здорового питания. В первый день войны с семьей выехала из города, а, вернувшись после деоккупации, увидела разгромленное производство. Россияне уничтожили магазин и лабораторию, украли микроскопы и микрокамеры, повредили оборудование.
Волонтеры помогли вывезти остатки производства во Львов, а партнер предоставил необходимое оборудование с отсрочкой платежа, что позволило быстро начать работу. Первую партию продукции на новом месте изготовили в конце апреля. Компания начала сотрудничать с косметической сетью во Львове, а также с сетью аптек в Ивано-Франковской области.
«Важно иметь физические магазины или склады в разных местах. Благодаря этому мы смогли не останавливать продажи косметики и накопить на первую закупку сырья, — поделилась Инна Скаржинская. — Эта чрезвычайная ситуация показала, что самая большая помощь для бизнеса поступает от людей. Нам сразу начали писать наши клиенты с просьбой продолжать работу. Поэтому мы не думали о закрытии, мы думали, как все восстановить. Мы руководствовались не цифрами, а стремлением помогать своей стране и людям в это время. Считаем себя социально-ответственным бизнесом, который не просто продает, а дает людям то, что им поможет и улучшит их жизнь.
Узнав, что мы заработали, наши покупатели начали заказывать косметику даже из-за границы. Ведь те средства, которые они брали с собой в тревожном чемоданчике, закончились. Сейчас мы пытаемся поддерживать всех через ежедневную коммуникацию в социальных сетях».
Еще одним толчком для компании было понимание, что она тоже может помогать защитникам и защитницам. Еще до восстановления производства дочь Инны, Виктория, разработала дизайн для милитарной линейки. Во «фронтовой набор» от бренда Vesna входит заживляющая мазь, крем для рук, крем для лица с защитой от солнца. Компания бесплатно передала уже 2 тысячи таких наборов военным. Поддержать эту инициативу могут все желающие, оплатив средства для бойцов, которые отправят на фронт. В упаковку вкладывают письмо со словами поддержки и детские рисунки для героев.
Новый формат онлайн-занятий
Почувствовать себя балериной женщинам любого возраста помогает профессиональная артистка балета и дипломированный педагог классического танца Мария Шкарапута. В 2018 году в Киеве она основала студию балета для взрослых Mary Ballet. На базе студии удалось создать сообщество почитателей балета — с тематическими путешествиями, мастер-классами, фотосессиями, киновечерами и экскурсиями в театр.
В сентябре 2021 года Мария открыла собственное балетное пространство, о котором мечтала, на Крещатике, с четырьмя залами, профессиональным балетным полом, вентиляцией, большими зеркалами, удобными раздевалками. Для ремонта и обустройства помещения предпринимательница взяла четыре кредита на общую сумму в 2 млн грн.
В феврале 2022 года занятия проходили на семи локациях. За время существования студию посетили свыше четырех тысяч учениц.
«Первый месяц после начала войны мы совсем не работали, приходили в себя, не знали, что делать дальше. Взяв себя в руки, вместе с командой начали проводить занятия онлайн. И это было правильное решение, — рассказала Мария Шкарапута. — Несмотря на то, что стоимость уроков была снижена, такой формат помог нам сохранить часть команды педагогов и быть с ученицами на связи, поддерживать их морально и физически».
Сначала проводили индивидуальные онлайн-занятия, по видеосвязи в коридоре или убежище. Потом понемногу начали собирать онлайн-группы. Студии удалось сохранить большую часть команды преподавателей. Благодаря созданному фонду поддержки сотрудников Mary Ballet, помогали тем, кто оказался в критической ситуации.
«Во время войны мы бесплатно открыли онлайн-аккаунт для тех, у кого нет финансовой возможности посещать платные уроки. Стремились, чтобы люди смогли отвлечься от новостей и нашли время для себя. Ведь балет очень разгружает морально и физически, — поделилась Мария Шкарапута. — Также обновили онлайн-формат занятий в группах по Google Meet. Они стали больше напоминать групповые занятия в балетном зале. Теперь педагог видит каждую ученицу и постоянно контролирует выполнение упражнений в реальном времени. Такой индивидуальный подход к обучению является залогом эффективности».
Сотрудницы студии параллельно занимаются социальными инициативами — собирают одежду беженцам из Мариуполя, проводят благотворительные эфиры за донаты. На счет армии отправили уже более 15 тыс. грн. С мая студия возобновила занятия офлайн в Киеве. Сейчас открыли уже четыре локации.
Повышение себестоимости и оптимизация
В течение семи лет Яна Ситниченко как совладелица дистрибьюторского бизнеса распространяла продукцию украинских брендов — Ugear, Enjoy the wood, Time for machine и других на франкоязычных рождественских ярмарках. В 2021 году Яна запустила собственное производство деревянных пазлов CreatifWood в Борисполе. Продукция бренда оказалась на полках более чем 500 магазинов Франции и была представлена на рождественских ярмарках в 16 городах Франции и Люксембурга.
В начале войны производство приостановили. Используя все возможные ресурсы и подрядчиков, за три недели компании удалось его перезапустить. И уже в апреле отгрузить первую партию пазлов во Францию.
«Мы потеряли финансово из-за увеличения затрат в поддержку бизнеса и производства, но вся команда и производственные мощности работают в обычном режиме, — рассказала Яна Ситниченко. — Основная стратегия компании на этот год была направлена на расширение ассортимента, мы запустили много новинок. Сейчас же продукты из новой категории, которые в начале февраля были прибыльными, стали убыточными. Основное сырье раньше импортировали из Беларуси. Поставки из европейских стран значительно дороже, так же, как бензин и другие материалы. Поэтому мы столкнулись с тяжелым решением повысить цены».
По ее словам, основным вызовом для этой товарной группы является конкуренция с китайскими аналогами. Они хуже по качеству, но существенно дешевле. Поэтому основная задача команды сегодня — найти решение по оптимизации затрат, чтобы продолжать работать.
«Одна из ошибок, которая могла бы нам дорого обойтись, — это большие остатки товара, находящиеся в Украине на момент вторжения. Сейчас мы все вывезли на безопасную территорию и работаем только под заказ, — отметила Яна. — В нашей сложной ситуации необходимо сфокусироваться на эффективности бизнеса и создавать резервы».
В CreatifWood настроены оптимистично: в компании расширили команду, инвестировали в оборудование и разработки проектов, ищут новые рынки сбыта. Цель бренда — продемонстрировать миру, что в Украине есть не только война, но также талантливые и отважные люди, создающие качественную продукцию.
Премия «Створено жінками» основана Франко-украинской торгово-промышленной палатой четыре года назад. Она отмечает предпринимательниц, призвана развеять предубеждение в отношении женщин в бизнесе, усилить их возможности, вдохновить не бояться начинать и продолжать собственное дело. В 2022 году в финал вышли десять женщин, чьи локальные бизнесы продолжают работать, платить налоги и создавать рабочие места в военное время.
Среди других проектов финалисток — музей в темноте, педиатрическая клиника, многоразовые средства женской гигиены, крафтовая сыроварня, кожаные аксессуары, школа французского языка, система рекомендаций одежды.
Жюри премии выберет трех победительниц, а также одну участницу, которая получит специальную премию. Призовой фонд составляет 225 тыс. грн, победительницы смогут использовать средства для поддержки и развития своего дела. Кроме того, еще одна финалистка получит специальную премию от Укрсиббанка в размере 50 тыс. грн.