UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина не готова. До создания благоприятного инвестиционного климата руки не доходят

Инвестировать средства в украинскую экономику без поддержки во властных кабинетах — все равно что ходить по минному полю без сапера...

Автор: Василий Худицкий

Инвестировать средства в украинскую экономику без поддержки во властных кабинетах — все равно что ходить по минному полю без сапера. Такой вывод напрашивается после каждого ежегодного экономического форума на Львовщине. Встреча бизнеса и власти, состоявшаяся в этом году, не исключение.

Накануне юбилейного Х Международного экономического форума «Трансграничное сотрудничество. Взгляд в будущее», проходившего 7—8 октября в Трускавце, главной интригой было ожидание посещения мероприятия президентом Украины. Это могло бы значительно повысить его статус. Но за несколько дней до его открытия пресс-служба главы Львовской ОГА опровергла эту информацию. Каково же было разочарование представителей СМИ, когда узнали, что не будет и вице-премьера по вопросам подготовки к Евро-2012 Бориса Колесникова, а главное — трускавецкий форум недосчитался значительного количества инвесторов. Бизнесмены же, принявшие участие в мероприятии, на примерах своих инвестиционных проектов показывали, что Украина еще не готова к тому, чтобы в нее вкладывали серьезные средства.

Нет покровителя — нет и работы

Всю полноту украинских реалий пять лет назад ощутила на себе финская компания «Лемминкайнен Инфра Ои», приглашенная в 2004 году в Украину для строительства автомобильных дорог. Но изменилась власть, и финнам пришлось вернуться домой. Об этом на форуме рассказал директор компании по развитию Хьюго Адер.

«Когда мы в 2004 году впервые прибыли в Украину строить дороги, то сразу начали вчитываться в законодательство, документы, калькулировать затраты... Руководители автодорожного хозяйства начали смеяться над нами: «Что вы делаете? Просто скажите, сколько и чего вам нужно». Но мы были осторожными. Через литовского посла попросили о встрече с куратором строительства — тогдашним начальником «Укрзалізниці» Г.Кирпой, который уверил, что не следует бояться Украины, она никогда в долгу не останется. Его слов было достаточно, чтобы спокойно работать. Однако когда покровитель фирмы Г.Кирпа ушел из жизни, пришлось покинуть украинский рынок. Сегодня финская компания не против вернуться в Украину».

По словам Хьюго Адера, в Украине до сих пор существуют некоторые особенности, мешающие работать инвесторам, — это историческая суета, политическая и законодательная неопределенность. Западные инвесторы никак не могут понять правила, по которым работает рынок в Украине. В основе всего этого — искусственный раздел политиками государства на «левый» и «правый» берег.

«Для собственников, инвесторов скажу, что на украинский рынок идти еще рано. Надо подождать, пока здесь появится хорошая нормативная база, более прозрачными станут условия сотрудничества», — подытожил Хьюго Адер.

Чемодан без ручки

«Мы слишком много вложили, чтобы просто так все бросить...» — примерно таким был лейтмотив выступления председателя правления первой в Украине частной угольной шахты «Любель Коул Компани» Бориса Покрасса.

«Мы прошли очень трудный путь, который можно охарактеризовать как путь абсолютного недоверия и неприятия наших возможностей в Украине. Вместе с тем, несмотря на потраченные годы, сегодня готовим строительную площадку, строим дороги, линию электропередачи и т.д., — рассказал Борис Покрасс. — Занимаемся месторождением, которое расположено во Львовско-Волынском угольном бассейне в непосредственной близости к границе с Польшей. Это месторождение с ориентировочными запасами в 600 млн. тонн, из которых мы защитили и поставили на баланс государства 158 млн. тонн дефицитных в Европе и в Украине марок коксующегося угля.

Проектом предусмотрено строительство самой мощной в Украине шахты с объемом добычи коксующегося угля около 5—6 млн. тонн в год. Его себестоимость — одна из самых низких на всем постсоветском пространстве. В строительство шахты нужно инвестировать 600 млн. американских долларов, не считая процентов по обслуживанию кредита. Срок окупаемости — 2,3 года. Мы собираемся пригласить на работу 2 тыс. 700 шахтеров с тех шахт, которые закрывают в этом угольном бассейне.

Столкнулись с тем, что проектирующие шахты украинские институты отстали как минимум на 10—20 лет. Пришлось нашей компании за свой счет отправлять проектантов на передовые шахты Китая, Германии, Англии.

Чтобы создать надлежащие условия для иностранных инвестиций, необходимо гармонизировать украинское законодательство. Ряд существующих законов противоречат друг другу. В частности в законе о недрах есть статья, где сказано, что земельный участок владельцу лицензии должно предоставить государство. При том, что эти земли давно уже находятся в частной собственности десятков и сотен разных лиц. Действенного законодательства по пользованию недрами в Украине практически не существует. Поэтому любой чиновник может без проблем затормозить дело».

Сегодня, утверждает Борис Покрасс, Украина не строит новых шахт не потому, что нет угля, а потому, что нет денег.

Одностороннее движение?

Возможно, в сложностях законодательных реалий Украины лучше всех ориентируются ее соседи — Польша и Россия. Они уверенно продвигают здесь свои проекты. Для Польши очень важны качественные дороги и таможенные переходы на ее границах с Украиной.

Особое внимание, по словам вице-министра министерства регионального развития Польши Кшиштофа Гетьмана, — уделяется развитию трансграничных переходов на наименее развитых территориях Украины. Он предложил Украине уже сейчас начать подготовку совместных с Польшей проектов, под которые ЕС выделяет 180 млн. евро.

Не нужно быть большим знатоком экономики, чтобы понять: именно по этим дорогам польский бизнес повезет в Украину свою продукцию. А вот что сможет предложить своим соседям Украина? Все еще дешевую рабочую силу и сырье?