UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина имеет шанс стать европейским лидером по темпам привлечения инвестиций. Международный капитал ждет лишь предсказуемости государственной политики по отношению к бизнесу

Внеочередной круглый стол Всемирного экономического форума, прошедший в Киеве 16—17 июня, — событие эпохальное...

Автор: Владимир Коваленко

Внеочередной круглый стол Всемирного экономического форума, прошедший в Киеве 16—17 июня, — событие эпохальное. Его участники — представители крупнейших мировых и европейских инвесторов, руководители государств, международных организаций — засвидетельствовали неподдельный интерес и огромное доверие, которым пользуется новая, демократическая Украина. И не только доверие: за первый квартал 2005 года объем прямых иностранных инвестиций в экономику Украины увеличился на 2,7%, до 382,2 млн. долл. Общий объем привлеченных инвестиций на 1 апреля составил 8,8 млрд. долл., или 186 долл. в пересчете на одного жителя Украины.

Среди крупных иностранных компаний, аккредитованных на «мини-Давос» в Киеве, — Nestle, Mіcrosoft, Oracle, Ernst&Young и другие. Не говоря уж о представителях более 50 украинских компаний, в том числе «Киевстар», «Нафтогаз Украины», «Квазар-Микро», «Интерпайп» и других. Всего более 200 делегатов!

Поделиться впечатлениями о киевском «мини-Давосе», а также своим видением проблемы привлечения иностранных инвестиций в Украину мы попросили Игоря ЛИТОВЧЕНКО, президента компании «Киевстар», которая за семь лет своей работы привлекла более миллиарда долларов в самую перспективную и высокотехнологичную отрасль отечественной экономики — телекоммуникации.

— Почувствовали ли вы и ваша компания изменения в инвестиционном климате после президентских выборов?

— Да, динамика привлечения иностранных инвестиций в первом квартале 2005 года свидетельствует об определенном улучшении инвестиционного климата в Украине. Однако говорить о кардинальных изменениях в каждой отрасли пока рано. На рынке мобильной связи ситуация действительно многообещающая. Он хорошо приспособлен к западным корпоративным стандартам, а по внедряемым технологическим инновациям фактически не отстает от наиболее развитых стран мира. Инвесторы видят, что на этом рынке отечественные компании успешно конкурируют с иностранными, поэтому намерены и дальше вкладывать деньги в развитие украинских операторов связи.

А если будет последовательно реализовываться обещанный Виктором Ющенко курс на привлечение и поддержку иностранных инвесторов, то интерес иностранцев к украинскому рынку мобильной связи только усилится. От этого выиграют все — инвесторы получат финансовую прибыль, а привлеченные инвестиции позволят операторам и дальше наращивать мощности, снижать тарифы и повышать качество услуг для своих абонентов, граждан Украины.

Важно, что это касается не только компании «Киевстар», а в равной степени и других мобильных операторов. В случае же «Киевстара» привлеченные нами инвестиции уже дали системный эффект. «Киевстар» стал первой украинской компанией, которая выпустила и успешно размесила корпоративные облигации, создает новые рабочие места, стабильно пополняет государственный бюджет страны. За время нашей работы мы пополнили его более чем на 645 млн. долл.

— Какие сильные и слабые стороны имеет наша страна в глазах иностранных инвесторов?

— Глубоко уверен, что ни в коем случае нельзя увлекаться обсуждением таких конкурентных преимуществ Украины, как дешевая рабочая сила или географическая близость к развитым странам Запада. Это экстенсивный путь.

Украина и без этого обладает немалыми ресурсами для привлечения иностранного капитала. Вы удивитесь, но среди этих ресурсов я назову несоизмеримо большую свободу предпринимательства, широкие возможности для вложения капитала и использования частной инициативы. Украинский бизнес, по сравнению со многими европейскими странами, меньше отягощен налогами и социальными обязательствами.

Или возьмем огромную потенциальную емкость рынка, а также широчайшие возможности для внедрения технических новаций. Украина может сэкономить время на внедрении новых технологий, поскольку научный и кадровый потенциал наших компаний поможет быстро пройти тот путь, на который развитые страны мира тратили целые десятилетия. Даже то, что в нашей стране телекоммуникационные сети были развиты слабее европейских, — наш плюс: мы получили возможность создать их с нуля, с применением всех современных технических новшеств. Тогда как многие европейские операторы вынуждены были ломать головы, как модернизировать существующие там сети без неудобств для абонентов. Также они были ограничены устаревшими инфраструктурными решениями.

— Почему иностранным инвесторам интересно вкладывать деньги в развивающуюся страну, которой, как ни крути, является Украина?

— Я вполне терпимо отношусь к использованию в отношении Украины понятия «развивающаяся страна». Называя европейские страны «развитыми», разве мы не указываем на то, что период развития в этих странах уже прекратился? И что эти страны близки к совершенно противоположным процессам — стагнации и экономического умирания? Сегодня в европейских странах фактически нет возможностей для рывка, для мгновенного использования частной инициативы. Рядовому европейцу тяжело основать бизнес, который характеризовался бы немедленным ростом.

Вспомните типичную историю европейского предпринимательства — мелкие лавки и маленькие заводики, открытые чьими-то дедушками, и долгие годы ожидания и напряженного труда, чтобы добиться их процветания.

Поэтому, несмотря на то, что Украина менее богата, чем Англия или Франция, она сегодня может стать лидером Европы. Если не по объемам привлеченных инвестиций, то по интенсивности их прироста — точно. Тем более что мы и без этого являемся региональным лидером по темпам экономического роста.

— Чего ждут инвесторы от новой власти?

— Прежде всего, стабильности и предсказуемости политики государственного вмешательства в функционирование отечественных рынков. Ведь именно предсказуемость государственного регулирования на рынке мобильной связи вывела его в лидеры по привлечению инвестиций.

Как руководитель компании с иностранным капиталом, я могу утверждать, что независимо от «национальности» привлекаемых средств, инвесторам необходима гарантия безопасности вкладов и неприкосновенности собственности. Именно эти факторы лежали в основе успеха рынка мобильной связи. Не вижу причин, по которым они могут не «сработать» на других рынках страны.

Кроме того, как это ни странно звучит, инвестиции легче привлекать на рынок с высокой конкуренцией, а не на монопольный. Прозрачность и конкуренция на рынке мобильной связи сделали его одним из лидеров по объемам привлекаемых инвестиций.

И еще. Я, конечно, понимаю, что перед Президентом и правительством стоят глобальные социальные задачи, которые необходимо оперативно решать. Однако если на крупный бизнес будут «повешены» все социальные обязательства власти, то инвестиционная привлекательность украинской экономики будет существенно снижена. Во всем должна быть мера.

Иными словами, для того чтобы государственная политика в отношении бизнеса была более предсказуема, необходимо ввести систему среднесрочных ориентиров и предотвратить возможность отклонения от них. В качестве среднесрочных ориентиров могут использоваться такие показатели, как величина налоговой нагрузки для бизнеса, количество создаваемых предприятий и количество создаваемых рабочих мест, темпы экономического роста.

— Насколько эффективна политика государственного регулирования того рынка, на котором работает ваша компания, — телекоммуникационного?

— Максимальная либерализация рынка связи и минимизация государственного регулирования дали эффект в большинстве стран мира, и Украине вполне по силам повторить их успех. Да, операторы с нетерпением ожидали назначения нового состава Национальной комиссии регулирования связи. Да, у них возникло много вопросов к этому назначению. Но сегодня на НКРС возлагаются большие надежды. Поскольку с ее появлением у различных регулирующих органов страны больше не будет искушения вмешиваться — зачастую неоправданно — в управление рынком мобильной связи.