UA / RU
Поддержать ZN.ua

Украина осталась без драйверов экономического роста

Главными драйверами роста и развития экономики являются экспорт, инвестиционная привлекательность и потребительский спрос. Нет бизнеса, нет рабочих мест, нет доходов, нет налогов - надо опять включать печатный станок.

Авторы: Сергей Следзь, Вадим Башта

Главными драйверами роста и развития экономики являются экспорт, инвестиционная привлекательность и потребительский спрос.

Нет бизнеса, нет рабочих мест, нет доходов, нет налогов - надо опять включать печатный станок.

Экспорт уже не в помощь

В соответствии с данными, опубликованными киевским Институтом экономических исследований и политических консультаций, в свою очередь основанными на исследованиях немецкой консультативной группы, экспорт товаров и услуг в минувшем году упал в Украине на
13 млрд долл. США, или на 16,6%. В товарном разрезе падение составило 9,4 млрд долл., или 14,8%, по услугам - 3,6 млрд долл., или 24%.

Особенно заметно пострадал экспорт тяжелой промышленности: машины (30,6%), химическая продукция (28,8%), металлы (13%). Экспорт транспортных услуг обвалился на 27,6%.

Почти не изменился экспорт продовольствия - символическое падение составило 2,1%. Половина снижения ВВП в минувшем году объясняется именно слабым экспортом. В 2014-м реальный ВВП снизился на 6,8% по сравнению с 2013 г.; половина, т.е. 3,4% падения - "на совести" экспорта.

При этом экспорт товаров и услуг в страны Таможенного союза (ТС) уменьшился на 8,7 млрд долл., что соответствует 67% от общего (13 млрд долл.) падения экспорта.

Продажи в страны ЕС, вопреки распространенному мнению о росте, также снизились, хотя и незначительно - на 0,2 млрд долл. (0,8%). Причина - сокращение экспорта услуг. Одновременно товарный сегмент показал прирост на 1,5%.

Падение продаж в страны Таможенного союза не является хорошей новостью, однако имеет и позитивный аспект - снижение зависимости Украины от российских рынков. В структуре экспорта осуществилось смещение от товаров тяжелой промышленности к продовольственной группе. Это означает, что дальнейшее развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности является ключевым фактором для экономики страны. Впрочем, эта тенденция не снимает с повестки дня и решение проблем тяжелой промышленности.

Среди позитивных факторов, влияющих на экспорт, - девальвация гривни и, соответственно, более высокая международная конкурентоспособность, беспошлинный доступ на рынок ЕС вследствие преференций. Среди негативных факторов, подавляющих экспорт, - недостаточное возмещение НДС экспортерам, слабость экономики, протекционизм со стороны других стран.

Давно назрел вопрос о создании системы стимулирования экспорта. Однако одномоментного решения данной проблемы не существует. Поэтому, скорее всего, экспорт как фактор экономического роста окажет лишь ограниченное действие на возобновление положительных макроэкономических процессов в перспективе.

Инвестиционная привлекательность: уже не "Судан", но еще не Польша

Инвестиционная привлекательность Украины в 2015 г. улучшилась: согласно рейтингу BDO International Business Compass наша страна за год переместилась со 109-й на 89-ю позицию, оказавшись между Филиппинами и Мальдивами. Среди стран-соседей Украины места в рейтинге расположились следующим образом: Польша - 34-е, Венгрия - 39-е, Словакия -
40-е, Румыния - 47-е, Беларусь - 86-е, Молдова - 87-е и Россия - 100-е.

Последние места в рейтинге инвестпривлекательности занимают Северная Корея и Судан.

В 2015 г. Украина заняла 60-е, предпоследнее, место в рейтинге конкурентоспособности стран, составленном швейцарским Институтом менеджмента и развития (IMD), и опустилась на 11 позиций по сравнению с прошлым годом.

В рейтинге Doing Business каждой стране присваивается соответствующая позиция в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса. Чем выше позиция страны в этом рейтинге, тем благоприятнее предпринимательская среда для открытия и функционирования предприятия.

В новом международном рейтинге Doing Business-2015 ("Ведение бизнеса 2015: больше, чем эффективность"), который ежегодно составляет Всемирный банк (ВБ), Украина занимает непочетное 96-е место из 189 стран. Впереди кроме прочих - Руанда, Тунис, Гана, Марокко, Монголия, Гватемала, Ботсвана, Тобаго, Фиджи, Доминиканская Республика, Антигуа, Намибия, Сан-Марино, где, по мнению экспертов, вести бизнес благоприятнее, чем в нашей стране.

Ступенька в этом рейтинге в целом считается одним из основных индикаторов успешности проводимых в стране реформ.

По данным Госстата, объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украине в виде акционерного капитала на конец 2014 г. составил 45,92 млрд долл., что на 11,14 млрд, или 19,5% меньше, чем на начало года.

Госстат отмечает, что нерезиденты в минувшем году вложили 2,45 млрд долл. и одновременно изъяли 1,17 млрд. Статистическое ведомство уточняет, что объем внесенных в Украину ПИИ на начало т.г. составил
1,07 тыс. долл. в расчете на одного жителя страны по сравнению с 1,28 тыс. на начало прошлого года. В 2013 г. иностранные инвестиции в Украине увеличились на 2,86 млрд долл., еще годом ранее - на 4,13 млрд. Иностранные инвесторы в 2013 г. вложили в украинскую экономику 5,677 млрд долл. (годом ранее - 6,013 млрд.), но одновременно изъяли 2,845 млрд долл. (и 1,256 млрд -годом ранее).

Займы международных финансовых организаций, на которые так уповают наши власти, являются сомнительным достижением, поскольку они не могут заменить десятки миллиардов долларов ежегодных инвестиций в экономику страны. Инвестиции напрямую поступают в реальный сектор экономики и обеспечивают мультипликационный эффект - создают новые рабочие места, соответственно выплачиваются зарплаты, взимаются налоги. Поток иностранных инвестиций можно резко увеличить не только за счет сомнительной "распродажи" обесценившихся в результате кризиса украинских предприятий, но прежде всего решением проблем с коррупцией, ликвидацией административных барьеров, сокращением числа регуляторных функций, возложенных на госведомства. Одновременно это приведет к сокращению количества государственных органов и, соответственно, госслужащих, так как расходы на них "добивают" бюджет до состояния, который становится уже угрозой для нацбезопасности страны.

Последний витамин роста - потребительский спрос

Итак, к началу 2015 г. единственным витамином роста для экономики страны оставался потребительский спрос. Обесценивался он не по дням, а по часам. Гривню население охотно тратило, в т.ч. и на т.н. товары длительного пользования - дорогую бытовую технику, автомобили. С "колес" покупались и квартиры на первичном рынке в крупных городах страны. Потребительские деньги, буквально хлынувшие на "первичку", не только взбодрили строительную отрасль, но и подтянули немного вверх отрасли производства отечественных стройматериалов и мебели. Ведь новоприобретенное жилье нужно не только ремонтировать, но и "начинять" предметами домашнего обихода.

И хотя в 2014-м оборот розничной торговли в Украине по сравнению с 2013-м снизился на 8,6%, полномасштабного обвала в минувшем году не произошло.

Но тревожные симптомы 2014-го не развеялись сами собой. И уже в 2015-м страна лишилась последнего драйвера роста для депрессирующей экономики - потребительского спроса. Рухнуло все: торговля, строительство, производство стройматериалов и уверенность потребителей в завтрашнем дне. Основных причин несколько.

В начале 2014 г. вместо запрета на досрочное расторжение депозитных договоров был введен явно ошибочный комплекс мер, направленных на ограничение доступа граждан к собственным гривневым и валютным депозитам, причем даже в относительно здоровых банках. Результатом стало не только уничтожение значительной части банковской системы страны (число "лопнувших" банков стало исчисляться десятками), но и отвлечение свободных ресурсов государства на возмещение средств из ФГВ вкладчикам обанкротившихся финансовых структур.

Эти фантастические по своим размерам средства как раз и могли пойти на социалку, минимальные инфляционные компенсаторы, поддержание на допустимом уровне затухающего потребительского спроса.

Совсем недавно подписан-таки Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно условий возврата срочных депозитов". И теперь досрочно депозиты возвращать не будут.

Полезный, в общем-то, закон созвучен с аналогичными в странах ЕС. Вот только изменения на финансовом рынке внедрены с опозданием ровно на год. Если бы не такая медлительность, банковские закрома не были бы опустошены, соответственно удалось бы избежать т.н. монетизации долга, которую в простонародье называют "печатным станком", очевидно, что и курс гривни был бы не таким заоблачным.

Добил оптимизм потребителей "день торговли", когда в считанные дни прилавки торговых точек страны были опустошены в стиле "а-ля 90-е". Последовали за этим масштабный прыжок цен на все без исключения и не менее масштабное весеннее наступление по всем "коммунальным фронтам". Такого резкого повышения коммуналки страна не знала десятки лет.

Торговля - хлеб без масла

Результат перечисленных выше событий хорошо известен.

Оборот розничной торговли (по данным Госстата) в январе-апреле 2015 г. снизился на 25,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. - до 300,5 млрд грн.

Розничный товарооборот в Киеве за отчетный период уменьшился на 19% - до 45,1 млрд грн.

"Чрезвычайно плохой сигнал. Потребление стремительно падает, рынок уходит на базар, наличность не возвращается в банковскую систему. С этим надо срочно что-то делать, иначе поступления в бюджет резко упадут, и все окончится эмиссионным станком и очередным витком девальвации гривни", - так комментируют эксперты новости о крахе торговли в стране.

На улицах крупных городов этот крах весьма заметен.

Появление баннеров с надписью "аренда", "продажа", "срочно" даже на выгодных центральных торговых улицах мегаполисов беспрецедентно за последнее десятилетие.

Рушится арендная плата за коммерческую недвижимость, но это не решает проблему массового закрытия магазинов, бутиков и невиданного застоя на рынке офисных помещений. Нет смысла торговать, нет смысла вкладывать деньги в то, что приносит лишь отрицательные результаты. Выживают, и то только за счет "жировых" запасов, в основном "сетевики" и торговые точки, реализующие продукты и товары повседневного спроса. Ведь есть и пить все-таки что-то надо. Заменой магазинам с качественной одеждой и обувью стали рынки и секонд-хенды, а альтернативой достойного уровня заработных плат и доходов - ломбарды и скупки.

Острейший финансово-экономический кризис - это еще и стресс, от него украинцы пытаются избавиться шопингом в аптеках, которые сейчас явно процветают: порою на маленьком торговом пятачке соседствуют до полудесятка "продавцов лекарств".

Бедности населения не выдержал даже доллар

Нет бизнеса, нет рабочих мест, нет доходов, нет налогов - надо опять включать печатный станок.

За чертой бедности, которая согласно стандартам ООН установлена на уровне 5 долл./день, проживает теперь большинство населения Украины. Минимальная заработная плата с 1 января 2015 г. - 1218 грн, а с 1 декабря - 1378 грн в месяц. Это отвечает соответственно 7,29 грн и
8,25 грн/час (см. Закон "О государственном бюджете Украины на 2015 год").

Справка ZN.UA

Украинская минимальная зарплата в семь раз ниже, чем в Эстонии, Словакии, Венгрии, Чешской Республике; в 15-40 раз меньше, чем в Австрии, Люксембурге, Германии, Франции. И втрое ниже определенного ООН уровня бедности в 5 долл. на день.

"Уровень бедности в Украине вырос на 30%, а реальные доходы граждан сократились на 10%, что угрожает эффективному реформированию экономики", - признают уже и высшие государственные чиновники.

Бедности населения не выдержала не только торговля, но и доллар. В феврале т.г., как известно, гривня пережила обвальное падение. Официальный курс доллара в Украине опускался тогда до 30 грн/долл., на черном рынке курс доходил до 40-45 грн/долл. После этого последовал "откат". Сейчас официальный курс и рыночные значения колеблются в диапазоне 20-22 грн/долл. Причиной такого резкого отката стало не новое экономическое чудо, не нашествие иностранных инвесторов, а именно тотальное отсутствие денег у населения и бизнеса. Сокращение инвестиций и потребительского спроса станут основными факторами снижения ВВП в этом году.

Миссия МВФ уже пересмотрела прогноз роста по Украине на т.г. в сторону понижения до 9% и ожидает инфляцию 46%. Иными словами, предыдущие прогнозы скорректированы в худшую сторону практически в два раза. Хотя достаточно трудно понять, что именно подорожает в стране на 46%, если цены на многие товары уже сейчас выросли как минимум вдвое.

Правда, в последнее время, опять-таки из-за практически тотальной бедности населения цены на ряд товаров первой необходимости несколько откатились, к примеру, подешевели растительное масло, крупы, сахар.

Простых рецептов выхода из жесточайшего финансово-экономического кризиса, по сравнению с которым конец 2008-го - начало 2009-го кажутся сказкой, теперь уже не нет.

Очевидно, что замораживание доходов населения было не весьма хорошей идеей, равно как и непонятным решением было ограничивать доступ населения и бизнеса к собственным средствам в финучреждениях. Очевидно и то, что только своеобразный НЭП - новая экономическая политика по отношению к бизнесу, в первую очередь малому и среднему, позволит оживить активность людей. Даст возможность заинтересовать их в результатах своего труда, будет стимулировать самозанятость и оставит многие десятки тысяч чиновников без работы, а госбюджет - без расходов на их содержание. Когда бизнесу станет легче дышать, появятся новые рабочие места, и станет больше отечественных товаров, Украина превратится в одну из экономически сильных стран Европы.

Доходы среднего класса страны (который сейчас медленно, но уверенно исчезает) должны стать главным инвестиционным ресурсом, главным драйвером будущего роста экономики. И только эти возросшие доходы могут восстановить потребительский и деловой оптимизм, обеспечить своевременность оплаты коммуналки, оживить медицину, образование, сферу отдыха и туризма и приподнять полумертвый рынок квартир, коммерческой недвижимости и аренды.