UA / RU
Поддержать ZN.ua

Трудовые «приключения» украинцев в Италии…

Украина без Европы могла обойтись, а вот Европа без Украины — нет! (Марио Тронка, высокое должностн...

Автор: Евгений Гуцул

Украина без Европы
могла обойтись,

а вот Европа
без Украины — нет!

(Марио Тронка,
высокое должностное
лицо в Италии)

Во время своего официального визита в Италию Президент Леонид Кучма назвал женщин, в поисках лучшей доли оказавшихся на родине Данте, проститутками. Лучшей моральной поддержки своим соотечественницам гарант, похоже, придумать не мог. (О материальной и говорить нечего. Как раз ее отсутствие и подтолкнуло хранительниц семейного очага покинуть пределы родного государства.) Большинству «итальянских украинок» эту идентификацию пришлось проглотить. Но нашлась одна, которая, находясь в краткосрочном отпуске, посетила западноукраинский центр «Жіночі перспективи» во Львове и предложила этой общественной организации провести в Италии социологический опрос среди наших заробитчанок. Надо же разобраться, как именно украинки зарабатывают на содержание своих семей, оставленных в Украине.

Опрос был проведен в два этапа. Результаты первого в прошлом году использовала уполномоченный Верховной Рады по вопросам прав человека Нина Карпачева в своем выступлении перед народными депутатами. Тем временем специалисты женского центра обработали результаты второго этапа социологических исследований в Италии. И вот что у них получилось.

75% итальянских украинок старше 36 лет

Прежде всего, президентское определение основного вида деятельности украинок в Италии плохо коррелирует с их возрастом. 34,4% опрошенных были в возрасте 46—55 лет, еще 4,4% — в возрасте 56 лет и старше. Трудно себе представить, чтобы менеджеры интимной сферы привлекали к такого рода деятельности женщин указанных возрастных категорий. Да и женщины 36—45 лет, коих среди опрошенных оказалось 36,3%, также не являются самым предпочтительным товаром на секс-рынке. Оставшиеся 11% в возрасте 18—30 лет и 14% 31—35-летних никак не составляют большинство украинских иммигранток в этой стране, чтобы считать проституцию основным видом деятельности большинства заробитчанок.

Не обнаружилось у украинских женщин и соответствующей развратной подготовки. 37,1% опрошенных имеют высшее образование, 36,1% — среднее специальное. Большинство получили вполне легитимные специальности (педагоги, торговые и медработники, мастера, инженеры, экономисты, культработники и прочее), в перечне которых указанной Президентом нет…

Подавляющее большинство заполнивших анкеты (60,1%) — замужние. Вряд ли украинские мужья санкционировали проституцию своих жен. 28,5% украинок оставили дома по одному ребенку, 46,7% — по два, 6,9% — по три, 0,8% — по четыре и больше.

90% работают сиделками и домработницами

Каким же образом зарабатывают деньги, оставив дома семьи? 54% ухаживают за стариками и больными, 5% — за детьми, 35% заняты уборкой, 6% — почасовой работой, 3,5% — сельхозработами, 1% — работой в барах. Тех, кто как-то мог попасть под «президентское определение», среди опрошенных оказалось 1,17%. При этом нужно заметить, что сексуальные домогательства испытали 7,1% опрошенных женщин. В основном, к ним приставали работодатели, часто — больные или старые мужчины, за которыми женщины ухаживают. Не исключено, что во многих случаях нанимаемые не отказывают «клиентам», не требуя за это дополнительной платы — лишь бы не потерять работу и иметь возможность передавать заработанное в Украину. Хочу посмотреть в глаза тому мужчине, кто осудит этих женщин!

Президента Кучму в какой-то степени может оправдать его неосведомленность о масштабах выезда украинок в Италию. А их, вместе с мужчинами, даже по скромным оценкам МИДа, около 200 тысяч. По некоторым экспертным оценкам, как сообщила собкору «ЗН» заместитель председателя центра «Жіночі перспективи» Марта Чумало, в Италии пребывает полмиллиона украинских граждан. Подавляющее большинство из них находятся там нелегально: 61% опрошенных в этом признались откровенно, а 32% не ответили на вопрос о статусе своего пребывания.

Здесь, видимо, следует сделать одно существенное уточнение. «Жіночі перспективи», проводя в Италии социологические исследования, опрашивали не только женщин, но и мужчин. Всего был опрошен 751 человек, 87,8% из них — женщины, а 12,2% — мужчины. Диспропорция? Дело в том, что в Италию в основном едут женщины, поскольку там требуются прежде всего сиделки и домработницы. На мужчин в качестве строительной и производственной рабсилы больше спрос в Португалии и России.

Больше всего среди «итальянских украинцев» — 35,3% (около 140 тыс. человек) — выходцев из Львовской области,13,6% — из Тернопольской и 10,8% — из Ивано-Франковской.

Почти 700 млн.
только «итальянских инвестиций» ежегодно

Сколько же зарабатывают наши земляки на итальянском рынке труда? Оказывается, 6,5% опрошенных передают домой до 100 евро ежемесячно, 10,8% — от 101 до 200 евро, 35,3% — от 201 до 400 евро, 18,0% — от 401 до 600 евро, 3,9% — больше 600 евро. 25,6% наших сограждан отказались отвечать на этот вопрос или не указали конкретной суммы. Гадать о причинах не будем. Поэтому представляется целесообразным в определении среднестатистической суммы (ССС) денег, передаваемых домой, обойтись только имеющимися данными.

Ваш покорный слуга подсчитал эти «чужие деньги» (уж не обессудьте), искомая ССС составляет около 330 евро, или 400 долл., на одного работника. За год получается 4800 долл., что бесконфликтно согласуется с данными Нины Карпачевой, которая, используя данные Минтруда и Тернопольской облгосадминистрации, сообщала, что от одного человека в этот регион ежегодно поступает в среднем 4—6 тыс. долл.

Теперь умножьте эти самые 4800 долл. на 140 тыс. жителей Львовщины, зарабатывающих в Италии, и получится, что в наш край только из этой страны поступает 672 млн. долл. Почти 700 млн. долларов из одной только Италии — очень даже неплохо. Особенно, если сопоставить с размерами официальных инвестиций, поступающих в Львовскую область — около 50 млн. долларов. А ведь украинцы трудятся и в других странах Запада и Востока! Например, в Португалии, Чехии, Польше, России.

Полное представление о структуре трудовой миграции появится не скоро. Дифференцированную информацию по заробитчанам собирают немногочисленные общественные организации. Делать это они начали относительно недавно. Охват их исследований не является всеобъемлющим.

Государственные же структуры активным мониторингом процесса трудовой миграции не занимаются. Они фиксируют только сведения, связанные с официальными мигрантами. С одной стороны, вести такие исследования дорого. С другой — государству истинная картина с трудовой миграцией не особенно-то нужна, как безразличны и сами эмигранты. Как сказано в Писании, умножение знания умножает скорбь. Ведь надо будет брать этих людей под свою опеку: подписывать со странами, предоставившими рабочие места, соглашения, выполнять обязательства... Более того, беспокоиться о медицинском страховании и трудовых пенсиях мигрантов.

У разбитого корыта заробитчанского бизнеса

Как же осваиваются «итальянские деньги»? В опросе точного ответа нет. Зато есть указание респондентов на причины, выгнавшие их за границу. Низкая зарплата стала причиной выезда 55% опрошенных, необходимость заработать на жилье — 25%, безработица — 23%, долги — 20%, высокая стоимость обучения детей — 23%. Среди других причин, на которые приходится около 5%, — нищета и голод. И только 10% опрошенных считают теоретически возможным заработанные в Италии деньги вложить в бизнес. (Методологическое уточнение: сумма процентов превышает 100, поскольку респонденты называли несколько причин.)

Впрочем, не стоит особенно пугаться невысокого процента желающих стать предпринимателями. Он соответствует константе инициативных людей в любой человеческой популяции. Беда в том, что и этим 10% предприимчивых заробитчан далеко не всегда удается трансформировать свои теоретические намерения в практическую плоскость. Ведь многие из них за время отсутствия в Украине утратили деловые связи, безнадежно отстали в законодательных познаниях. Вырос и размер стартового капитала, необходимый для открытия своего дела. Привезенные несколько тысяч долларов погоду уже не делают. Парикмахерские и косметические салоны теперь на каждом углу. Мини-маркеты — день позавчерашний. Торговля, сельское хозяйство, производство сегодня требуют крупного инвестора.

Объединяться же в какие-то крупные структуры люди не обучены и психологически не готовы. Государство, судя по всему, тоже не спешит взять на себя функции координатора такого процесса. Марта Чумало по этому поводу говорит: «Мексика, в силу своего географического положения, имеет многолетний опыт заробитчанства в США. Мексиканец, который на заработанные за границей деньги желает открыть на родине бизнес, может рассчитывать на серьезное содействие со стороны своего государства. Такой человек получает помощь на стадии регистрации, налоговые льготы в первые годы своей предпринимательской деятельности и разного рода консультативное содействие на время становления дела».

Каких-либо льгот для украинских заробитчан не существует. Как нет и специальных структур, которые бы в области (стране) занимались адаптацией заробитчанских денег. Теоретически заробитчане должны были получить право пользования услугами сети агентств, которую, по некоторой информации, должны были развернуть на Львовщине к концу этого года в рамках некоей региональной программы развития предпринимательства. Практически… Однако сколько агентств содержит данная сеть, где они расположены и на каких условиях предоставляют услуги желающим открыть бизнес или какой массе деньжищ от заробитчан удалось с ее помощью найти применение, — об этом автор данной статьи при всех стараниях так и не узнал.

Непристроенная «зелень» давит
на квадратные метры

Увы, лучшего способа сбережения своих кровных, кроме как вложение их в недвижимость, люди не видят. За счет этого постоянно усиливается давление на региональный рынок недвижимости и возрастает стоимость местного жилья. С очевидной пользой для себя используют эту неприкаянность заробитчанской валюты и украинские учебные заведения. Несмотря на то, что, к примеру, в Польше уровень жизни в несколько раз выше нашего, стоимость высшего образования там ниже, чем у нас.