UA / RU
Поддержать ZN.ua

Трудовой кодекс: попасть в рабство к работодателю еще нужно умудриться…

Ни эпопея с разработкой ТК, ни его принятие в первом чтении не стали заметным явлением в общественной жизни. Тот факт, что независимая Украина более двух десятилетий жила по исправленно-дополненному советскому КЗоТу, не повлиял на феномен невозмутимости общества, не проявившего ни энтузиазма, ни озабоченности, и объясняется просто. Взаимоотношения между работодателями и наемными работниками сложились и "регулируются" вне зависимости от законов.

Автор: Надежда Гоцуенко

Ни эпопея с разработкой ТК, ни его принятие в первом чтении не стали заметным явлением в общественной жизни. Тот факт, что независимая Украина более двух десятилетий жила по исправленно-дополненному советскому КЗоТу, не повлиял на феномен невозмутимости общества, не проявившего ни энтузиазма, ни озабоченности, и объясняется просто. Взаимоотношения между работодателями и наемными работниками сложились и "регулируются" вне зависимости от законов.

А на рынке труда все спокойненько…

Трудно сказать, сколько бы лет проект ТК еще мытарился в кабинетах ВР, если бы не попал в состав т.н. "безвизового пакета". Да и время для принятия крайне противоречивого законопроекта выбрано весьма удачно. У работодателей, которые во время кризиса сохранили рабочие места, обеспечили предприятия даже частичной занятостью, позиции крепки, как никогда. В то время как соискателей хоть какого-то рабочего места становится все больше.

Рынок труда переживает не лучшие времена. Очередной обвал случился летом минувшего года как реакция на беспрецедентную девальвацию гривни и прочие финансовые неурядицы. По оценке экспертно-аналитического центра "HeadHunter Украина", "не было ни одной профессиональной сферы, где зафиксировали бы позитивную динамику прироста новых вакансий". Согласно данным Госстата, в апреле 2015 г. было около полумиллиона жаждущих трудоустроиться, вакансий - 50 тыс., на 10 рабочих мест претендовало 97 соискателей. Затянувшаяся стагнация позволяет ряду экспертов, например руководителю холдинга "Анкор" в Украине Ю.Перчу, отметить дисбаланс, назвав такое положение дел "рынком работодателя".

Барометр рынка фиксирует продолжающийся обвал экономики и закрепляющуюся тенденцию упадка. Количество предложений о работе уменьшилось на 30%, число вакансий для молодых специалистов - на 35%, число вакансий для руководителей - почти на 50% и т.д. По данным Минэкономразвития, в первом квартале 2015 г. уровень теневой экономики вырос на 5% в сравнении с соответствующим периодом минувшего года, до 47% официального ВВП. Размер минимальной зарплаты в Украине едва превышает 50 долл. (что в три раза меньше установленного ООН уровня бедности - 5 долл. в день).

Имея явный перевес во влиянии на трудовой рынок, работодатели через новую редакцию ТК инициируют внедрение выгодных для них, но опасных для наемных работников "новаций", таких как "укрупнение" вакансий, подразумевающее расширение круга обязанностей с одновременным сокращением зарплат для новых сотрудников. Согласно данным Госстата, размер среднемесячной зарплаты в Украине в прошлом году был 3200-4 тыс. грн., а весной т.г. - 3863 грн. По итогам 2014 г. почти половина отечественных компаний не повышала зарплат своим сотрудникам, а 12% работодателей вообще сократили уровень оплаты. Но даже если кому-то из наемных работников и "повезло", и их зарплата осталась прежней, весомую ее часть "съедает" инфляция - ведь украинские зарплаты давно существенно не индексируются.

В результате как минимум трети работающего населения страны катастрофически не хватает денег до следующей зарплаты. Если добавить к этому число явных и скрытых безработных, то получим ответ, почему в обществе без эмоций встретили информацию о принятии в первом чтении нового ТК. Ну приняли, так и приняли… А если там и имеются какие-то "рабские" статьи, так попасть в это рабство еще нужно умудриться… Для многих наших сограждан важно иметь хоть какую-то работу, получать хоть какую-то зарплату.

"Плюсы" и "минусы"

Хотя обсуждение ТК нельзя назвать особо активным, расхождения в его оценках и мнениях оппонентов - кардинальные. Их не смягчило то, что в проекте нового кодекса число перечисленных прав наемных работников превалируют над отмеченными правами для работодателей. Превалирует-то превалирует, но при этом вводится положение исчерпывающего перечня защищенных прав наемных работников. Но поскольку полный перечень таких прав невозможен, то те из них, что не внесены в законопроект, останутся незащищенными. Их-то работодатель может нарушать без последствий.

Критике подверглись положения о расширении прав работодателей, касающиеся увольнения наемных работников. Эксперты усматривают в ряде предлагаемых норм упрощенную процедуру избавления от неугодных. В проекте кодекса по существу ограничиваются права работников на получение отпусков в связи с обучением (такой отпуск может быть предоставлен в случае направления на учебу работодателем). Выходит, теперь наниматель будет решать, нужно ли вам вообще образование, и какое именно. Еще одним положением предусматривается, что по семейным обстоятельствам или по иным причинам работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения зарплаты до трех месяцев. Что произойдет за длительное отсутствие на рабочем месте - сие отдано на "откуп" нанимателю… Дискуссионное предложение - о контроле работников, в т.ч. с использованием видеонаблюдения во время трудового процесса. Показательно, что при внедрении такой деликатной формы контроля не предусматривается согласие работников, для которых появляется угроза пребывать на рабочем месте, как "рыбка в аквариуме", стать объектом для подглядывания.

Как позитив, в новой редакции Трудового кодекса участники рынка труда отмечают унормирование работы на дому, других форм дистанционного выполнения трудовых обязанностей. Согласно отдельной статье ТК стороны могут договориться о выполнении работы дома, если у исполнителя имеются для этого все необходимые условия, - при нынешнем дефиците рабочих мест это неплохой вариант и перспективная норма. Но, как отмечают эксперты, необходимо пойти дальше - четче определить трудовые отношения в таком перспективном и быстро развивающемся виде деятельности, как фриланс.

Хорошо отзываются участники рынка труда о предлагаемой дифференциации выплаты выходных пособий в случае сокращения штатов: имеющему непрерывный стаж работы до пяти лет - среднемесячную зарплату, до 10 лет - двухмесячную среднюю зарплату, более 10 лет - трехмесячную.

Показательно, что в новом ТК нет раздела о профсоюзах. В отличие от старого КЗоТа, где такая проблематика занимала важное место. Не то чтобы этот элемент самоорганизации наемных работников в ТК полностью проигнорирован, поскольку немало "вкраплений" о профсоюзах разбросаны по тексту. Но они не производят цельного впечатления, как и направление деятельности защитников наемных работников. Если кто и пробовал встретить в штыки, отвергнуть с порога новую редакцию ТК, назвал ряд положений документа проявлениями рабства в трудовых взаимоотношениях, так это были представители профсоюзов. Особую активность в защите интересов наемных работников проявляет Конфедерация свободных профсоюзов, глава которой М.Волынец заявил ZN.UA, что возглавляемый им профсоюз не допустит, чтобы работодатели воспользовались сложившимися обстоятельствами и получили односторонне закрепленное в законе преимущество.

Многие эксперты прогнозируют: во втором чтении ряд норм законопроекта будут подвергнуты обсуждению и анализу. В том числе и те, что касаются роли профсоюзов, деятельность которых сегодня не поражает силой и влиянием, да и авторитет их невысок. Но ситуация может и должна измениться, а ТК принимается не на месяцы или кризисные годы, а на десятилетия. Развивающее устойчивую экономику государство заинтересовано в том, чтобы работодатели и наемные работники действовали слаженно, по-партнерски, без перегибов и дискриминаций. И активная деятельность профсоюзов - одно из условий, обеспечивающих такой процесс.

Профсоюзы должны выйти из тени советского прошлого, занять в системе трудовых отношений подобающее им место. Но такой перспективы для них в новом ТК не просматривается. Особенно четко это видно в предлагаемой норме по поводу работы комиссий по урегулированию трудовых споров. Деятельность этих структур обычно инициируют профсоюзы, усматривая в них едва ли не единственный способ на установление справедливости в трудовых взаимоотношениях. Так вот, этот аспект деятельности в законопроекте нивелируется, поскольку предусматривается норма: если при принятии решения комиссии, куда входит и представитель работодателя, хоть одна сторона выступит против, оно становится недействительным. Таким образом, позиция работодателя остается решающей: он может заблокировать принятие решения на месте, и дело будет решать суд.

Документ в этом плане довольно последователен, если ТК будет принят в предложенном варианте - права профсоюзов в плане определения условий сверхурочных работ тоже сужаются. Если в старом КЗоТе работодатель, задумавший провести сверхурочные работы, должен получить на это разрешение профсоюза, то по проекту нового ТК достаточно будет уведомить о таком намерении - как говорится, почувствуйте разницу. Подобные подходы предлагается применять и при определении режима работы в выходные и праздничные дни, и во многих других случаях. Что касается коллективных договоров, которые в советские времена были показушно-формальными, но при этом слыли "священной коровой", то теперь они становятся вовсе необязательными, хотя коллективные соглашения и обязательства допускаются.

По всем признакам, считают эксперты, предлагаемый проект ТК имеет промежуточный характер, отражающий как сложное состояние экономики и трудовых взаимоотношений в стране, так и перспективы развития. Обеспокоенность вызывает то, что разница между рыночными возможностями работодателей и наемных работников слишком велика, а участие государства в урегулировании равноправного партнерства минимально. Если кто сможет обеспечить сотрудничество, сумеет защитить наемных работников от возможного беспредела, то сделают это не так законы вкупе с судами, как хорошо организованные, поддерживаемые государством профсоюзы, используя цивилизованные, проверенные международной практикой наработки - от требований и предупреждений до локаутов и забастовок.