Украина могла бы гордиться тем, что ее автомобильный рынок — один из самых быстрорастущих в мире. Год назад, когда принималось решение о повышении ввозных пошлин на импортируемые автомобили, многие специалисты предрекали падение объемов их продаж в нашей стране. На самом же деле вместо прогнозируемого сокращения в минувшем году наблюдалось 37-процентное увеличение продаж. Это ли не свидетельство того, что для развития отечественного автомобилестроения существуют отличные перспективы?
И пока мировые автостроительные корпорации присматриваются, где им лучше размещать новое производство, чтобы оно оказалось наиболее эффективным для развивающихся рынков Восточной Европы, украинским законодателям и правительству следовало бы озаботиться созданием для них наиболее привлекательных условий. Но, к великому сожалению, происходит обратное. Во имя покрытия дефицита бюджета текущего года вновь оказались под угрозой преференции отечественным производителям автомобилей. А праздник, похоже, возвращается на улицу тех, кто труду предпочитает торговлю. И как в таком случае быть капиталу?
Капитал, который гуляет сам по себе
В данном случае под классической триадой «труд, торговля, капитал» подразумеваются производитель, импортер и инвестор. Поскольку развитие автомобильной промышленности невозможно без инвестиций (капитала), с них и начнем.
Чтобы инвестиции достаточно активно поступали на предприятия отрасли, государству ничего не остается, как привлекать инвестора налоговыми льготами и гарантировать защиту его прав. Силовыми методами его к нам не загонишь.
На первый взгляд, с этим у нас полный порядок. Налоговые льготы и защита прав инвесторов, вкладывающих средства в украинскую автомобильную промышленность, обеспечиваются, как известно, сразу тремя законами: «О стимулировании производства автомобилей в Украине», «О защите иностранных инвестиций» и «О защите инвестиций в Украине». В них достаточно четко прописано, что государство ожидает от инвестора и какие гарантии оно ему предоставляет для того, чтобы эти ожидания сбылись. От государства требуется только немного терпения, так как эти инвестиции долгосрочны и дадут ожидаемый результат не сегодня и не завтра. А терпения-то как раз и не хватает.
Но, отменив льготы под давлением сиюминутных обстоятельств, Украина тем самым нанесет ущерб своим стратегическим интересам. И, кроме того, нарушит гарантированные ее же законами права инвесторов и технологических партнеров отечественных автомобилестроительных предприятий. Мы не просто ухудшим инвестиционный климат. Мы столкнемся с валом исков к нашему государству от зарубежных инвесторов и, как следствие, с арестами украинских заграничных активов.
Во имя чего трудимся?
Может, однако, возникнуть вопрос: входит ли в круг стратегических интересов страны развитие автомобильной промышленности? Зачем нам, дескать, вся эта головная боль, когда международный автомобильный рынок давно сложился, и нечего даже мечтать о том, чтобы потеснить на нем мировых грандов автомобилестроения?
Для Украины вопрос не в том, чтобы кого-то потеснить, а в том, чтобы при надлежащей государственной поддержке отечественная автомобильная промышленность через несколько лет вполне могла бы конкурировать на равных с зарубежными производителями в некоторых сегментах рынка. Наша страна по производству стали входит в десятку мировых лидеров. И обладать мощной машиностроительной отраслью ей сам Бог велел. Это не только возможно, но и необходимо, так как в противном случае, с точки зрения мирового разделения труда, мы не сформируем полноценную экономику, а удовлетворимся ролью «сырьевого придатка».
Большая часть произведенного в стране металла сейчас идет на экспорт, но уже через несколько лет Украина может столкнуться с жесткой конкуренцией на мировом рынке. И тогда отечественное машиностроение станет для металлургов тем спасательным кругом, который поможет им сохранить объемы производства.
Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что развивающийся автопром является локомотивом не только для других отраслей экономики, но и для тех регионов страны, которые принято называть депрессивными. Ведь благодаря льготам автомобилестроители создают новые рабочие места, формируют значительную часть местных бюджетов. Так, в течение ближайших трех лет количество новых рабочих мест на Луцком автомобильном заводе, при условии беспрепятственной реализации им инвестиционной программы, вырастет в 2,2 раза, а средняя зарплата — в 1,9. Стоит ли говорить, насколько это важно для Волынской и ей подобных областей, жители которых вынуждены в поисках заработка массово выезжать в страны ближнего и дальнего зарубежья?
Продолжая тему луцких автомобилестроителей, следует отметить, что их инвестиционная программа направлена на решение такой государственной задачи, как обеспечение нормального функционирования системы общественного транспорта и грузовых перевозок в социально значимых сферах (медицина, Вооруженные силы, МЧС и пр.). Чтобы повысить экономическую эффективность программы, в том числе и для государства, в начале года к ней был добавлен блок производства легковых автомобилей. В результате по объемам запланированных инвестиций она стала одной из самых крупных в новейшей истории Украины.
Выполнение инвестиционной программы позволит создать рабочие места не только в Луцке. Уже в этом году у ЛуАЗа будет более 20 отечественных поставщиков и, учитывая рост объема производства автомобилей, занятость на этих предприятиях также возрастет. К 2010 году уровень локализации продукции планируется довести до 50%, что создаст около 30 тыс. рабочих мест на предприятиях-смежниках.
ВТО нас не осудит
Одним из аргументов последовательных противников каких-либо льгот отечественным производителям автомобилей было то, что они станут препятствием на пути вступления Украины в ВТО. Но не следует забывать, что Закон «О стимулировании производства автомобилей в Украине» действует лишь до 1 января 2008 года. Да и согласно Уставу ВТО новым членам организации дается два года на отмену всех инвестиционных обязательств, связанных с торговлей. Вот почему, в частности, запланированные ЛуАЗом объемы производства превышают перспективную потребность украинского рынка, учитывая присутствие на нем и других игроков. Волыняне намерены активно продвигать свою продукцию в страны СНГ и Восточной Европы, осуществлять совместные проекты с другими государствами, например, с Ираном.
Не будет ошибкой предположить, что и остальные украинские автомобилестроители, такие как, ЗАЗ, ЛАЗ, Черкасский автобусный, Кременчугский автосборочный и другие, вынашивают подобные планы. А что случится, если налоговые стимулы для производства автомобилей в стране будут отменены? Прежде всего, произойдет угрожающее как для производителей, так и для импортеров автомобилей перераспределение внутреннего авторынка. Цена отечественных автомобилей возрастет на 25—30%, а поскольку автомобили российского производства освобождены от ввозной пошлины, то отечественная и импортируемая из других стран продукция просто не выдержит конкуренции с ними. Таким образом, доля российских автомобилей на украинском рынке превысит 70%, объемы импорта с уплатой пошлины сократятся вдвое, а объемы внутреннего производства — на 65—70%.
Усилия украинского правительства, направленные на ликвидацию острого дефицита бюджета, вполне оправданы и похвальны. Но прежде чем губить предприятия, которые работают в рамках действующего законодательства, создают сотни тысяч рабочих мест и после завершения инвестиционных программ станут главнейшими источниками наполнения бюджета и обеспечения занятости людей, стоит прислушаться и к их мнению. На днях оно было изложено в обращении ведущих отечественных автомобилестроителей к Президенту и премьер-министру Украины. Остается надеяться, что новая власть, принимая судьбоносные для страны решения, не станет руководствоваться соображениями сиюминутной выгоды и в пылу искоренения негативных последствий прежнего руководства страной позаботится о сохранении и развитии положительных достижений прошлых лет.