UA / RU
Поддержать ZN.ua

Третий старт третьего поколения. Кого «порвет» «Укртелеком» на рынке мобильной связи?

Украинский телекоммуникационный рынок семимильными шагами движется в эпоху связи третьего поколения...

Автор: Семен Степанчиков

Украинский телекоммуникационный рынок семимильными шагами движется в эпоху связи третьего поколения. Это происходит на пять-семь лет позже, чем в Европе, и даже на два года позже, чем в Таджикистане, однако почти в ногу с Россией. Если старт первой в РФ коммерческой UMTS-сети «Мегафона» в Петербурге состоялся 2 октября, то первая украинская сеть в этом стандарте, от компании «Укртелеком», была запущена 1 ноября.

В России, правда, уже четыре года действует сеть CDMA-2000 1х EV-DO компании «Скайлинк»; две сети в этом стандарте в 2007 году запустились и в Украине — от компаний «Телесистемы Украины» (ТМ PEOPLEnet) и «МТС» (ТМ «МТС Connect»).

Однако 3G – это не только новые стандарты мобильной связи, для использования которых нужно покупать новые «трубки». Это другая философия телекоммуникационного бизнеса – продажа не соединений с другими абонентами, а услуг, предоставляемых с помощью высокоскоростного доступа к сети. К сожалению, большинство украинских операторов высокоскоростного беспроводного доступа не имеют четкой стратегии развития бизнеса по продаже услуг. И позиционируют себя фактически как интернет-провайдеры, отличающиеся от своих традиционных коллег лишь мобильностью абонентов.

Это обрекает компании на низкую норму прибыли, остающуюся на участке «последней мили». Низкую — потому что конкуренция в сравнительно небольшом сегменте много платящих абонентов, нуждающихся в скоростном мобильном Интернете, уже и так довольно высока. А ожидающийся приход на этот рынок еще как минимум трех игроков (UMTS-лицензии намерены получить все крупные мобильные операторы) еще больше сыграет на понижение цен. Поэтому коммерческий успех собственно 3G-сетей, в отрыве от всего остального бизнеса операторов, представляется сомнительным.

Одиннадцать друзей абонента

«Укртелеком» стал 11-м игроком украинского рынка сотовой связи (не мудрствуя над формулировками лицензий, отнесем к нему всех операторов, дающих абоненту возможность пользоваться мобильным телефоном, в т.ч. CDMA- и TDMA-компании, формально предоставляющие услуги фиксированной связи). И третьей компанией, предлагающей услуги мобильного доступа в сеть на мегабитной скорости. Тарифы «Укртелекома», предложенные абонентам, наводят на ряд размышлений относительно его будущего рыночного позиционирования.

Видеозвонок — визитная карточка 3G. «Укртелеком» стал первой компанией, которая продемонстрировала коммерческий видеозвонок с мобильного на мобильный. И сделано это было в стандарте UMTS/HSPA. Несмотря на то, что оборудование более «продвинутого» стандарта CDMA2000 1x EV-DO Rev.A, используемого «Телесистемами» и «МТС», тоже позволяет совершать видеозвонки, ни одна из этих компаний не завезла в страну мобильных терминалов, поддерживающих эту услугу. Впрочем, о «терминальной проблеме» ниже.

Так вот, стоимость минуты видеозвонка в сети «Укртелекома» такая же, как и у обычного голосового внутрисетевого вызова — 25—35 коп., в зависимости от тарифного плана. Нужно, правда, учесть, что де-факто видеозвонки в сети «Укртелекома» могут быть только внутрисетевыми. В Украине никто эту услугу еще не поддерживает, а международные межоператорские соединения чаще всего организуются по VoIP-каналам, не обеспечивающим качественной передачи видеопотока. Поскольку спрос на эту услугу будет небольшой, то и тариф на нее «завлекательный». В европейских 3G-сетях тарифы на видеозвонки обычно в полтора-два раза выше, чем на голосовые вызовы.

А вот тот факт, что звонки на номера фиксированных сетей как «Укртелекома», так и других опе­раторов, тарифицируются как внутрисетевые, позволит заметно экономить на звонках «мобильный-фиксированный». Кроме того, экономить на переговорах такого класса позволит и льготный тариф «фик­сированный-мобильный»
(60 коп./мин). Доволь­но низка стоимость переадресации с прямого номера на мобильный (40 коп./мин). Для сравнения: у мобильных операторов стоимость переадресации с прямого номера составляет
1,2 грн./мин, а у «Голден Телекома» в ряде тарифных планов переадресация бесплатна. Еще один штрих – довольно высокие абонплаты в тарифных планах «Укртелекома» — от 75 до 500 гривен.

Тарифная модель, взятая «Укртелекомом» для своего мобильного проекта, похожа на принятые в европейских странах, у тех же Vodafone и O2. Обычно там предлагают абонентам линейку тарифных планов с абонплатой от 10 до 150 евро и с количеством включенных минут от 30 до 5000. Стоимость минуты тем меньше, чем больше денег согласен платить абонент. Та­кие тарифные планы напрямую сти­мулируют ARPU — среднемесячный доход на одного абонента.

Итак, с одной стороны, судя по абонплатам, «Укртелеком» ориентируется на много говорящих и много платящих абонентов. А значит, его предложения вряд ли найдут широкий спрос среди 10 млн. мало платящих владельцев домашних телефонов. С другой стороны, неплохие тарифы на звонки между фиксированными и мобильными сетями будут востребованы на гораздо более узком (немногим более миллиона абонентов) рынке корпоративной связи. Именно на него, похоже, и «нацелился» «Укртелеком».

Конкуренция в этом сегменте чрезвычайно жестка. Договоры о крупных корпоративных подключениях заключаются на личных контактах очень высокого уровня. Однако шансы «пощипать» корпоративную абонентскую базу «МТС» и «Киевстара» у госоператора есть.

И, несомненно, один из главных «резервов верховного главнокомандования» — госструктуры, пользующиеся ныне корпоративными подключениями тех же «МТС» и «Киевстара». Кабмину даже не нужно обязывать их пользоваться услугами только мобильных операторов с государственной долей собственности — это было бы слишком грубо. Правительство может легким движением пера просто обязать все бюджетные учреждения провести новые тендеры на оказание услуг мобильной связи — просто затем, чтобы «завести» в состав претендентов «Укртелеком». Нужно отметить, что конкурентные преимущества компании в этих тендерах таки будут.

«Чешская модель» в степях Украины

Двумя неделями ранее скоростной мобильный доступ в Интернет предложила абонентам компания «МТС». В настоящий момент она предоставляет услуги в стандарте CDMA2000 1x EV-DO Rev.A в диапазоне 450 МГц, ранее использовавшемся «УМС» для аналоговой мобильной связи NMT. Оператор не предоставляет голосовых услуг в этом стандарте, несмотря на то, что имеет на это лицензию.

Потенциальная абонентская база компании — владельцы ноутбуков, перемещающиеся внутри крупных городов; например, работающие попеременно в офисе и дома. Сеть CDMA пока доступна в Киеве и Харькове; планируется развернуть покрытие «в крупных городах».

«МТС» сделала ставку на так называемые «коробочные решения» и предлагает абонентам наборы в виде модема и ПО к компьютеру. Настройка соединения занимает считанные минуты. Абонентов также должна соблазнить возможность оплачивать единый счет за услуги мобильной связи и мобильного интернета.

Модель, в которой услуги мобильной голосовой связи предоставляются в стандарте GSM, а сервисы скоростной передачи данных – с помощью более эффективной технологии CDMA EV-DO (в освободившемся после «отмирания» NMT диапазоне 450 МГц), называется «чешской», в честь оператора «Евротел» из этой страны, который ее впервые применил. Ею пользуются полтора десятка операторов как в Восточной, так и в Западной Европе — пока это единственный способ проникновения технологии CDMA EV-DO в регион, где родился и вырос GSM. За исключением румынского операторa Telemobil (ТМ ZAPP) — единственного в ЕС использующего CDMA для голосовых услуг.

«Чешская модель» предполагает наличие у абонента двух терминалов – для голосовой связи и для передачи данных. Это не слишком большое неудобство: интернетом все равно удобнее пользоваться с помощью ноутбука, чем телефона…

Несмотря на большой радиус действия базовых станций в диапазоне 450 МГц, «МТС» планирует предоставлять услуги высокоскоростной передачи данных только в городах. Аналогичной стратегии придерживаются и «Телесистемы», и «Укртелеком». Логично: именно в городах сосредоточена их потенциальная клиентская база. Однако потребность в таких услугах имеется и на остальных «бескрайних просторах» — у исследовательских групп, силовых структур, коммивояжеров, денежных путешественников. Да и просто для обеспечения скоростным интернетом регионов, куда нескоро дойдет кабельная инфраструктура.

«Укртелекомовский» UMTS туда точно не дойдет из-за малого радиу­са действия базовых станций, а вот надежда, что рано или поздно CDMAщики обратят внимание на эту аудиторию, остается. Тем более что на «просторах» не нужна большая емкость сети, а значит, базовые станции можно ставить на пределе дальности.

Меряемся мегабайтами

Другой сравнительно небольшой сегмент абонентской базы, где «Укртелеком» вступит в конкуренцию с двумя другими игроками рынка 3G-связи, — абоненты, которым необходим мобильный скоростной доступ в Интернет.

Потребительские параметры сетей «Телесистем», «МТС» и «Утела» примерно одинаковы. Скорость передачи данных у последних двух компаний – до 3,6 Мбит/с, что соответствует спепцификациям Rev.A и HSPA соответственно. «Телесистемы» только в начале октября заключили контракт с Nortel на поставку оборудования для Rev.A и еще не презентовали услуги с использованием этой технологии. Пока скорость передачи данных в сети компании ограничена 2,4 Мбит/с.

Следует отметить, что речь идет о предельной для данных технологий скорости передачи данных. В «боевых» условиях канальная емкость сектора базовой станции делится между всеми абонентами, которые в нем «законнектились». Несмотря на то что алгоритмы разделения емкости в обоих стандартах достаточно совершенны, реальная скорость для конечного абонента существенно падает – до нескольких сот килобит в секунду. С этим явлением хорошо знакомы абоненты «Телесистем» и уже столкнулись пользователи услуги «МТС Коннект». В последнем случае сравнительно низкий диапазон, в котором работает компания, обеспечивает преимущество в дальности связи и проникающей способности, однако ценой более низкой канальной емкости.

Отвечая на вопрос о том, как поведет себя сеть «Укртелекома» в условиях сильной нагрузки, председатель правления «Укртелекома» Георгий Дзекон сообщил, что компания разработала предельные нормативы для скорости передачи данных, ниже которых она не должна опускаться. Они составляют… 128 кбит/с на прием, и 64 кбит/с на передачу. То есть сравнимы с таковыми для обычного GPRS. На практике это значит, что если скорость коннекта не опускается ниже этих значений, то жалобу абонента на «тормозной интернет» в компании не примут.

Что касается тарифов, то все три компании предлагают соизмеримую стоимость мегабайта. У «Телесистем» — от 4 коп. за мегабайт при абонплате 400 грн. до 10 коп. за мегабайт при абонплате 25 грн. У «МТС» — от 4 коп. за Мб при абонплате 200 грн. до 10 коп. при абонплате 50 грн. У «Укртелекома» — от 2 коп. при абонплате 300 грн. до 7 коп. при абонплате 70 грн., или до 70 коп. без абонплаты. Это всего в три-пять раз выше, чем тарифы кабельных операторов широкополосного доступа.

Трафика в несколько гигабайт в месяц вполне достаточно для любых рабочих потребностей: активного серфинга и блоггинга, коммуникаций, работы с электронной почтой с передачей объемных документов. Конечно, активная закачка мультимедийного контента через мобильный Интернет обойдется дороже, однако своя аудитория найдется и на эти услуги.