Олег Яценко |
Революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась». Новым руководителем Госкомсвязи назначен Олег Яценко, широко известный в узких кругах как «племянник Президента». На первый взгляд это назначение должно обеспечивать преемственность управления в отрасли телекоммуникаций: Олег Владимирович — давний соратник Станислава Довгого по «Топаз-Информу», по Институту исследований окружающей среды, по администрации Президента. Однако это лишь на первый взгляд. На самом деле у Яценко во многом «свой бизнес». А в совместных проектах еще не известно, кто кому был больше нужен: Довгий Яценко или Яценко Довгому. Поэтому вопрос, сохранятся ли возможности для управления ГКСИ и подконтрольным ему «Укртелекомом» «командой Довгого», остается открытым.
Достоверно установить степень родства Олега Яценко и Леонида Кучмы сложно. По одним данным, на самом деле он племянник не Леонида Даниловича, а Людмилы Николаевны (или ее брата Юрия Туманова). По крайней мере, с «женской половиной» семьи Президента Яценко вроде бы в прекрасных отношениях. По другим данным, отец Яценко был одним из лучших друзей Президента еще по КБ «Южное». Как бы там ни было, в кабинет главы государства он вхож, и «решать вопросы» в нем может. Похоже, для всех предприятий, в состав руководства которых входил, Олег Владимирович служил чем-то вроде солидной «крыши». Оставаясь при этом в тени. «Крышей» был он в свое время и для «Топаз-Информа», а позже стал лично для Станислава Довгого. Говорят, именно Яценко показал Довгому дорогу в «главный кабинет страны», и последний этой дорогой довольно часто пользовался. Доходило до того, что некоторые всерьез считали «племянником (жены) Президента»… Довгого. Может, назначением Яценко на пост председателя ГКСИ глава государства решил исправить ошибку этих «некоторых»?
Перейдем собственно к биографии. Родился Олег Яценко в 1961 году в славном военном городе Каспийске. В 1984-м закончил радиофак Днепропетровского университета. Следующие двенадцать лет жизни проработал в ПО «Южное» старшим инженером КБ «Южное», а потом ведущим инженером завода «Южмаш». По некоторым данным, курировал закупки электронно-вычислительной техники для предприятия. С 1996-го по 1997-й — заместитель гендиректора НПО «Топаз-Информ» (где работал вместе со Станиславом Довгим и нынешним руководителем «Укртелекома» Сергеем Сичкаренко). С 1997 по 2000 годы — заместитель директора Киевского завода радиоаппаратуры (возглавляемого нардепом Тарасом Довгим — братом Станислава). При этом руководит компанией «Топаз-Электроникс», производившей в цехах Киевского радиозавода лицензионную сборку бытовой техники торговых марок Sanyo и Philips из импортных комплектующих.
Одновременно в 1998—2000 годах Яценко является внештатным советником администрации Президента. С 2000 года — председатель правления АКБ «Народный». В сентябре 2000 года на восьмом съезде Партии зеленых Украины избран заместителем председателя партии по связи с государственными учреждениями и общественными организациями (как расшифровывали эту формулировку политологи — «замом по админресурсу»). С февраля 2001-го — руководитель отделения прикладных разработок Украинского института исследований окружающей среды и ресурсов при СНБО. Уже в декабре того же года за институтскую деятельность был награжден Государственной премией. С октября 2002-го — председатель наблюдательного совета «Укргазбанка».
Немного о личном бизнесе. По некоторым данным, Олег Яценко, а также ООО «Юстас» (днепропетровская строительная фирма, где он также числился соучредителем и гендиректором) являлись учредителем ЗАО «Днепр-Прогресс», занимающегося выращиванием зерновых культур на полях колхоза «Прогресс» в селе Никольское-на-Днепре Солонянского района Днепропетровской области. Яценко же являлся соучредителем ЗАО «Легенда» в Вите-Почтовой Киевской области, специализирующегося на производстве напитков, а также соучредителем ЗАО «Торговый дом «Этанол» на Петровке в Киеве, деятельность которого состоит в «производстве продуктов органического синтеза». Таким образом, в его руках — вся цепочка «зернопроизводитель — сахаропроизводитель — спиртопроизводитель — производитель безалкогольных напитков», которая является фактически замкнутым циклом самого рентабельного в Украине производства — ликеро-водочного.
Наиболее интересный вид деятельности Олега Владимировича был связан с рядом предприятий, в название которых входило слово «технологии»: «Украинские технологии», «Новые микротехнологии» и так далее. Они оказывали «посреднические услуги в отраслях транспорта, ЖКХ, бытового обслуживания, образования, культуры, здравоохранения и науки». На самом деле фирмы занимались торговлей «нематериальными активами» — патентами и другими формами авторского права. Бизнес достаточно выгодный, ибо купленный за небольшие деньги или самостоятельно зарегистрированный патент может быть оценен в очень большую сумму при продаже его заинтересованному лицу (физическому или юридическому), или при внесении его в уставный фонд предприятия. Дальнейшим развитием этого бизнеса может служить выведение средств предприятия из оборота: одна фирма покупает у второй патент, вторая «делится» с первой выручкой.
Как это происходило — описано, например, в запросе депутатов прошлого созыва — Г.Омельченко, А.Ермака и В.Шишкина, направленного 17 декабря 2001 года на имя генерального прокурора М.Потебенько, председателя ГНАУ Н.Азарова и председателя СБУ В.Радченко.
Итак, во времена СССР УкрНИИГаз получил патент на некое изобретение, называвшееся «Способы вибрационного контроля машин». В 1997 году УкрНИИГаз (в то время уже дочернее предприятие АО «Укргазпром») перерегистрировал этот патент в Госпатенте Украины под №16384. 17 апреля 1998 года право собственности на изобретение было безвозмездно передано ООО «Новые микротехнологии» (президент Александр Немчин). Для сравнения: в дальнейшем экспертная оценка стоимости патента составила 32 млн. 409 тыс. 288 грн. 9 июня 1998 года ООО «Новые микротехнологии» заключило договор о безвозмездной передаче прав собственности на изобретение группе частных лиц, среди которых — тогдашний президент «Нафтогаза України» Игорь Бакай, директор УкрНИИГаза Илья Фик, президент ООО «Новые микротехнологии» Александр Немчин, ряд высокопоставленных чиновников, чьи имена не будем называть всуе (сами они в курсе; кому интересно, легко найдет их в тексте запроса в Интернете; один из них, к тому же, погиб при загадочных обстоятельствах), а также целая группа менее известных лиц, в том числе и Олег Яценко.
Позже все они учреждают ООО «Новые наукоемкие технологии». Уставный капитал ООО — 160 тыс. грн. Наибольшая доля, по данным депутатского запроса, у «неупоминаемого всуе» известного политика (26%), по 15% — у Бакая, покойного госчиновника и Яценко. 1 июля 1998 года физические лица —собственники патента и ООО «Новые наукоемкие технологии» заключили договор о передаче права собственности на изобретение от физических лиц ООО «ННТ». А 12 августа 1998-го ООО «ННТ» заключает договор с НАК «Нафтогаз України» о предоставлении «Нафтогазу» права на использование изобретения по патенту №16384. За это национальная акционерная компания должна уплатить «ННТ» (а фактически группе частных лиц — собственников этого ООО) 180 млн. 31 тыс. 624 грн. Таким образом, по мнению депутатов — авторов запроса, в ходе описанной выше комбинации право на использование патента №16384, принадлежащее предприятиям ТЭКа, было безвозмездно передано частным лицам и через четыре месяца продано ими же через посреднические фирмы предприятиям того же ТЭКа за 180 млн. грн.
В этой связи надо отметить два момента. Во-первых, во всех подобных комбинациях Яценко играл не главную роль, а был, скорее, «группой прикрытия». Во-вторых, добытые таким образом миллионы вряд ли предназначались в карманы вышеназванных лиц — приближался 1999-й, и каждая копейка была на счету…
Немного о банковской (не путать с Банковой) части бизнеса нового руководителя Госкомсвязи. «Народный банк» — небольшой днепропетровский региональный банк, и «наблюдать» за ним был поставлен «днепропетровец» Олег Яценко. В 2002 году он был поглощен Укргазбанком, когда-то аффилированной структурой «Нафтогазу України». Яценко возглавил наблюдательный совет банка вместо избранного народным депутатом Олега Салмина. Как видим, с «Нафтогазом» связи давние. Даже одним из учредителей банка было ООО «Новейшие газовые технологии» из уже упомянутой «технологической» обоймы.
Теперь попробуем «наложить» бизнес-интересы Олега Яценко на существующий в отрасли расклад, и спрогнозировать, какие изменения произойдут на телекоммуникационном рынке с его приходом.
В свое время «ЗН» высказывало мнение, что Государственный комитет связи и информатизации должен возглавить представитель одного из телекоммуникационных операторов — он бы лучше других понимал проблемы развития этого рынка. И вот во главе Госкомсвязи стал бизнесмен. Правда, не связист, но с очень разнообразной деловой биографией. Он имеет опыт производственной деятельности (колхозы, спиртзаводы и «Топаз-Электроникс»), финансовой (АКБ «Народный» и Укргазбанк), а также деятельности по, так скажем, корректировке направления бюджетных финансовых потоков («Украинские технологии», Институт исследований окружающей среды). А главное — член «семьи». При руководстве отраслью, а фактически — предпродажном управлении госмонополистом «Укртелекомом» это может оказаться гораздо более ценно, чем чисто рыночный опыт руководителя одного из операторов.
Каковы же ближайшие и более отдаленные перспективы «телекомовских» дел? Сразу после назначения Олега Яценко эксперты не могли прийти к единому мнению: будет ли обеспечена эта преемственность, как при назначении год назад Николая Гончара, либо «новая метла» пометет по-новому? Ходят слухи о скором пересмотре команды заместителей — как в Госкомсвязи, так и в «Укртелекоме». Причем ряд заместителей Гончара называют кандидатурами в «укртелекомовские» замы (якобы одним из них может оказаться и сам Николай Гончар). Одним из членов команды Яценко намеревалась стать руководитель «Крымтела» Марина Поваляева, известная своими судебными трениями с «Укртелекомом». По-прежнему претендует на место заместителя председателя ГКСИ Леонид Нетудыхата. Вопрос — что сможет сделать он для отрасли в окружении «не совсем своей» команды, остается открытым, но Нетудыхата, видимо, надеется возглавить организуемую в ближайшей перспективе Национальную комиссию регулирования связи.
Ну и, наконец, ожидаются перестановки в Наблюдательном совете «Укртелекома». Оттуда должны убрать членов-совместителей, а также, возможно, сменить его председателя. Уголовное дело по факту неперечисления «Укртелекомом» в госбюджет выручки от продажи доли в UMC, как полагают, как раз являлось инструментом давления при дележе должностей второго уровня.
Что касается собственно телекоммуникационного рынка… Сегодня трудно сказать, будет операторам легче договориться с новым куратором или сложнее. И составит ли исключение «Киевстар», с которым у Яценко почти что родственные связи (есть информация, что одно из первых решений, принятых Сергеем Сичкаренко на должности руководителя «Укртелекома», касалось выдачи этому мобильному оператору дополнительных соединительных линий с «телекомовской» сетью). Пока очевидно, что новый председатель ГКСИ будет целенаправленно готовить «Укртелеком» к приватизации. И еще более основательно и жестко «ставить» его на рынке.