UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тендер под елочкой. Собирался провести Госкомлесхоз. Не получилось…

Отечественные деревообработчики до сих пор не могут поверить, что таки отбились от новогоднего «сюрприза», положенного под елочку чиновниками Государственного комитета лесного хозяйства...

Автор: Лариса Дацюк

Отечественные деревообработчики до сих пор не могут поверить, что таки отбились от новогоднего «сюрприза», положенного под елочку чиновниками Государственного комитета лесного хозяйства. Представьте себе на секундочку. 27 декабря должен был состояться аукцион, на котором планировалось продать все сырье, необходимое для работы отрасли в течение целого года. Причем предприятиям об этом стало известно лишь за неделю до проведения аукциона.

На сей раз пронесло, а ведь все могло закончиться не по-новогоднему печально…

По договоренности с премьер-министром аукцион отложен на два месяца. За это время рабочая группа в составе представителей Минпромполитики, Госкомлесхоза и ассоциаций «Меблідеревпром» и «Укрпапір» отработают процедуру продажи древесины. Параллельно в регионах подготовят предложения о своих потребностях в сырье. После их утверждения в Минпромполитики необходимые объемы будут реализовываться на местных аукционах.

Что же могло произойти, если бы аукцион все же состоялся? Планировалось продать годовой объем сырья, разделенный на 11 лотов. Причем в каждом из них собраны все сорта древесины. Поэтому тот, кому нужен определенный ее вид, вынужден будет закупать весь лот. Например, целлюлозникам пришлось бы приобретать березу, хотя им необходима исключительно ель, а береза крайне нужна фанерной отрасли. Кроме того, пришлось бы прикупить и технологическое сырье, и пиломатериалы, и еще бог весть что. Куда все это потом девать, в приказе Госкомлесхоза не сказано. Похоже, чиновники решили вернуть производственников в доисторическую эпоху, когда господствовал натуральный обмен.

Сами же деревообработчики опасаются, что даже торговать излишним сырьем им не пришлось бы. Ибо на аукционе может появиться тот, кто, скупив все сырье, оставит отечественных производителей ни с чем или же взвинтит цены. Такой монополист-посредник одним махом разрушит рыночные отношения, которые формировались на протяжении многих лет. То, что это действительно могло быть, показали на конкретных расчетах специалисты «Меблідеревпрома».

К примеру, производителю древесных плит необходимо сырье (пусть на 300 тыс. грн.). По новым правилам он должен приобрести весь четвертый лот начальной стоимостью 267 млн. грн. Для этого еще до проведения торгов должен заплатить 13 млн. гарантийного взноса...

Мобилизовать такие средства за несколько дней не смогли бы даже предприятия-гиганты. О мелких производствах и говорить не приходится. Какая судьба их ждет без сырья и с договорами, которые заканчиваются в конце текущего года, догадаться несложно: закрытие или банкротство. Но и те, и другие обладают определенными производственными мощностями, в модернизацию которых вложили значительные суммы. И там, и там тысячи и сотни людей, которые не только кормят свою семью, но и платят налоги.

Например, Жидачовский целлюлозно-бумажный комбинат — второй по объему налогоплательщик во Львовской области. Он обеспечивает работой (то есть удерживает от выезда за границу) 2,5 тыс. человек. Если предприятие остановится, то не только они потеряют работу, но и Украина потеряет производство газетной бумаги. А это, по словам председателя наблюдательного совета комбината Константина Кулинича, 25% отечественного рынка, которые стабилизируют цены и делают украинскую газетную бумагу дешевле на 15—20%, чем импортная. Чтобы производство работало стабильно, комбинату требуется 120 тысяч кубометров хвойной древесины, а точнее — ели. Чтобы иметь такое количество сырья, при нынешней системе смешанных лотов надо выложить сразу 357 млн. гривен. Такую сумму предприятие едва ли сможет изъять из оборота.

А технический директор ООО «Основа бумага» Петр Король убежден, что вначале порядок надо навести в экспортной сфере. Ведь ежегодно из Украины вывозят 2,5 млн. м3 необработанной древесины, так называемого кругляка. Но всем хорошо известно, что эффективность глубокой переработки в пять раз больше, чем вывоз сырья. К тому же в Украине нет никаких препятствий для вывоза необработанной древесины, тогда как в России действует жесткая система экспортной таможенной пошлины: ныне это четыре евро за кубометр, со следующего года — 9, а с 2009-го — 20 евро. В Финляндии вообще запрещено вывозить за границу круглый лес. Его весь перерабатывают и только тогда экспортируют.

— Мы за компромисс, — заявил президент ОАО «Аверс» Владимир Сидоренко. — Но до сих пор не с кем было его искать. В Минпромполитики выслушивали только одну сторону — Госкомлесхоз. Если новую систему тендеров не отменят, деревообработники опасаются, что в торгах будут участвовать подставные компании с большим капиталом, которым лес вообще не нужен. Однако они скупят годовую квоту древесины и создадут на внутреннем рынке дефицит. В дальнейшем львиную долю экспортируют по ценам, выше внутренних. Остаток предложат отечественным мебельным предприятиям с такими накрутками, что мало не покажется. Если к этому прибавить еще и газовую составляющую, то перед деревообработчиками опускается шлагбаум. Кто займет их нишу на рынке, догадаться несложно: в Евросоюзе перепроизводство.