UA / RU
Поддержать ZN.ua

Телекоммуникационный рынок остывает

Аналитики называют мобильную связь «локомотивом телекоммуникационного рынка». Бурный рост мобильных операторов, их интересы определяли в последние годы большинство происходящих на нем процессов...

Автор: Семен Степанчиков

Аналитики называют мобильную связь «локомотивом телекоммуникационного рынка». Бурный рост мобильных операторов, их интересы определяли в последние годы большинство происходящих на нем процессов. Однако в минувшем году рынок мобильной связи прочно достиг насыщения. Количество абонентов менялось незначительно, доходы росли пропорционально темпам роста экономики. Соответственно, многие процессы на рынке связи в целом тоже перешли в вялотекущую фазу.

Многие тренды, описанные в позапрошлогоднем итоговом материале (см. «ЗН» № 50 за 30 декабря 2006 года), в 2007-м фактически не получили своего развития. Это касается и продажи «Укртелекома», и конфликта между Altimo и Telenor, и развития конвергентных услуг. Тем не менее минувший год запомнится стартом в Украине первых коммерческих сетей 3G, а также появлением новой «точки роста» — широкополосного доступа в Интернет. Станет ли этот сегмент новым «локомотивом рынка»?

Третье поколение на троих

Как уже писало «ЗН» (№ 41 за 3 ноября 2007 года), в минувшем году в Украине стартовали три коммерческие сети мобильной связи третьего поколения. Две — «Те­лесистем Украины» (ТМ PEOPLEnet) и «МТС» (ТМ «MTС-Коннект») — в американо-азиатском стандарте CDMA 2000 1x EV-DO (в диапазонах 800 и 450 МГц соответственно). И одна — «Укртелекома» (ТМ U’tel) — в европейском стандарте UMTS/HSDPA и диапазоне
1,9—2,1 ГГц. Старт всех трех проектов прошел с приключениями.

Наименьшее их количество выпало на долю «МТС». Разве что небольшая задержка на старте (планировали весной, а начали осенью) и быстро появившееся снижение скорости соединения при перегрузке сети — диапазон низковат. Впрочем, с этой проблемой можно справиться увеличением количества базовых станций.

У «МТС-Коннект» — самое четкое рыночное позиционирование среди всех трех проектов: скоростная передача данных на модемы для ноутбуков, поставляемые компанией. «Мощно возрастат дєнь ото дня процент жиров у маслі», открываются новые города, подключаются новые тысячи абонентов с ARPU (среднемесячным доходом от одного пользователя) от 20 до 100 долл. В общем, хоть и не получила пока «МТС» в Украине UMTS-лицензию, но своей аудиторией третьего поколения компания уже обзавелась.

UMTS-проект «Укртелекома» можно назвать многострадальным. Дата его старта много раз переносилась как в течение 2006-го, так и в 2007 году. Подготовка проходила непрозрачно, что дало пищу для подозрений как минимум в том, что проект стал жертвой традиционной телекомовской неэффективности. Однако запуск прошел довольно качественно — с неплохим покрытием (по крайней мере, на открытой местности) в шести крупнейших городах, с национальным роумингом по всей территории Украины, конкурентоспособными тарифами, узнаваемым (или приснопамятным) брендом U’tel.

Правда, рекламная кампания могла бы быть и поярче. И рыночное позиционирование продукта неясно. Судя по тарифам — связь для корпоративных абонентов. Но этот рыночный сегмент слишком конкурентен, чтобы вкладывать в него сотни миллионов долларов и обслуживать несколько десятков тысяч клиентов. Пусть даже с большим ARPU.

«Телесистемы Украины» за год успели пережить и взлет, и кризис. С фев­раля по октябрь компания оставалась единственным игроком рынка 3G и успела подключить за это время около 40 тыс. абонентов. Это при том, что она на ходу меняла свое рыночное позиционирование, превращаясь из оператора мобильной связи в провайдера скоростного мобильного доступа в Интернет. Возможно, оператора толкнула на подобный шаг «проблема терминалов»: те мобильные телефоны с поддержкой EV-DO, которые ему удалось сертифицировать, мало кого вдохновляли на пользование 3G.

Но пушной зверек подкрался с другой стороны. У «непрофильного инвестора» сдали нервы, он выразил менеджменту компании вотум недоверия и потребовал отчета о причинах невыхода на прибыльность (менее чем через полгода работы!). В результате менеджмент сменился, и что дальше будет с компанией — спрогнозируем в разделе статьи, посвященном слияниям и поглощениям.

Широкополосный доступ: по проводам и без

Темпы роста рынка проводного широкополосного доступа (ШПД) в Интернет в 2007 году, по оценкам консалтинговой компании «Комньюс Украина», составят 150% по количеству абонентов и около 70% по доходам. Всего, по данным агентства, на конец года в Украине насчитывалось около 800 тыс. пользователей ШПД, из них около 75 тыс. — корпоративные. Объем рынка — около 170 млн. долл.

Крупнейшим провайдером проводного широкополосного доступа в уходящем году стал «Укртелеком»: количество абонентов услуги «ОГО!» перевалило за 160 тыс. Госоператор обогнал прежнего лидера, «Волю», которая обслуживает около 150 тыс. абонентов. На третьем месте — «Оптима-Фарлеп» с 60 тыс.

Рынок беспроводного широкополосного доступа, без учета операторов 3G, вырос вдвое по количеству абонентов (около 15 тыс. на конец года) и на 80% — по доходам (достигнет 12 млн. долл.)

Интерес операторов к быстро развивающемуся рынку подогревает и тот факт, что абоненты ШПД имеют стабильно высокий показатель ARPU. Для проводного сегмента он составляет 25 долл., для беспроводного (без учета 3G-абонентов) —100 долл. При уровнях инвестиций меньших, чем необходимо для развертывания 3G-сетей.

Факторы бурного роста и высокой доходности подключений привлекают и инвесторов. Первой крупной сделкой стала покупка летом минувшего года российской компанией FTH Corvette Telecom провайдера IPnet, обслуживающего около 10 тыс. абонентов в столице. Сумма сделки оценивалась в 5 млн. долл. За ней последовала покупка «Русскими фондами» («Альфа Групп») про­вайдера «Топ Нет», обслужи­вавшего около 250 высокодоходных корпоративных абонентов.

Наконец, в конце ноября стало известно о крупнейшей сделке в данном сегменте — покупке американским инвестфондом Providence Equity Partners украинского оператора кабельного телевидения и ШПД «Воля». Аналитики оценивают стоимость сделки в 200 млн. долл. Это — пока самая крупная инвестиция в украинский рынок доступа в Интернет.

Второй по объему инвестицией года в сегменте ШПД можно назвать проект по построению компанией «Голден Телеком» городских оптико-волоконных сетей на базе технологии FTTB (Fiber-to-the-Building — «Оптика в каждый дом») в крупных городах Украины. В проект планируется вложить 100 млн. долл. Это позволит уже в этом году начать предоставление услуги Triple-play (телефон, Интернет и цифровое телевидение в одном кабеле) в Киеве и шести городах-миллионниках. Планируемое покрытие к концу 2008 года — 1,4 млн. домохозяйств, или 42% от всех многоэтажных зданий в этих городах. До конца 2010 года компания сможет увеличить покрытие до 65% — 2,1 млн. домохозяйств.

«Проектом года» в сегменте беспроводного доступа может стать запуск WiMAX-сети того же «Голден Телекома». Он владеет компанией «Эс-Лайн», у которой, в свою очередь, есть лицензия на частоты в диапазоне 2,3 ГГц. Этот диапазон определен Международным союзом электросвязи как базовый для стандарта IEEE802.16е, или «мобильного WiMAX». Компания планирует определиться с поставщиком оборудования и развернуть базовые станции на уже существующих площадках для GSM-станций «Голден Телекома» и «Билайна».

Вторым «проектом года» может стать сеть MetroWiFi в стандарте IEEE802.11b/g/n, разворачиваемая в крупных городах страны группой небольших компаний-партнеров, которые входят в ассоциацию Wireless Ukraine.

Паровоз устал

Событием уходящего года на рынке мобильной связи стал ребрендинг «УМС» в «МТС». Он вызвал прогнозируемо неоднозначную реакцию. Оказалось, что большинство жителей Украины были не в курсе, что компания уже четыре года как в российской собственности. Однако «переформатирование» линейки тарифных планов и услуг компании оказалось довольно удачным, возросло количество центров обслуживания. Не ухудшилось и качество связи. Поэтому к концу года можно было констатировать, что бренд «МТС» на территории Украины прижился.

Событием наступившего года, возможно, станет слияние мобильных бизнесов компаний «УРС» и «Голден Телеком» — как следствие покупки российским «Вымпелкомом» компании Golden Telecom Inc. за 4,2 млрд. долл. Результат спрогнозировать сложно. Обе компании — аутсайдеры украинского рынка мобильной связи. «ГТ» как мобильный оператор в регионах известен мало. «Билайн», в отличие от России, где он теперь становится крупнейшим оператором, у нас занял нишу дискаунтера с компромиссным качеством услуг.

Количество абонентов мобильной связи выросло в 2007 году на 6,5 млн. человек, или приблизительно на 12% (сравним с удвоением в минувшем году). И составило на конец года 55 млн. человек. Уровень мобильного проникновения приблизился к 120%. Правда, по данным президента «Киевстара» Игоря Литовченко (см. «ЗН» № 46 за 1 декабря прошлого года), «реальное проникновение» составляет лишь 77%. Методику определения «реального проникновения» он не разглашает.

При этом за 2007 год увеличили свою абонентскую базу только три GSM-оператора. «Киевстар» продемонстрировал рост с 20 до 23 млн., life:) — с 5,2 до 8,5 млн.; абонбаза «Билайна» тоже выросла — с 2,1 до 2,7 млн., однако в конце года количество абонентов падало за счет «оптимизации абонбазы». По той же причине количество абонентов «МТС» снизилось с 20,5 до 19,9 млн. У «Голден Телекома» — с 0,049 до 0,042 млн.

CDMA-операторы также увеличивали абонентскую базу, правда, до миллиона подключений так и не доросли. Крупнейшим из них является компания ITC, которая после окончания поглощения «Велтона» и «Украинской волны» будет обслуживать более 240 тыс. высокодоходных контрактных абонентов. Догоняют ее «Интертелеком» (приближается к 100 тыс.) и «Телесистемы Украины» (поглотив CST-Invest, намеревались закончить год со 100 тыс. абонентов). «Укртелеком» к концу года намеревался набрать около 10 тыс. мобильных абонентов.

Покупки прогнозируемые, но неожиданные

Уходящий год порадовал множеством интересных сделок. О некоторых из них мы уже упомянули.

С «Волей» все более-менее ясно: в компанию пришел профессиональный стратегический инвестор с большим опытом работы. Будем надеяться, что он обратит внимание на качество работы с клиентами в условиях, когда рынок из монопольного превращается в высококонкурентный.

Слияние «Вымпелкома» с «Голден Телекомом» обещает быть занимательным процессом. Во-первых, объединенная компания должна выработать совершенно новую стратегию, предусматривающую создание нового рынка конвергентных услуг. Этого рынка еще не существует. Сможет ли «Билайн» (именно под этот бренд, скорее всего, отойдет мобильный ресурс «ГТ») создать с нуля — посмотрим. Для этого понадобятся и новая техническая политика (а у производителей оборудования еще нет стабильно работающих FMC-решений), единый биллинг, новые способы продвижения этих услуг, и убеждение абонентов в том, что им все это нужно. Если менеджмент не приложит серьезных усилий, то мы получим компанию с двумя бизнесами и двумя группами менеджмента, конкурирующими за ресурсы. Что вряд ли благотворно скажется на ее эффективности.

«СКМ», вопреки прогнозам, в минувшем году телеком-активы не скупал (разве что близкие к «донецким» бизнесмены стали владельцами ITC). Более того, появлялись слухи о том, что «Фарлеп-Оптима» может быть продана российской «Системе».

На рынке мобильной связи будет продолжаться начавшаяся в 2007 году концентрация CDMA-активов. Пока ведущим «скупщиком» выступает ITC, которая приобрела мобильный бизнес «Велтона» и львовскую «Украинскую Волну». Однако собственники вполне могут продать оператора, если цена сделки их устроит.

Интрига — кем окажутся «Теле­системы», также завершающие приобретение днепропетровского оператора СST-Invest. Нынешний собственник компании выражал готовность продать его (покупателем, возможно, выступила бы все та же ITC). Однако с возвращением в НКРС Сергея Апасова и Александра Склярова он вновь может почувствовать себя достаточно уверенно для того, чтобы заняться скупкой активов.

«Интертелеком» занимает выжидательную позицию, однако ресурсы его собственников таковы, что оператор в конечном итоге вполне может выступить в качестве «лесника, который пришел и всех разогнал», то есть купил.

Концентрация CDMA-активов интересна тем, что покупатель с каждым приобретением получает значительный частотный ресурс в диапазоне 800 МГц, что позволяет ему разворачивать сети третьего поколения по технологии EV-DO (когда один или несколько CDMA-каналов выделяются исключительно для передачи данных).

На рынке проводной связи активным скупщиком выступала «Дата­групп». Она купила группу компаний «Си­тиус», занимающую около 20% киевского рынка бизнес-связи. В 2008 году, возможно, скупкой фиксированных (и кабельных) активов займутся и крупные мобильные операторы.

Игра в «Укртелеком»

Как обычно, «Укртелеком» был в очередной раз близок к продаже и в очередной раз остался в госсобственности. Как писало «ЗН» (№ 12 за 31 марта прошлого года), в этот раз ФГИУ решил продать компанию по частям. 5% акций должны были быть проданы на украинских биржах с мая по август траншами от 0,5 до 1%, еще 37,86% — на Лондонской бирже в сентябре-октябре (причем, как уточнили в Фонде госимущества, на Main Market). «ЗН» прогнозировало, что в Лондоне эти акции купят на условиях частного размещения структуры, близкие к российской «Системе».

Однако ни один из аукционов на украинских биржах не состоялся. Первые из объявленных были сорваны ввиду подачи иска предприятием «Дортрин-2002», подведомственным Хмельницкому обществу инвалидов (см. «ЗН» №20 от 26 мая). Остальные отменялись за отсутствием заявок (покупать акции в условиях, когда возможен очередной иск, неинтересно). Единственная крупная сделка — приобретение 0,005% акций компании днепропетровским бизнесменом Геннадием Корбаном. Был приторможен и процесс подготовки к торгам в Лондоне.

Прогнозы по «Укртелекому» делать, честно говоря, надоело. Да, период работы правительства Юлии Тимошенко — благоприятный для сделки. С одной стороны, на нее имеет определенное влияние «нынешний топ-менеджмент», а компания может быть продана только с его помощью. Ибо только он знает все подводные камни такой сделки. С другой стороны, Тимошенко вечно нужны деньги «на социалку», и продажа «телекома» может прийтись кстати.

В настоящее время правительство готовит проект постановления, предусматривающего продажу уже 67,79% акций компании. У государства, таким образом, останется лишь блокирующий пакет в 25%.

Однако сегодня «Укртелеком» не готов к продаже по финансовым показателям. Нет на него и покупателей. Да и социальный взрыв от увольнения ста тысяч связистов (а не уволить их новый собственник просто не сможет — компания балансирует на грани рентабельности) Тимошенко не нужен. Серьезным препятствием к продаже является сильная политизированность сделки.

Такое ранимое госрегулирование

Национальная комиссия регулирования связи в минувшем году описала своеобразную петлю гистерезиса. В начале года ее деятельность была практически парализована. Председатель Олег Гайдук ушел в далекий и глубокий отпуск и самоустранился от разрешения конфликтной ситуации, сложившейся между членами комиссии. И НКРС несколько недель не могла проводить заседания.

От разрешения конфликта самоустранился и президент страны, в чью компетенцию, согласно закону о телекоммуникациях, входит назначение членов НКРС. В результате в марте правительство, руководствуясь нормами закона о Кабинете министров, уволило Олега Гайдука и назначило на пост председателя НКРС Владимира Зверева. Затем правительство сменило еще трех членов комиссии, сформировав таким образом работоспособную команду.

Уволенные члены НКРС не прекращали попыток вернуться. Судебные иски о восстановлении их в должностях особого успеха не имели. Но в августе им удалось обратить на проблему внимание президента (точнее, его аппарата). Глава государства отменил акты Кабмина о смене состава комиссии и обратился в Конституционный суд с требованием дать оценку их конституционности.

В ноябре КС отказал президенту в рассмотрении этого вопроса. Тогда деятельность НКРС была заблокирована судебным решением по иску малоизвестной компании «АнТ». НКРС удалось отменить одно из решений суда о запрете заседаний...

Однако в последнюю неделю уходящего года новый премьер Юлия Тимошенко отменила все акты Кабмина, «влезающие» в полномочия президента. В том числе о назначении председателя и трех членов НКРС. А президент предложил парламенту принять «особый порядок» назначения коллегиальных органов исполнительной власти: НКРС, НКРЭ, Госфинуслуг, Госспецсвязи и Госпогранслужбы. Слово — за парламентом. Где сильнее позиции у противников нынешнего состава НКРС...

Рынок положительно воспринял назначение Зверева главой НКРС. Да, за девять месяцев работы он зарекомендовал себя как дипломат и профессионал. Ушел он тоже красиво — не цепляясь за место и поставив действительно важные для рынка вопросы. Главным из которых является вопрос легитимности более 500 решений НКРС (в том числе 418 выданных лицензий), принятых комиссией под его руководством.

Тем не менее комиссия не довела до конца ряд важных для рынка вопросов. Приостановлен процесс выдачи WiMAX-лицензий, да и диапазон, отведенный для этих целей, операторов не устраивает по причине недостаточного предложения на рынке оборудования. Затягивается объявление конкурса на UMTS-лицензии. И хотя главной причиной этого является желание Минобороны получить побольше денег за конверсию, «крайней» в глазах операторов остается НКРС.

Дальнейшее развитие событий прогнозировать трудно. Правительство фактически вернуло «парализованный» состав НКРС. Если это сделано в качестве временной меры и комиссия будет переназначена президентом или, после принятия поправок БЮТовца Виталия Коржа к закону о телекоммуникациях, правительством — это одно. Если это сделано сознательно, с тем, чтобы надолго вывести госрегулятора из игры, — другое. Особенно в контексте ведущихся сейчас переговоров о выведении связи в отдельное министерство и передаче ему в управление госпакета акций «Укртелекома»…