Лидеры рынка остались лидерами, аутсайдеры — аутсайдерами. Новые тенденции, например, изменения в законодательстве, еще не привели к существенным изменениям в рыночных раскладах. Тем не менее в новый год отрасль связи входит с не меньшим количеством интриг, чем входила в год уходящий (см. «ЗН» №51 от 30 декабря 2005 г.).
«Укртелеком» — все теле… и теле…
Несмотря на заверения главы государства годичной давности, госоператор так и не был продан. Можно прогнозировать, что и включение его в программу приватизации на 2007 год (кстати, в пятый раз) не приведет к ожидаемому результату. Причины все те же. Политические — слишком велико внимание к этой сделке самых широких слоев политикума, слишком многие готовы использовать ее для собственного пиара, а деньги любят тишину. Экономические — финансовые показатели компании неуклонно падают, в следующем году она вообще планирует быть убыточной. А значит, потенциальные покупатели будут заинтересованы сбрасывать цену. Но сбросить ее не дадут политики.
Как уже неоднократно писало «ЗН» (например, №47 от 3 декабря 2005 г.), если «Укртелеком» продадут дешевле «Криворожстали», будет жуткий скандал, а дороже его не продать. Патовая ситуация.
Тем не менее за последний год в положении компании на рынке произошли некоторые изменения. Во-первых, ее руководство объявило сначала о резком снижении прибыльности, а затем о плановой убыточности «Укртелекома» в 2007 году (см. «ЗН» №39 от 14 октября и «Бизнес» №52 от 25 декабря с.г.). При этом доходы компании меняются мало, а расходы на внедрение новых перспективных технологий, той же мобильной связи третьего поколения UMTS, планируется покрывать за счет кредитных средств.
Заявления об убыточности могут делаться с целью показать необходимость скорейшей продажи для спасения компании — фактически, ее санации. Понятно, что компанию со стремительно падающими финансовыми показателями дорого не купят. Возможен еще один вариант санации — скорейшая распродажа неосновных фондов «Укртелекома»: земель, зданий, объектов социальной инфраструктуры. Их балансовая стоимость не так уж и велика, а вот рыночная, которую никто не оценивал, вполне может оказаться сравнимой со стоимостью «Криворожстали». Естественно, продавать будут по балансовой, строго отобранным фирмам, которые уже перепродадут по рыночной…
Второе изменение в компании так и не произошло. «Укртелеком» не стал мобильным оператором и не начал коммерческую эксплуатацию сети UMTS. Хотя согласно лицензионным условиям он должен был сделать это в течение года, т.е. до 1 декабря. Несмотря на нарушения, НКРС лицензию у него не отобрала. Не дала, правда, и другим. По некоторым данным, существует неофициальная договоренность, что новые UMTS-лицензии будут выданы не ранее, чем через год после начала работы «укртелекомовской» сети.
В настоящее время отдельные участки сети уже разворачиваются. Начало тестовой эксплуатации намечено на март, коммерческой — на апрель. До конца 2007 года госоператор планирует набрать 500 тыс. абонентов. Впрочем, такие планы были и на уходящий год. Поэтому станет «Укртелеком» мобильным оператором, или 2007 год тоже пройдет под знаком разговоров и привлечения средств — увидим.
Поколение третье, не последнее
Судьба третьего поколения мобильной связи в Украине станет еще одной из интриг следующего года. Напомним об одном терминологическом казусе. Считается, что единственная 3G-лицензия выдана пока «Укртелекому». Это лицензия на стандарт мобильной связи UMTS. Вокруг этого стандарта в мире (и в Украине) было много ажиотажа. Однако это не единственный стандарт третьего поколения. В Юго-Восточной Азии десятки миллионов абонентов пользуются телефонами стандарта CDMA-2000 1х EV-DO, также относящегося к группе стандартов 3G и обеспечивающего высокие скорости передачи данных — в несколько сот килобит в секунду.
В нашей стране в конце декабря сеть в этом стандарте запустила в тестовую эксплуатацию компания «Телесистемы Украины». Начало коммерческой эксплуатации сети в Киеве, Днепропетровске и Одессе намечено на февраль. Таким образом, «Телесистемы Украины» де-факто станут первым 3G-оператором в стране. Если, конечно, их не обгонит «Интертелеком», также начавший тестирование своей EV-DO-сети и имеющий уже значительную площадь CDMA-покрытия в нескольких областях Украины.
Однако если раньше «Телесистемы» всячески подчеркивали свое третье поколение, то на презентации нового брэнда компании (People.Net) об этом говорилось вскользь. Ведь иначе невольно возникает множество вопросов: зачем нужно было со скандалом выдавать «Укртелекому» лицензию третьего поколения на стандарт UMTS, если «Телесистемы» получили свою лицензию тихо, без помпы и гораздо дешевле? Зачем будущему покупателю «Укртелекома» переплачивать за компанию, которая не является 3G-монополистом? Зачем GSM-операторам переплачивать за 3G-лицензии, если за 2007 год «Телесистемы» и «Укртелеком» уже поделят и так сравнительно небольшое число абонентов, нуждающихся в скоростном мобильном Интернете? Какие перспективы у UMTS-сети «Укртелекома», если он стартует позже «Телесистем»?
Вопрос, «зачем вообще нужно это 3G и не является ли оно технологической аферой производителей оборудования?», оставим при себе.
Задача НКРС — подороже продать побольше UMTS-лицензий и наполнить бюджет. Поэтому комиссия не заинтересована в том, чтобы такие вопросы даже ставились. Учитывая интересы, по крайней мере, двух членов НКРС в бизнесе «Телесистем», можно предположить, что компании посоветуют не педалировать тему третьего поколения мобильной связи. В глазах общественного мнения единственным 3G-оператором как можно дольше будет оставаться «Укртелеком».
GSM-рынок: закрепление пройденного
Между двумя крупнейшими операторами — «Киевстаром» и «УМС» — весь год углублялся разрыв, наметившийся в году минувшем (см. «ЗН» №47 от 9 декабря с.г.). Конечно, менеджмент «УМС» предпринимает значительные усилия по повышению эффективности деятельности своей компании, и по отдельным операционным показателям ей удалось вырваться вперед. Но разрыв этот и в прибыли, и в доходах, и в абонентской базе лишь увеличивается. Учитывая грядущее насыщение рынка, вполне возможно, что он сохранится все ближайшие годы.
Два других мобильных оператора — «Астелит» и «УРС» — остались в положении догоняющих. Ни одному из них не удалось перевернуть рынок и стать полноценным третьим оператором со значительной долей на нем. Третьим в том смысле, чтобы заставить считаться с собой крупных игроков, чтобы в этом рыночном сегменте возникла настоящая рыночная конкуренция. Ведь дуополия — очень удобное состояние, позволяющие обоим крупным игрокам фактически не конкурировать друг с другом…
Кстати, была надежда, что мощным третьим игроком могут стать «Телесистемы Украины». Однако, судя по объявленным рыночным планам, таких амбиций у собственников и руководства компании нет. «Телесистемы» заявили о намерении стать нишевым игроком, занять сравнительно узкий рыночный сегмент высокоскоростного мобильного Интернета. Не суждено было сбыться и прогнозам о скупке «Телесистемами» других CDMA-операторов. В результате конкуренция даже в этом маленьком рыночном сегменте развернется в наступающем году нешуточная.
В попытке достичь сколь-либо значительной рыночной доли, выраженной хотя бы в активных сим-картах, «Астелит» пошел на отчаянные шаги — раздачу бесплатных стартовых пакетов, отмену платы за звонки внутри сети. Однако это, судя по всему, привело компанию к финансовому кризису (см. ProUA.com от 28 ноября). При пяти миллионах абонентов (8% рынка активных сим-карт) компания имеет самый низкий на рынке ARPU (около 2 долл.) и вот уже второй год фактически убыточна. Вполне возможно, что на следующий год придутся радикальные решения ее собственников относительно судьбы как минимум менеджмента, а то и самой компании.
«УРС» в апреле уходящего года вышла на рынок с брэндом «Билайн». Брэнд стал узнаваемым и уважаемым; количество абонентов «Билайна» превысило миллион. При этом компания демонстрировала более взвешенную инвестиционную и маркетинговую политику, чем «Астелит». И это при том, что инвестирование осуществлялось из внутренних средств материнского «Вымпелкома», находящегося в состоянии конфликта акционеров по поводу украинского проекта компании. Тем не менее покрытие «УРС» остается неудовлетворительным по сравнению с крупными операторами, и, похоже, за год компания его не слишком нарастила. Поэтому вероятность того, что «Билайн-Украина» является техническим проектом «Алтимо» по достижению контроля либо над «Киевстаром», либо над «Вымпелкомом», остается.
Еще один важный момент. В самом конце 2006 года на встрече с журналистами президент «Киевстара» Игорь Литовченко проговорился о проведенных в компании исследованиях реального проникновения мобильной связи в Украине. По оценкам «Киевстара», к концу года количество реальных людей, пользующихся мобильной связью, едва достигнет 60% населения Украины. Это при том, что общее количество абонентов мобильных операторов уже почти сравнялось с населением страны. Тема не нова: у многих пользователей мобильной связи по нескольку сим-карт, то есть каждого абонента компании считают по два-три раза. Зачем эта информация была обнародована — тоже понятно: продемонстрировать инвесторам, что рынку еще есть куда расти, а значит, операторам нужны вливания.
В заключение — о конфликте между «Алтимо» и «Теленором» за контроль над операторами в Украине. За уходящий год компании не раз обменивались болезненными выпадами и «взаимовыгодными» предложениями, однако до развязки еще далеки. По информации с обеих сторон, конфликт вроде бы близок к разрешению: вполне возможно, уже в начале 2007 года появятся более-менее реальные предложения о размене активов. Тогда либо «Киевстар» останется норвежским, и «Алтимо» вольет полученные от продажи своей доли в нем средства в «Билайн-Украина», либо, наоборот, у норвежцев останется «Билайн», а у россиян — «Киевстар». Впрочем, учитывая непредсказуемость «Алтимо», можно ожидать, что из-за возникающих в последний момент «новых обстоятельств» сделка будет еще долго переноситься.
Мода на конвергенцию
Фишкой уходящего года, которая будет разыграна в году наступающем, станет мобильная конвергенция. Первым о ней еще в 2005-м заявил «Укртелеком» в контексте своего 3G-проекта (единый номер для мобильного и фиксированного телефона). Но активные разговоры об этом начались на рынке после обнародования осенью аналогичных планов «Голден Телекома». Который, собственно, имеет самый большой на рынке опыт комплексного телекоммуникационного обслуживания бизнес-клиентов (мобильная, фиксированная связь и передача данных в одном пакете). Потом намерения работать в этом направлении выразили едва ли не все крупные операторы: «УМС», «Киевстар», «Дата-Групп» и другие.
Суть услуги состоит в том, что оператор обеспечивает своим клиентам полный комплекс телекоммуникационных услуг, включая мобильную составляющую, по единому договору, используя единый комплекс оборудования (в т.ч. единый абонентский терминал) и единый биллинг. При этом абонент, находясь в офисе, автоматически включается в сеть беспроводной интернет-телефонии и говорит по низкому тарифу. Выходя из офиса, он включается в мобильную сеть и доступен в ней по тому же абонентскому номеру.
Эти услуги довольно востребованны в бизнес-среде. Однако все будущие игроки рынка конвергентных услуг схлестнутся друг с другом на сравнительно узком поле высокодоходных бизнес-абонентов. Конкуренция будет вестись не за «головы», а за реальные и немалые доходы, а потому будет очень жесткой. То есть после реального начала предоставления операторами таких услуг можно спрогнозировать передел рынка корпоративных абонентов, а значит, и значительное перераспределение доходов между операторами.
Кроме того, «конвергентные» операторы постепенно отберут клиентов фиксированной связи и у небольших альтернативных операторов. А учитывая последние законодательные изменения (см. «ЗН» №46 от 2 декабря), можно ожидать глубокого перераспределения долей и на этом рынке в пользу крупных компаний.
Доступный доступ
Ряд изменений грядет и на рынке доступа в Интернет. Так, в связи с изменением порядка взаиморасчетов между операторами и, как следствие, правил доступа на сети «Укртелекома», большинству интернет-провайдеров, предоставляющих услуги dial-up (подключение по телефонной линии), становится невыгодной услуга call-back (перезвон абоненту, чтобы он не платил за свою занятую телефонную линию). Если операторы начнут массово отказываться от call-back, пользователи будут массово отказываться и от dial-up. Кто-то из них сократит пользование Интернетом, а кто-то перейдет на широкополосный доступ.
Рост рынка широкополосного доступа прогнозируется уже давно. Это и DSL-доступ, который предоставляют «Укртелеком» и большинство альтернативных операторов, это и доступ по сетям кабельного телевидения («Воля»), и локальные сети в жилых кварталах. Оплата такого подключения чаще всего осуществляется по количеству потребленного трафика.
Стоимость трафика в настоящий момент также претерпевает изменения в связи с тем, что ряд провайдеров пытаются «развалить» точку обмена украинским трафиком и сравнять, таким образом, стоимость доступа к зарубежным и украинским ресурсам. По мнению ряда фигурантов рынка, это снизит общую стоимость трафика. А значит, более востребованным станет и широкополосный доступ.
Как уже писало «ЗН» (№3 от 28 января с. г.), наиболее перспективными для растущего рынка являются технологии беспроводного доступа Wi-Fi (IЕЕЕ 801.11) и Wi-MAX (IЕЕЕ 802.16). Для сравнения: ведущие российские операторы за 2006 год ввели в Москве более 10 тыс. публичных точек доступа Wi-Fi. В Киеве их число ограничивается десятками…
Впрочем, по мнению представителей некоторых операторов, в Украине нет нужды разворачивать широкие Wi-Fi-сети, поскольку они рассчитаны на высокую концентрацию пользователей на небольшой площади. Выгоднее развивать Wi-MAX, обеспечивающий и более высокие скорости, и более широкую зону покрытия в пересчете на одну базовую станцию. Однако развитие Wi-MAX в нашей стране тормозилось причинами регуляторного характера. Тем не менее один оператор — «Украинские новейшие технологии» — уже работает, ряд компаний получили в НКРС региональные лицензии (комиссия решила раздать отведенный для этого диапазон по частям). Остается надеяться, что 2007 год будет отмечен всплеском интереса к беспроводному доступу и презентацией интересных проектов.
Регулирование
Уходящий год запомнился рядом скандалов, связанных с НКРС. Еще в конце 2005-го комиссии выкрутили руки и заставили ее выдать внеконкурсную 3G-лицензию «Укртелекому». Потом через нее пролоббировали выдачу ряду малоизвестных компаний частотных диапазонов, которые можно использовать для новых телекоммуникационных технологий. В НКРС настаивают на законности принятых решений, однако фактом остается то, что частоты выдавались под старые технологии и по низким ценам.
Затем были спровоцированы конфликты в самой комиссии (один раз дело даже дошло до драки после очередного заседания). Прослеживается единая цель этой цепи событий: посадить НКРС на крючок, сделать ее подконтрольным органом. Ранее для этого использовались судебные иски об отмене решения о назначении членов комиссии, теперь — коррупционные скандалы. Кроме того, в профильном праламентском комитете лежит проект закона о новом порядке назначения членов НКРС…
Однако и представители операторов, и эксперты сходятся в том, что данный состав комиссии является достаточно профессиональным. Иначе говоря, если будут назначать новый — в него должно попасть не менее половины нынешних членов НКРС. Другое дело, что система украинской власти, похоже, не доросла до того, чтобы в ее составе функционировал действительно независимый регулирующий орган…
Другим регуляторным центром в отрасли стал парламент, в новом составе которого неожиданно для всех появилось мощное телекоммуникационное лобби в составе Сергея Чукмасова, Евгения Зимина и примкнувших к ним Виталия Чудновского и ряда других депутатов. Уже подано более десятка законопроектов, в той или иной степени меняющих правила игры на рынке. Два из них приняты в качестве законов.
Лоббисты, как и положено, демонстрируют ситуационность своих интересов: законы, которые они готовят, выставляются на «открытые торги», в результате чего туда вносятся изменения в основном в интересах крупных операторов. Так было и с законопроектом №2296 (см. «ЗН» №46). И с законопроектом №2047 (о национальном роуминге и переносимости номера), который изначально был во благо небольших операторов, но затем оброс изменениями, выгодными крупным.
В новом году каждый из поданных законопроектов (особенно об НКРС) будет активно обсуждаться. А уже принятые в уходящем году дадут свои рыночные плоды…