UA / RU
Поддержать ZN.ua

Телекоммуникационный рынок: год интриг, больших и маленьких

Если бы Украина позиционировалась на мировом рынке как телекоммуникационная держава, то темпы роста нашей отрасли связи поставили бы нас на одно из первых мест в мировой экономике...

Автор: Семен Степанчиков

Если бы Украина позиционировалась на мировом рынке как телекоммуникационная держава, то темпы роста нашей отрасли связи поставили бы нас на одно из первых мест в мировой экономике. Однако этого пока нет: прибыль в этом секторе в основном получают зарубежные инвесторы и поставщики. Впрочем, такова ситуация в большинстве стран: IT-рынок в значительной степени интернационализирован и лишен границ. Попробуем обозначить основные события уходящего года на нем и спрогнозировать год следующий.

«Укртелеком» жил, жив и будет жить

Главный итог года — «Укртелеком» не продан. Фактически, ситуация с приватизацией компании вернулась в состояние пятилетней давности: разговоры о том, что продавать нужно как можно скорее, осторожные телодвижения по подготовке компании к продаже и полное отсутствие ясной перспективы самой сделки. Прогноз — данная ситуация продлится не менее года-полутора: до выборов компанию никто не купит из-за политических рисков (память о «Криворожстали» будет жить долго!) даже при всем желании властей ее продать.

После выборов процесс «устаканивания» интересов нового руководства страны в отношении «Укртелекома» займет не менее полугода. Все это время объективная цена компании будет падать. И появляется перспектива, что «Укртелеком» станет единственным европейским телекоммуникационным оператором, которому удалось остаться и даже слегка развиваться в государственной собственности. Вот еще бы стандарты корпоративного управления подтянуть до европейских — и компании, и государства…

Интригой следующего года станет судьба «укртелекомовской» мобильной связи. В уходящем 2005-м операторы несколько вяло прореагировали на внеконкурсную выдачу госоператору лицензии на услуги мобильной связи в стандарте UMTS (3G) в дефицитном диапазоне 1,9—2,1 ГГц — дальше заявлений не пошли. При всей квазизаконности (ну, удалось НКРС под давлением правительства, которое, в свою очередь, находилось под давлением «Укртелекома» и будущих бюджетных дыр, найти двусмысленность в законодательстве) данное решение существенно ограничивает возможности других операторов: предусмотрена выдача четырех лицензий, осталось три, претендентов будет как минимум пять. Так что, возможно, внеконкурсность «укртелекомовской» лицензии будет кем-нибудь из них оспорена в суде, правда, с неизвестным успехом.

Вторая часть интриги — что будет делать с лицензией «Укртелеком». Какого масштаба сеть будет построена? Когда она наконец заработает? Какая бизнес-стратегия будет избрана? Каковы будут темпы роста абонентской базы/доходов и т.д.? Исходя из этого, можно будет сделать вывод, действительно ли данный ход направлен на модернизацию «Укртелекома» или является лишь закупочно-технологической авантюрой его руководства.

Год большого дериба… передела

Покупок и продаж на отечественном телекоммуникационном рынке в уходящем году хватало и без «Укртелекома». Общий объем сделок превысил полмиллиарда долларов.

На рынке мобильной связи особо запомнились две сделки (одна из них, правда, была осуществлена в минувшем году, но известно о ней стало только весной). Это концентрация российской «Альфа-групп» 43,5-процентной доли в «Киевстаре» и покупка ею же 100% «Украинских радиосистем». Стоимость первой сделки не разглашалась; по неофициальной информации, выкуп 49,9-процентной доли ООО «Сторм» (эквивалентной 21,7% акций «Киевстара») обошелся россиянам в 250—300 млн. долл. 50,1% «Сторма» им уже принадлежал, и миноритарий «Киевстара» (43,5%) полностью оказался под российским контролем.

Вторая сделка прошла более-менее прозрачно: российское ОАО «Вымпелком» (32,9% голосующих акций в котором владеет «Альфа-групп») за 231,3 млн. долл. купила 100% ЗАО «Украинские радиосистемы». Сделка сопровождалась конфликтом акционеров «Вымпелкома», о котором ниже. Нужно упомянуть также покупку «Альфой» 13,2% турецкого оператора Turkcell, владеющего 54,2% украинской компании «Цифровая сотовая связь» (которой принадлежит компания «Астелит» с брэндом life:). А в конце ноября «Альфа» сконцентрировала свои телекоммуникационные активы в разных странах мира, создав управляющую компанию Altimo.

Конфликт акционеров «Вымпелкома» — «Альфы» и норвежского Telenor (29% голосующих акций) в связи с покупкой маленького и убыточного оператора в Украине, не завершен. Как известно, норвежский акционер сделку не одобрил и сделал ряд заявлений (в частности, об отдельном утверждении инвестиций «Вымпелкома» в украинскую компанию). Напомним, что «УРС» стал уже третьим совместным проектом «Альфы» и Telenor на украинском рынке: норвежцам принадлежит 56,5% «Киевстара»; российская и норвежская компании владеют также 31 и 20% Golden Telecom Inc., которой принадлежит украинский, в том числе и мобильный, оператор «Голден Телеком». В результате в Украине пламя конфликта акционеров ударило по «Киевстару»: принадлежащий «Альфе» «Сторм» пытается в судебном порядке заблокировать деятельность мобильного оператора. Это может быть как элементом торга между «Альфой» и Telenor, так и политикой, направленной на выталкивание с рынка нежелательного для «УРС» (будущего «Билайн-Украина») конкурента. Развитие конфликта станет одним из лейтмотивов будущего года на телекоммуникационном рынке.

На рынке покупок и продаж фиксированной связи основным ньюсмейкером выступила донецкая компания «СКМ». Сталеплавильно-угольный гигант, ко всему прочему, опосредованно владеет 45,6% вышеупомянутого оператора «Цифровая сотовая связь» (торговые марки DCC и life:), однако многие эксперты считали телекоммуникационный бизнес непрофильным для холдинга Рината Ахметова. В сентябре подконтрольная «СКМ» кипрская SCM Ltd. приобрела у бизнесменов, близких к «ИСД», 91,093% ОАО «Фарлеп-Инвест», которая контролирует более десятка предприятий телекоммуникационного холдинга «Фарлеп», одного из крупнейших операторов фиксированной связи (около 150 тыс. абонентов в 10 городах Украины). Стоимость сделки не разглашалась, но по оценкам экспертов составила 40—50 млн. долл.

Затем появилась информация, что «СКМ» ведет переговоры о покупке телекоммуникационной группы «Оптима», принадлежащей бизнесменам, близким к группе «Приват». «Оптима» обслуживает около 300 тыс. абонентов, ей также принадлежат крупные украинские провайдеры Digital Generation и IP-Telecom. Официального объявления о завершении сделки пока не было. Сумма ее оценивается в 100—120 млн. долл.

Если покупка «Оптимы» завершится успешно, то можно будет говорить о следующих изменениях на рынке. Группа «Приват» за уходящий год полностью избавится от телекоммуникационных активов (продаст «Оптиму» и уже продала «УРС»), а «СКМ» станет владельцем крупной негосударственной телекоммуникационной группы, обслуживающей более 2 млн. мобильных абонентов (7—8% рынка) и более 450 тыс. абонентов фиксированных (4—5% рынка). Это позволяет экспертам высказывать мнение о том, что «СКМ» совместно с крупным западным партнером может стать одним из главных потенциальных покупателей «Укртелекома».

Государственно-маркетинговое регулирование

Уходящий год стал переломным в сфере государственного регулирования отрасли связи. Наконец заработала Национальная комиссия регулирования связи (НКРС). Происходило это не без сложностей: по закону комиссия должна была начать работу с 1 января, однако ныне действующий ее состав был назначен указом президента лишь 19 апреля, а приступил орган к работе только в конце июня. У НКРС до сих пор нет собственного офиса (лишь часть этажа в помещении Государственного департамента связи и информатизации Минтранссвязи). К тому же, назначение данного состава комиссии было оспорено в судебном порядке некоторыми участниками предыдущего состава НКРС, назначенного еще Леонидом Кучмой и «отмененного» также в результате судебного иска.

Только в конце декабря над НКРС наконец исчезла угроза роспуска: 23 декабря Апелляционный суд Киева отменил постановление Печерского суда о признании неправомочным указа Ющенко о назначении членов НКРС от 19 апреля.

По данным самой комиссии, за десять месяцев она принесла в бюджет 210,4 млн. грн., выдав несколько десятков лицензий на виды деятельности, радиочастоты и номерной ресурс.

В начале декабря Кабмин утвердил разработанную Минтранссвязи и НКРС Национальную таблицу распределения радиочастот, в которой наконец был присвоен статус «общего пользования» большинству радиодиапазонов. Это позволит НКРС выдавать лицензии на их коммерческое использование без согласования с Министерством обороны, то есть быстрее и, будем надеяться, дешевле.

В месячный срок после утверждения Таблицы должен быть утвержден План использования радиочастот — документ, определяющий, какие именно радиотехнологии должны развиваться в тех или иных диапазонах. Этот документ станет для регулирующего органа настоящим экзаменом на стратегичность мышления. Ведь предстоит, например, определить, должны ли развиваться в Украине такие перспективные радиотехнологии, как CDMA (особенно в диапазоне 450 МГц) и DAMPS. С одной стороны, их развитие противоречит европейским рекомендациям относительно технологий и стандартов и может повредить, например, пограничным частотным согласованиям. С другой — формирование Плана не может не подвергаться воздействию интересов операторов, уже работающих в этих стандартах и даже выводящих их на «следующий уровень». Интересным является и вопрос, какие перспективные технологии беспроводного доступа к сетям передачи данных будут отражены в Плане (точнее, какие производители оборудования и разработчики стандартов сумеют их туда пролоббировать).

Однако главным ньюсмейкером государственного регулирования телекоммуникационного рынка стал неожиданно пробудившийся Антимонопольный комитет Украины. Злые языки, конечно, не преминут объяснить такую активность попаданием председателя АМКУ Алексея Костусева в проходную часть избирательного списка Партии регионов. Напомним: еще в 2004 году АМКУ рассматривал вопрос о признании монополистами операторов мобильной связи — компаний «Киевстар» и «УМС», однако тогда пронесло. Уже осенью комитет рассматривал вопрос о ликвидации монополии «Укртелекома» на рынке международной и междугородной связи, однако решил, что монополия имеет место (хотя формально такие услуги и предоставляют еще почти два десятка операторов). Но хитом сезона стало рассмотрение АМКУ (почему-то не НКРС, не Госсвязи, не Генпрокуратурой и не Страсбургским судом) вопроса о правомерности взимания операторами мобильной связи платы за соединение.

О том, как в результате против «Киевстара» пообещали возбудить дело о злоупотреблении антимонопольным положением, «ЗН» уже писало в одном из предыдущих номеров. И хотя принятие решения по этому вопросу, похоже, может затянуться до выборов, у Антимонопольного комитета есть все шансы существенно изменить тарифы на мобильную связь в Украине.