Верховная Рада 22 октября приняла закон (регистрационный номер 4707), которым предусматривается повышение ставок акцизного сбора на табачные изделия и распределение плановых дополнительных доходов среди министерств и ведомств.
За будничностью этого голосования (с 1 сентября 2008 года это уже пятое изменение ставок акцизного сбора) кроются настоящие движущие силы и реальные изменения, к которым приведет подписание указанного закона президентом Украины.
Первый вопрос, интересующий миллионы курящих людей: на сколько подорожает пачка? Все расчеты свидетельствуют о том, что со дня опубликования документа цена на дорогие марки повысится на 3 грн., или на 40%, а на самые дешевые и наиболее массовые фильтровые сигареты — на 2 грн., или на 50% (!).
Для десяти миллионов курильщиков, которые пойдут голосовать 17 января, это абсолютно неприемлемо. И возникает вопрос: кому такой шаг выгоден?
Защитники нынешних ставок акцизного сбора утверждают, что бюджет получит дополнительные средства, которые прежде всего поступят в Министерство иностранных дел. Но не нужно иметь специальных экономических знаний, достаточно просто сравнить поступления от акцизного сбора в мае, июне и в июле нынешнего года, после роста цен 1 мая, чтобы увидеть: в первые месяцы после повышения ставок доходы от акцизного сбора не увеличиваются, а уменьшаются. Выставляя П.Порошенко главным лоббистом повышения ставок акцизного сбора на табачные изделия, его просто подставляют и разводят. Проголосованный закон действует в части распределения до конца года, а дополнительных доходов в 2009 году не будет. Если бы целью было действительно получение более высоких доходов, то отложили бы на несколько месяцев введение закона и увеличили бы поступления за счет ажиотажного спроса.
Так кто же реально стоит за этим процессом? Чтобы определить это, проанализируем несколько цифр. Легальное производство табачных изделий в 2009 году снизилось почти на 14%. Это за девять месяцев, а с 1 мая, после 40-процентного повышения, — почти на 22%. То есть практически уничтоженная тень возвращается. Хорошо зная ситуацию в отрасли, утверждаю, что активно возрождается теневое производство сигарет. До конца этого года его доля составит около 10% рынка — до 50 млн. пачек сигарет ежемесячно.
Дополнительная прибыль теневых производителей составит около 100 млн. гривен «черного нала» ежемесячно, и почему-то эти деньги понадобились именно сейчас, накануне президентских выборов.
Теневые производители давно вышли из гаражей и поддерживают контакты в той или иной форме с причастными к экономике представителями власти. Но все же позиция настоящего куратора этого проекта вызывает удивление (фамилии инициаторов законопроекта не должны вводить в заблуждение). Прекрасно понимая, что повышение цен негативно скажется на результатах голосования 17 января и в ближайшие месяцы не принесет дополнительных доходов в бюджет, — он все равно фактически отстаивает интересы тени. А может, он для себя, в отличие от Юлии Владимировны, решил, что будет после 17 января?
У тени нет партийной принадлежности, и среди ближайшего окружения В.Ющенко тоже найдутся те, кто будет призывать подписать этот закон, прикрываясь фиговым листком необходимости борьбы с табакокурением. Но следует обратить внимание на другое. Ни один из кандидатов в президенты — ни А.Яценюк, ни А.Гриценко, ни В.Литвин, — понимая всю низменность этого закона, в отличие от своих фракций, за него не проголосовал, а Ю.Тимошенко вообще формально не причастна к его появлению, хотя БЮТ обеспечил 100-процентный результат. Весь негатив, по замыслу организаторов, должен взять на себя президент Украины.
Чего ждать еще?
Эта «супершоковая налоговая терапия» вместе с запланированной Кабинетом министров на 1 января индексацией акцизов на табачные изделия, для которой уже не нужны ни Верховная Рада, ни президент, больнее всего ударит по легальной торговле, где выдано около 90 тыс. розничных лицензий. Согласно закону, розничная наценка определяется производителями, и ее размер зависит от стоимости сигарет без налогов, а следовательно является величиной неизменной. Учитывая падение продаж, это приведет к убыткам, массовым увольнениям и уменьшению поступлений в бюджет от торговли.
Последствием действия принятого закона станет откат табачной отрасли до состояния дикого рынка 90-х. Тенизация достигнет 40—50%, для возвращения обратно к «свету» потребуется десятилетие.
Следующими мишенями теневого капитала являются алкогольные напитки (законопроект с регистрационным номером 5251-1 предусматривает увеличение ставки акцизного сбора на спирт на
50 грн. за литр) и легальная торговля (законопроект под номером 5230).
Возможен ли вариант развития, который оправдает ожидания общества в ограничении табакокурения, а государства — в увеличении поступлений в бюджет и недопущении негативных тенденций?
Безусловно, но для этого нужны европейские подходы предсказуемости и прогнозированности. Так, планомерное увеличение ставок акцизного сбора, которое не приведет к одномоментному росту цен более чем на 10%, а на протяжении года — до 50% и коррелирует со ставками стран-соседей, уже через четыре года позволит безболезненно выйти на европейский уровень.
Что касается ограничения табакокурения, то параллельно с повышением ставок необходимо вводить и принятые в ЕС нормы относительно специализированной торговли подакцизными товарами, и ограничение относительно количества мест торговли, а также методы борьбы с незаконным оборотом.
Что следовало бы сделать сейчас?
Глубоко убежден, что депутатам необходимо разобраться в ситуации и немедленно исправить ошибку, а президенту Украины — не позволять использовать свою приверженность к ограничению табакокурения с низменной целью.
Я очень редко даю публичные прогнозы. Скорее, опираюсь на них в планировании бизнеса. Знаю, что большинство специалистов отрасли разделяют мои оценки. И я последовательно буду защищать свой легальный бизнес и 600 человек, которые в нем работают.
*А. и Б. Стругацкие. «Трудно быть богом».