UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТАК ВЫПЕКАЮТСЯ… КАРТИНЫ

Открытие художника нарисовало неожиданные перспективы перед промышленностью Александр Белозор -...

Автор: Наталия Иваненко

Открытие художника нарисовало неожиданные перспективы перед промышленностью

Александр Белозор - художник из Чернигова - на республиканских выставках последних лет не раз удивлял многоопытное жюри необычностью своих работ. Художники-профессионалы задавали один и тот же вопрос: как это удалось? Что это за краски?

Немецкий химик, побывавший дома у Александра, первым делом задал те же вопросы. Пришлось повести химика к себе в мастерскую. Здесь вместо кисти и мольберта стояла… муфельная печь. Вот в ней черниговский мастер и… выпекал свои картины. Для основы вместо холста использовал керамическую плитку. На ней рисовал эскиз будущей картины. Нередко вплетал тонкую проволочку-скань, когда хотел подчеркнуть линию. Иногда включал в ткань рисунка другие материалы: стекло, лепку из глины, серебряные нити. Наконец, этот многослойный пирог поступал в печь, нагревался до температуры почти в тысячу градусов. Здесь очень важно уловить момент, когда печь плавила те ингредиенты на поверхности, которые смешал мастер. Ошибиться нельзя на долю градуса. Все в это время решают буквально секунды. Иначе картина превращается в бесформенное месиво. Надо ли говорить о том, сколько дней, месяцев, лет было потрачено, пока печь стала такой же послушной, как кисть художника!.. Однако, когда все готово, нельзя спешить вынимать изделия: картина может растрескаться, покоробиться, превратиться в груду осколков. Охлаждать ее необходимо тоже умеючи…

Вот такую «живопись» увидел немецкий химик в мастерской Белозора. Увиденное привело его в такой восторг, что он позвонил своим знакомым, и черниговский художник повез небольшую выставку своих картин в Германию, где она прошла с большим успехом.

Не менее интересная встреча произошла и с американской художницей-эмалисткой. Оказывается, в США имеется небольшая ассоциация художников, которые занимаются эмалью. Дело это сложное, доступное не всем, а потому уважаемое и дорогое. Американка, к примеру, зарабатывает тем, что в свободное от творчества время разрисовывает серебряные бутылочки для дорогих французских духов. Фирма за каждую разрисовку платит по 300 долларов. Когда американка увидела работы Белозора, она сразу же оценила, насколько далеко продвинулся черниговский художник в освоении техники стеклоэмалей. Ничего подобного она и не видывала прежде.

Появление стеклоэмалевой техники в Украине вообще-то было предопределено всем развитием украинской культуры. Работа с обожженной глиной у украинцев в крови. Наличие подходящего материала почти во всех районах нашей страны делает гончарное мастерство повсеместным. И за этим стоит многотысячелетняя традиция - гончарное мастерство знали еще во времена Трипольской культуры, затем непрерывная цепь совершенствования до наших дней. И сегодня многие из наших молодых художников непременно экспериментируют с картинами из керамических материалов. В Ивано-Франковске и Львове удалось эти эксперименты довести до уровня небольших картин, которые нередко можно видеть в салонах. Белозору удалось преодолеть все те преграды, которые мешали стеклоэмали стать полноценным видом искусства. И в первую очередь он снял проблему ограниченности размера картины. Его картины могут быть любого формата. Кроме того, ему удалось невиданно расширить палитру - ни у кого нет таких ярких, сочных, живых красок, какие выходят у черниговского мастера из печи.

Впрочем, Александр не спешит делиться секретами своей палитры и технологией с другими художниками. У художника десятки своих ноу-хау, которые вполне заслуживают патентования. Ну, к примеру, кто из художников способен нарисовать картину с помощью изогнутой проволоки, затем приварить проволоку к керамическому «холсту» так, чтобы профиль нигде не «повело», не покоробило… Когда-то в старину у каждого настоящего итальянского скрипичного мастера был свой секрет лаков, обработки дерева и прочего. Секреты уходили вместе с мастером…

Побывавшие на выставке Александра Белозора предприниматели сразу же уловили огромные технологические (не только художественные!) перспективы, которые открывает эта техника перед изготовителями модных вещей современного интерьера. К примеру, серебряные вещицы с раскраской, которые показала американская эмалистка, Белозор может производить десятками в день и на порядок выше по качеству, по игре красок, по сложности и разнообразию! С помощью стеклоэмалевой технологии можно изготовить удивительные настольные лампы, инкрустации для дорогой мебели, детали для праздничного интерьера. Украинская терракота вдруг оказалась на месте в офисе, современной квартире, зале для торжеств. Это особенно проявилось, когда один из черниговских банков предложил Белозору предоставить стены своих коридоров для его картин. Говорят, что у банка вырос оборот, а клиенты уходили в хорошем настроении.

Там же, на выставке в банке, один из бизнесменов предложил приватизировать керамический заводик и наладить производство по технологии, секреты которой известны Белозору. Александр отказался. Пока художник на «промышленные отходы» от своего творчества не соглашается. Он считает, что еще не все сказал в живописи. Да и сложно отказаться от искусства, в котором ты первый. Пока он чувствует себя вполне уютно в своей мастерской, где стоят всего три печи, а не сотни, как на предполагаемом заводике, где он может творить и испытывать то, что ему придет в голову. Пока в Белозоре побеждает художник, но не исключено, что наш уникальный быт сломает и этот сильный характер. Хотя Белозор не из тех людей, кого могут задушить сомнения. Он знает себе цену. Он вполне отдает себе отчет в том, что ему удалось счастливо соединить в себе черты великолепного художника и обладающего гениальным чутьем инженера, мастера. В итоге этого необычного синтеза родилось то чудо, которое приводит в восторг стольких людей. Поэтому вполне понятна его одержимость и нежелание тиражировать свои картины или отвлекаться на промышленные поделки. В буквальном смысле стеклоэмаль - искусство, которое не подвластно времени. Стеклянные краски не теряют своей прелести от времени. Можно, не согрешив против истины, утверждать, что стеклоэмаль переживет века. Вглядываясь в стеклоэмалевые силуэты, думается о том, что это, может, немые посланники в иные миры и тысячелетия.

Если хотите увидеть, какие картины сохранятся для наших далеких потомков, приходите на выставку Александра Белозора, которая откроется в выставочном зале в Лавре 11 апреля 1997 года.