UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сырный парадокс

Почему же, когда в стране дефицит молока, экспорт такого «молокоемкого» продукта, как твердый сыр, не уменьшается?

Автор: Валентина Посудевская

На вопрос «Каким выдался год?» некоторые оптимисты отвечают: «Лучшим, чем прошлый, но худшим, чем следующий». Такой ответ, к сожалению, не может дать отрасль по производству молока. Впервые за 13 лет она осталась без государственных дотаций. Сокращение поголовья коров на 3,5% по сравнению с прошлым годом, ежегодное уменьшение количества сырого молока на 4-5%, нехватка оборотных средств на предприятиях, низкая покупательная способность граждан - условия, благоприятные разве что для мобилизации и поиска выходов, которые позволят удержаться на рынке. Одним из таких выходов стал рост экспорта, в частности твердого сыра.

Украина - крупнейший после Беларуси экспортер сыра в Россию. И если, по словам представителей одного из ведущих украинских молочных холдингов, в начале года планировалось экспортировать 40% этого продукта, а 60 - продать на внутреннем рынке, то текущие итоги показали противоположное: экспортировано 70%, и только 30% сыра смог потребить отечественный рынок. На этих цифрах сказалась и низкая покупательная способность украинцев, которые все чаще предпочитают более дешевые, так называемые сырные продукты, чеддерные и плавленные сыры. Есть спрос и на маргарин, производство которого регулярно возрастает, в отличие от других молочных продуктов.

Так почему же, когда в стране дефицит молока, экспорт такого «молокоемкого» продукта, как твердый сыр (на 1 кг нужно около 10 л молока), не уменьшается? Возможно, его фальсифицируют, бесконтрольно добавляя растительные компоненты? Украина, кстати, считается едва ли не одним из крупнейших мировых импортеров тропических растительных масел. Однако массовая подделка сыра, который идет на экспорт, все же мало вероятна. Действительно, часть отечественных производителей не гнушаются дешевых растительных жиров, не указывают их содержание на упаковке, гордо называя изделие «сыром». Но экспортную продукцию российские специалисты проверяют довольно тщательно, это подтверждают и украинские эксперты.

Кроме того, быть конкурентоспособными на рынке России непросто - наши сыры там стоят в среднем на 20 рублей больше, чем немецкие. Общая себестоимость сырого молока, горючего, электроэнергии и газа в этом году для украинских предприятий повысилась на 7,4%, к тому же отсутствуют государственные дотации, - вот и цена соответствующая. В Европе же госдотации как на молоко, так и на экспорт были.

И все же процент экспорта высокий. Одним из объяснений такой тенденции может быть… закрытие некоторых молокоперерабатывающих предприятий. Так, в 2007 году их было 360, в 2010-м - уже 284. Соответственно, ту часть молока, которая приходилась на бывшие производства, могут использовать действующие предприятия.

Для большинства украинских производителей сыра возможность выхода на российский рынок довольно важна, ведь около 90% всего экспорта реализуется именно там. Это подтверждает АО «Молочный альянс», общая доля рынка которого в Украине более 10%, в частности сыра - 17%. Выпуск цельномолочной и кисломолочной продукции и экспорт - основа прибылей холдинга. Конкурентоспособность ему позволяет поддерживать постоянное обновление оборудования, на которое лишь в этом году израсходовано около 105 млн. грн. «Качественного молока в стране мало. Со временем, когда, следует надеяться, его станет больше, наличие высоких технологий позволит конкурировать с лучшими мировыми брендами, - говорит глава совета директоров «Молочного альянса» Сергей Вовченко. - Обеспе­чить же себя собственным молоком мы не можем. Строить фермы и перейти, как в Беларуси, на молочные хозяйства - для нас это утопия, ведь в среднем холдинг перерабатывает полторы тысячи тонн молока в день. Чтобы обеспечить себя таким количеством сырья, приш­лось бы построить 40 ферм, израсходовав 500 млн. долл. Лет десять назад у нас было 12 подсобных хозяйств, которые мы успешно продали».

В Украине сейчас перерабатывается около 5 млн. тонн молока в год, а производится в целом свыше 10 млн. тонн. То есть 50% продукта не поступает на предприятия. Некоторые молочные эксперты объясняют это его низким качеством (недостаточное содержание белков и жиров, высокий уровень бактерий). Однако причина не только в качестве. Закупочная цена сырого молока в 2011 году - 3,48 грн./л, на базаре же домохозяйства продавали свое молоко вдвое-втрое дороже.

При отсутствии государственной помощи крестьянам приходится надеяться разве что на благодетелей. Такие примеры есть. Скажем, международная благотворительная организация «Добробут громад» жертвует наиболее нуждающимся домохозяйствам коров, свиней, другой скот и даже рассаду, а также оборудование для их выращивания и заготовки кормов. Но при обязательном условии, что они подарят полученный приплод другим семьям. Полезная инициатива, однако она не способна решить в масштабах страны проблему снижения производства молока или другой сельскохозяйственной продукции.