UA / RU
Поддержать ZN.ua

Светлое будущее: развитая экономика плюс "электромобилизация" всей страны?

Мечтать, как известно, не вредно. В последнее время у нас стало модным мечтать о том, что может наступить в далеком будущем, например, о замене дешевых некачественных продуктов питания на экологически чистые продукты. Или о замене отравляющих атмосферу двигателей внутреннего сгорания на электрические батареи.

Автор: Наталья Вареник

Мечтать, как известно, не вредно. В последнее время у нас стало модным мечтать о том, что может наступить в далеком будущем, например, о замене дешевых некачественных продуктов питания на экологически чистые продукты. Или о замене отравляющих атмосферу двигателей внутреннего сгорания на электрические батареи.

А пока мы мечтаем, рынок электромобилей в западных странах активно развивается: только за 2014 г. он увеличился в развитых странах на 117% и составляет сейчас уже более 800 тыс. единиц экологически чистых автомобилей. В Украине, как утверждает Интернет, таких машин не более 1 тыс., а по данным Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) их официально всего около 500… "Электромобилизация" всей страны - пока что не более, чем флажок, установленный на каком-нибудь Эвересте, символ, цель, к которой мы крайне медленно движемся, стараясь создавать имидж страны передовых технологий.

Если спуститься с небес и посмотреть на реалии жизни, становится ясно: с распространением электромобилей в Украине все не так-то просто. Например, самое оптимальное время для зарядки электрических батарей - это ночь. Именно в это время суток легче всего восстановить "сердце" электрического скакуна. Львиная доля уже существующих в Украине электромобилей находится в столице: ведь только Киев оснащен электрозарядками для данного вида транспорта.

Вместе с тем Киев, как любой мегаполис, не может обеспечить всех автомобилистов гаражами - большинство столичных автолюбителей паркуют свои автомобили просто под окнами дома. Подъехать под окна квартиры и протянуть электрический шнур из окна - невозможно, ибо к утру можно просто его не найти, или он будет безвозвратно испорчен. О жителях верхних этажей история молчит. На Западе парковки, стоянки и гаражи оснащены специальными розетками, о чем наши автомобилисты пока даже не мечтают.

Еще одна причина - ночевка под открытым небом очень вредна для электрокаров по причине ускоренной разрядки батареи при минусовых температурах, а эти температуры у нас как минимум - три месяца в году. Емкость батареи падает на 1% при каждом очередном градусе ниже нуля, а при 15 градусах мороза, например, упадет на 15%.

Зимы в Украине достаточно мягкие, но ночевка под открытым небом сводит погодные преимущества к нулю. Зимой в машине необходимо использовать печку, летом - кондиционер, а это дополнительно ослабляет батарею, оптимальная температура воздуха для которой +21.

"Сегодня популяризация электромобилей - это скорее способ изменить мышление общества, чиновников, всех, от кого зависит экологическая модель автотранспорта будущего, -комментирует генеральный директор ВААИД Олег Назаренко. - Мы заявили цель, к которой будем идти, а пока у нас в стране даже нет официальных поставок электромобилей, кроме машин Mitsubishi.

Верховная Рада рассмотрела новый законопроект во втором чтении, но до его принятия все, что касается электрокаров в Украине, происходит нелегально. Нет поставок запчастей, нет специального сервисного обслуживания, цивилизованной утилизации отслуживших батарей. Владельцы машин, например Tesla, вынуждены ехать в ближайшую европейскую страну для ремонта автомобиля, многие ездят в Вену, чтобы заменить батарею. Пока все происходит, как с новыми моделями айфонов, которые пиратски завозят в Украину…".

Одной из главных проблем автолюбителей, мечтающих об электрокаре, остается проблема зарядки батареи. Сегодня в Украине - около 40 зарядных станций, большинство из которых находятся в столице и на крупных автотрассах.

Способов зарядки немного - всего три. Первый - от бытовой сети 220 В с силой тока 10-16 А (2-3 кВт). "Бытовым" способом заряжаться нужно долго и нудно, что едва ли устроит современных автолюбителей.

Второй способ - от ускоренных зарядок CHAdeMO, или как их называют Supercharger. Эти зарядные станции способны зарядить 80% емкости АКБ за 30-60 минут и выдают от 30 до 135 кВт. Такой вариант для Украины тоже малодоступен, потому что подобная установка стоит от 15 до 20 тыс. долл. США.

Как считают специалисты, будущее электрокаров в Украине связано с 380-вольтными зарядными станциями, поскольку эти розетки дают большую силу тока, и подобную сеть имеет почти каждый многоэтажный дом, отель или ресторан. Стоимость такой зарядной станции - около 1-1,5 тыс. долл. Время, необходимое для полной зарядки электрокаров в зависимости от модели машины, мощности розетки и встроенного зарядного устройства автомобиля, составляет от полутора часов до одного часа. Подобное устройство для зарядки машины можно обустроить даже в частном доме.

Сразу же возникает вопрос: если электрокары получат у нас широкое распространение, смогут ли существующие мощности электростанций обеспечить всех потребителей?

Не придется ли нам строить новые энергоблоки, усиливать магистральные сети и проводки в каждом городе и подъезде? Пока электрокаров - единицы, это риторический вопрос, однако стоит призадуматься…

Не менее важным сегодня остается вопрос утилизации электрических батарей. Если считать, что даже маленькая батарейка без надлежащей утилизации загрязняет окружающую среду, то что уж говорить об огромной батарее электромобиля?

Страшно представить себе владельца нелегально завезенного авто, пытающегося зарыть старую батарею, например, в лесу…

"У нас этот процесс пока что не предусмотрен, -говорит Олег Назаренко.-За рубежом свой отслуживший товар утилизирует производитель, точнее, компании, которые занимаются утилизацией и связаны с ним определенными договоренностями. Каждый собственник авто находится в поле зрения, он обязан сдать свою отслужившую батарею в надлежащем порядке в надлежащее место. Существуют специальные производства, утилизирующие вредные вещества. Когда будет принят соответствующий закон, у нас очень быстро наладится и сервис, и инфраструктура. Проблему сервиса решить не так уж сложно, поскольку он отличается от обычного автосервиса автомобилей внутреннего сгорания только набором запчастей, соответствующей подготовкой ремонтников на заводах-изготовителях и созданием диагностических центров для облуживания электромобилей. Как только будет принят закон, и начнутся официальные поставки, через неделю все начнет двигаться в нужном направлении…".

Волнует автолюбителей и проблема пиратской продажи в Украине разбитых электромобилей. Интернет переполнен объявлениями о невероятно дешевых электрокарах якобы стоимостью от 8 тыс. долл. Все эти заманчивые предложения о моделях из США с минимальным автопробегом мгновенно опровергаются другими источниками из Интернета, которые сообщают интересную деталь: автомобили были полностью разбиты в тех же США, куплены украинскими "умельцами" и тут же переделаны. В качестве аргумента приводятся американские сайты: достаточно ввести VIN-код авто - и на экране появляется история этой машины. Поражает воображение история с утонувшими во время урагана Катрина электрокарами, купленными за бесценок и начиненными "внутренностями" других разбитых электромобилей.

Аналитики рынка, в том числе Олег Назаренко, считают, что на самом деле битые машины в Украину никто не завозит - это неслыханное занижение таможенной стоимости и обман государства. Нелегальным перевозчикам машин просто выгодно, чтобы в информационное пространство попадали подобные "байки".

А пока у проклюнувшегося рынка электромобилей в нашей стране существует множество реальных проблем, например тихий ход автомобилей. Когда электрокар идет на небольшой скорости, он практически не слышен для пешеходов, единственный слышимый звук - трение шин о дорогу. Чем это чревато при нашем движении, огромном количестве ДТП - одному Богу известно. Впрочем, на современных электромобилях можно повысить уровень шума на скорости до 30 км/час, но будет ли это приятно для самого владельца машины?

Существует и проблема замалчивания гибридных автомобилей, способных двигаться как с помощью традиционного двигателя, так и от аккумулятора. В Интернете все чаще появляются предложения различных мастеров на все руки переделать авто в гибридный автомобиль. Необходимые для переделки наборы стоят от 20 тыс. грн (для "Таврии", "Славуты") и до 600 тыс. грн - в зависимости от марки автомобиля. "Пакет" включает двигатель, контроллер, акселератор, жгут проводов, батарею. В то же самое время различные ассоциации, активно продвигающие в обществе идею электромобилей, замалчивают возможность перехода отечественного автотранспорта на гибридную модель, хотя это намного проще при реалиях нашей жизни.

Впрочем, некоторые подвижки в сторону экологической модели развития нашего автотранспорта все-таки есть: мы обгоняем польский, российский, венгерский, словацкий и румынский рынки электромобилей, почти догнали чешский рынок. Хоть ненамного, но все же…

Пока что рынок электрокаров в Украине скорее презентационный, чем реальный. И чем раньше заработают законы, регулирующие его деятельность, тем быстрей он будет развиваться. Специалисты не ждут, что к нам сразу хлынет поток электрокаров, это будут не тысячи и даже не сотни машин. Скорее, десятки. Нужно быть реалистами и постепенно строить свое будущее.