UA / RU
Поддержать ZN.ua

Свечной заводик за счет государства

Вероятно, многие знают историю похождений одного литературного героя, который мечтал разбогатеть и купить свечной заводик в Самаре...

Автор: Дмитрий Хилюк

Вероятно, многие знают историю похождений одного литературного героя, который мечтал разбогатеть и купить свечной заводик в Самаре. Как известно, его мечты таковыми и остались, несмотря на немалые усилия, направленные на реализацию задуманного. В отличие от отца Федора из «Двенадцати стульев» получить «свечные заводики», причем без особого труда, до недавнего времени в Украине удавалось многим заинтересованным в этом лицам. Однако, судя по всему, подобная практика уходит в прошлое…

Раздача «ресурсных слонов»

Статья 9 закона о государственном бюджете Украины на 2004 год говорит о том, что специальные разрешения и лицензии на полезные ископаемые выдаются исключительно на аукционах. Но 17 июня 2004 года в закон были внесены изменения, предусматривающие исключения из «аукционного» правила, устанавливаемые специальным уполномоченным органом. Таковым был назначен Госкомитет природных ресурсов.

И через четыре месяца, 25 октября, последний издал приказ №199, которым предусмотрел случаи, в которых возможно предоставление разрешения на использование недр без проведения аукциона. Данный документ вступил в силу 17 декабря 2004 года после регистрации его в Минюсте и опубликовании в СМИ.

Несмотря на то что юридически более-менее урегулированная безаукционная продажа лицензий стала возможной лишь под занавес 2004 года, Госкомитет природных ресурсов начал «раздачу слонов» практически сразу после внесения изменений в закон о госбюджете — 23 июня. Естественно, что на такую, как говорят студенты, «шару» нашлось немало желающих — за полгода их число достигло 579. Именно столько внеконкурсных лицензий было роздано Госкомитетом в период щедрости. Справедливо также предположить, что стоимость таких лицензий в условиях отсутствия других покупателей вряд ли была адекватна их рыночной стоимости.

Не забрать, но аннулировать

Возвращаясь в настоящее время, стоит отметить, что на фоне вышеизложенных фактов абсолютно логичным является интерес Генпрокуратуры к недавней щедрости Госкомитета природных ресурсов (к слову сказать, ныне уже не существующего) в раздаче «ресурсных слонов» и его «небрежности» в вопросах соблюдения законодательства. Первого февраля 2006 года она опротестовала данный метод ведения хозяйственной деятельности государственными органами. В исполнение протеста министр охраны окружающей природной среды Павел Игнатенко 9 февраля с. г. подписал приказ №55 об отмене решений Госкомитета. Речь идет о решениях 22 заседаний рабочей комиссии экс-комитета, которые были вынесены в период с 23 июня по 30 декабря 2004 года.

Как отметил Павел Игнатенко, данный приказ не безапелляционно аннулирует все 579 лицензий, поскольку это сделать по закону можно лишь в двух случаях: либо по решению Геоконтроля, если компания не приступила к работе на протяжении 180 дней, либо в судебном порядке.

— Задача министерства в этой связи, — подчеркнул Павел Игнатенко, — проанализировать все 579 лицензий и определить, какие из них необходимо аннулировать окончательно, а какие привести в соответствие с действующим законодательством. По первым данным, полученным министерством, кандидатами на аннулирование выступают 276 лицензий, а по 16 из них процедура аннулирования по линии Геоконтроля идет уже сейчас, поскольку они так и не были использованы на протяжении шести месяцев со дня получения. С оставшимися 260 лицензиями Генпрокуратура совместно с министерством будет работать с целью их аннулирования через суд и последующего выставления на аукцион. Что касается остальных, то решением их судьбы с 17 февраля займется комиссия, созданная постановлением Кабмина.

Счастливое аукционное будущее

Говоря о грядущих торгах по продаже лицензий, министр был исполнен оптимизма. Он подчеркнул, что государство пополнит свой бюджет на значительную сумму. Каков будет ее размер, министр затруднился ответить, поскольку стартовая цена лицензий на разработку месторождений различных ископаемых может сильно колебаться, а прецедента проведения таких торгов в Украине не было. Однако косвенно ожидаемое пополнение казны можно представить, исходя из того, что, как рассказал Павел Игнатенко, за 2004 год по причине досрочного прекращения действия лицензий у НАК «Надра Украины» и передаче их частным структурам вышеописанным способом государство недополучило сотни миллионов гривен.

Эксперты считают, что средства, потраченные покупателями на приобретение лицензий незаконным способом, после аннулирования этих лицензий возвращаться не будут. Зато не уверены, что лица, допустившие разбазаривание национальных ресурсов, понесут надлежащую ответственность. Речь не идет, образно говоря, о «строгом выговоре с занесением в трудовую книжку». Хочется верить, что уйдет в прошлое хотя бы практика получения дармовых «свечных заводиков» от государства.