UA / RU
Поддержать ZN.ua

СУДОСТРОЕНИЕ ВОЗРОЖДАЕТСЯ ЧЕРЕЗ… ЗАРПЛАТУ

У николаевцев, которые уже привыкли жить без бюджетных поступлений от традиционно ведущей отрасли, в последнее время снова возрождаются надежды на судостроение...

Авторы: Елианд Гоцуенко, Надежда Гоцуенко

У николаевцев, которые уже привыкли жить без бюджетных поступлений от традиционно ведущей отрасли, в последнее время снова возрождаются надежды на судостроение. Нет, в городе пока ежемесячно не спускают на воду, как бывало раньше, суда-гиганты. Но, тем не менее, не проходит и нескольких недель, чтобы на том или ином предприятии не спустили на воду хоть малое судно, напомнив землякам, что живут они все-таки в корабельном крае.

Недавно в городе приветствовали рождение моторной яхты, изготовленной по заказу канадской компании «Шелл», которая, нелишне заметить, после знакомства со сделанным, заказала еще несколько таких же красавиц. Показательно, что строит эти суда, требующие филигранной работы и особого мастерства, ОАО «Николаевская малотоннажная судоверфь». Это предприятие родилось всего год назад, как следствие реструктуризации крупнейшего в Украине Черноморского судостроительного завода, превратившегося в холдинг. Вновь созданное предприятие стало строить малотоннажные суда в соответственно переоборудованном бывшем цехе крупнопанельного домостроения.

В условиях холдинга каждое его подразделение, включая и ОАО «Николаевская малотоннажная судоверфь», получило ту степень самостоятельности, когда можно и нужно искать и исполнять заказы, нести за них ответственность. Становление нового предприятия, его выход на мировой рынок стали возможны потому, что средства не распыляются, как было в условиях завода-гиганта, не поглощаются общезаводскими накладными расходами. А это значит, что теперь можно уже решать не только текущие, но и такие перспективные вопросы, как привлечение на верфь высококлассных специалистов.

Не секрет, что многие николаевские умельцы, не имея достойной работы и зарплаты в родном городе, разбрелись по верфям соседних стран. Вот и на торжественном спуске яхты на воду, пока произносились официальные речи, собравшийся народ — а были это в основном ныне работающие и находящиеся на пенсии судостроители — вовсю обсуждали не только особенности судна, но и то, кто из их знакомых мастеров и в какую страну уехал, какие вести оттуда шлет. Из этих разговоров можно было узнать многое, о чем не упоминали официальные ораторы. Поток николаевских судостроителей за рубеж не иссякает. Это факт, о котором все знают. Ново то, что появилось-таки и обратное, еле заметное движение. Оказывается, что работа на верфи малотоннажных судов привлекла ряд ранее не востребованных мастеров: несколько рабочих высокого класса, привлеченные интересной работой и возросшей зарплатой, вернулись из-за рубежа.

Средоточием проблем, включая кадровые, стал завод имени 61 коммунара. Если холдинг «ЧСЗ», создав на своей базе ряд самостоятельных предприятий, медленно, но все-таки строит большегрузные и малые суда, занимается судоремонтом; если «Океан» после приватизации голландской фирмой из аутсайдера местного судостроения превратился в лидера и теперь на вновь заложенном судне- контейнеровозе некоторые цеха работают в три смены, то на заводе имени 61 коммунара еще много усилий тратится на то, чтобы довести до ума суда-долгострои. Тем не менее, новые веяния ощущаются и здесь.

Не уповая на государственную помощь (а раньше завод этим особо отличался от своих собратьев), администрация предприятия заключила контракт с норвежской компанией Dof Indastry, который в корне отличается от всех предыдущих. Зная свои возможности, коммунаровцы взялись за сооружение не судов «под ключ», а только корпусов для них. В эти дни на первом стапеле завода заложены первые секции корпуса судна, предназначенного для обслуживания морских буровых установок. Норвежцы, посетив старейшую николаевскую верфь, судя по всему, поверили в ее возможности и заказали еще несколько корпусов.

Получить возможность работать — уже немало. Но в этом заказе заключено нечто большее. Впервые в практике судостроения Николаева заключен контракт, отражающий практику взаимоотношений европейского уровня. Кроме заказчика и исполнителя, взяли на себя ответственные обязательства и три банка — Николаевский филиал банка «Аваль», банк заказчика и ответственный посредник между ними — Датский банк. Согласно цивилизованным правилам игры, заказчик оплачивает работу исполнителя по выполнению работы. В промежутке между этим финансирование происходит на основе взаимодействия банкиров.

Предусмотрено, что металл на корпуса поступает с украинских металлургических заводов, за него платит заказчик. Это значит, что в дополнение к рабочим местам на верфи появятся новые и высокооплачиваемые рабочие места у мартенов. Но, наверное, самой важной особенностью сотрудничества является то, что непосредственно в контракт заложено значительное повышение заработной платы судостроителей и средства, необходимые на обновление материально-технической базы, переоснащение производства.

На недавно состоявшейся пресс-конференции заместитель генерального директора завода имени 61 коммунара Анатолий Михельсон остановился на том, как самое проблемное в городе предприятие намерено решать вопрос кадров. Нынче на заводе им. 61 коммунара средняя зарплата составляет всего 170 грн. На двух других родственных заводах она несколько выше, но тоже далека от того, что зарабатывают судостроители на верфях соседних государств. По свидетельству уехавших из Николаева судостроителей, которые регулярно навещают семьи и родной город, они зарабатывают за месяц на чужих верфях 500—1000 долларов.

Журналистам предъявили расчеты, показывающие, как будет расти зарплата рабочих завода им. 61 коммунара по мере реализации заказа норвежцев. В строительстве первого корпуса примут участие 750 судостроителей, причем не только рабочие корпусного производства, но и трубоукладчики, слесари, маляры. Средняя их зарплата, заложенная в контракте, составит 550 грн. Это первый шаг в решении кадровой проблемы. Через шесть месяцев, когда на стапелях начнется сооружение второго корпуса, одновременно будут заняты 1500 человек. Расчетная средняя зарплата их составит 1300 грн., а особо высококвалифицированные специалисты будут получать около 2 тыс. грн.

Представитель администрации завода им.61 коммунара полагает, что при таком уровне заработной платы многие николаевские судостроители вернутся. Ясное дело, эти расчеты и сопровождающие их комментарии можно подвергать сомнению, помня, что гладко было на бумаге… Но хорошо уже то, что в Николаеве задумались над главным, без чего судостроительная отрасль не поднимется из экономических руин: как сохранить кадры, вернуть в родной город тех, кто уехал на заработки.