UA / RU
Поддержать ZN.ua

СУДОСТРОЕНИЕ: ОТ «ЛИМАНА» — К «ОКЕАНУ»

На главной базе судостроения Украины — в Николаеве после резкого и длительного падения производства судов видны перемены...

Автор: Надежда Гоцуенко

На главной базе судостроения Украины — в Николаеве после резкого и длительного падения производства судов видны перемены. Впрочем, здесь уже с самого начала надо вносить поправку, так как число родственных предприятий изменилось. Спустив на воду сейнер-траулер для прибрежного лова, местный судоремонтный завод стал четвертым судостроительным предприятием города и получил название «Лиман».

В это же время, с разрывом всего в несколько дней, после едва ли не пятилетнего простоя на судостроительном заводе «Океан» в торжественной обстановке была заложена секция первого из пяти будущих контейнеровозов, заказчиком которых стала голландская фирма Damen Shipyards Group. Нынешний, явно поворотный и судьбоносный заказ океановцы смогли получить благодаря объявленному Фондом госимущества Украины тендеру по продаже 78% акций «Океана».

Именно названная голландская фирма предложила за пакет акций 26 млн. грн. и победила. Судя по всему, у голландцев — вполне серьезные намерения, если судить по тому, что они уже заплатили 2 млн. немецких марок и, в соответствии с условиями конкурса, за два месяца должны погасить задолженность по зарплате — 5,5 млн. грн. и в течение полугода — 2,5 млн. грн. долга перед бюджетом. К слову, названная фирма уже сотрудничает, и весьма плодотворно, с румынскими верфями, так что есть все основания полагать, что и с украинскими судостроителями все сложится. Со своей стороны, пятитысячный коллектив «Океана» с энтузиазмом берется за дело: первое универсальное судно- контейнеровоз водоизмещением 9 тысяч тонн (вес корпуса 2400 тонн, длина — около 130 метров) по подсчетам специалистов будут строить в течение 10 месяцев. Председатель облсовета и обл- госадминистрации Алексей Гаркуша здесь же, при закладке судна, в интервью сообщил журналистам, что считает происходящее существенным шагом вперед, и не только для океановцев, но и для бюджета, Пенсионного фонда, ведь, ясное дело, серия голландских заказов принесет немалые средства. Со своей стороны, сказал А.Гаркуша, местные власти сделали все возможное, чтобы «Океан» не превратился просто в перевалочную площадку для металлолома. А прибывший специально по случаю закладки первой секции на «Океане» директор компании-заказчика г-н Колмес Даммен в эксклюзивном для «ЗН» интервью выразил надежду, что с новым судном «Океан» начнет работать стабильно, а его рабочие наконец будут получать достойную зарплату.

Перемены, о которых идет речь, происходят на фоне первых шагов по конкретной поддержке отрасли со стороны центральных властей. Имеется в виду принятие закона о СЭЗ «Николаев». Показательный момент. В то время как большинство специалистов судостроения и руководители местной власти говорят об объединении предприятий, выработке согласованной политики заказов и их исполнения, конкуренция между заводами не только не прекращается, но и усиливается. И торжественный спуск на воду маленького судна на «Лимане», который в иные времена никто бы и не заметил, тому подтверждение: почти все местные СМИ посвятили этому событию первополосные материалы.

По словам генерального директора «Лимана» Сергея Исакова, предприятие сменило не только вывеску. Бывший судоремонтный завод изменяет приоритеты, теперь главное направление производства — строительство судов. И хотя специалисты предприятия, пробившегося в ряды судостроителей, говорят о выгодной рыночной конъюнктуре, дескать, небольшие судоходные и рыболовецкие компании начинают обновлять флот, повышая спрос на небольшие суда, главную роль, думается, в этих превращениях играет конкуренция.

Еще несколько лет тому назад Черноморский судомеханический завод, занимаясь исключительно ремонтом плавсредств, не испытывал недостатка в заказах. Но поскольку три судостроительных «монстра», посаженные на голодный паек, также стали заниматься судоремонтом, небольшое предприятие было вынуждено сменить ориентацию и, использовав широкие права приватизированного, занять свою нишу в строительстве малого флота, куда гиганты пока не добрались.

Есть немало моментов, свидетельствующих о преимуществах небольшого, мобильного предприятия. Если на всех судостроительных заводах Николаева резко уменьшаются основные фонды, «вымываются» оборотные, приходят в запустение целые производства, и в этой кутерьме удается спасти лишь отдельные, наиболее современные и конкурентоспособные цеха, то небольшое приватизированное предприятие даже умудрилось приобрести современное оборудование. На заводе «Лиман» модернизировали сварочное производство, создали собственный конструкторский отдел, оснащенный самой современной компьютерной техникой, — и это в то время, когда на предприятиях-гигантах число конструкторов уменьшается. Здесь, ориентируясь на потребности рынка, сами разрабатывают перспективные проекты, как, кстати, проект первенца — сейнера-траулера. А начинали местное судостроительное проектирование с парусных и моторных яхт и совсем небольших рыболовецких судов. На недавно прошедшей в Санкт-Петербурге выставке «Инрыбпром-2000» суда «Лимана» вызвали большой интерес. Дело в том, что завод научился выпускать не только высококачественные суда, но и добился в жестких условиях налоговой политики их рентабельности, что мало кому удается.

Именно выход из государственной собственности помог «Лиману» установить тесные контакты с фирмами Дании, Германии, Голландии и других стран, что и позволило достичь высокого уровня автоматизации. На судне, здесь построенном, даже машинное отделение, например, будет обслуживаться безвахтовым методом, а весь экипаж (по сравнению с его собратьями) уменьшится в несколько раз — до девяти рыбаков.

Однако при организации строительства столь необходимого судна проявились издержки кредитования. Так, на одном из ключевых совещаний судостроителей и их заказчиков, проходившем под председательством Президента Украины Леонида Кучмы, была четко определена схема финансирования строительства таких маломерных судов. Серия должна была строиться за счет кредита инновационного фонда. Заказчиком выступал Госкомитет рыбного хозяйства. Но даже в условиях, когда судно чрезвычайно мало, а люди, принимающие решения, очень большие, далеко не все наметки реализуются на деле. Оказалось, что Госкомрыбхоз пока не в состоянии выкупить судно, в которое уже вложено около 6 млн. грн., и ищет приемлемый по цене кредит. Ну а «Лиману» ничего не остается, как в свою очередь заняться поиском «резервного» покупателя. Так что вовсе не исключено, что спущенное «Лиманом» судно будет продано рыбакам из более богатых стран.

Жаль, если это случится. Ибо первенец проектировался и строился с расчетом на эксплуатацию в Черноморско-Азовском регионе. Да и потребность в таких судах велика. Украинский рыболовецкий флот насчитывает 139 судов такого класса. И значительная их часть достигла такой степени износа, что ежегодно более 20 из них отправляются в утиль, а замены нет.

Но какие бы надежды мы ни возлагали на небольшое предприятие, первым начавшее бездолговую рыночную работу, судьба отрасли зависит от того, что происходит на судостроительных гигантах. Именно на этом направлении возникает особенно много непростых вопросов. Верховная Рада приняла, а Президент подписал долгожданный закон о создании СЭЗ в Николаеве. Но заработает он, ясное дело, лишь тогда, когда в центре и на местах будут приняты меры по внедрению его в действие. После принятия самого закона необходимо утвердить еще один важный документ — постановление Кабмина «Об утверждении инвестиционных проектов на территории специальной экономической зоны». По словам начальника главного управления экономики Николаевской облгосадминистрации Светланы Карпий, работа над проектом документа идет, и весьма серьезная, и вскоре он будет представлен в Кабмин на согласование. А уже после подписания постановления облгосадминистрация примет свои нормативные документы.

По словам г-жи Карпий, начало октября — крайний срок окончания всей «бумажной» работы. По оценкам специалистов, если все пойдет по намеченному плану, то благодаря деятельности СЭЗ в Николаеве удастся не только сохранить 23 тысячи нынешних, но и создать около 8 тысяч новых рабочих мест...

У Игоря Овдиенко, экс-директора старейшего в городе судостроительного завода — имени 61 коммунара, человека, который стоял у истоков разработки идеи николаевской СЭЗ, оптимизма поменьше. По его мнению, уже тот факт, что орган управления СЭЗ пока не назначается, должен вызвать тревогу, а надежды на саморегулирование рыночной системы — самообман. Да и на недавно проведенном заседании Ассоциации судостроителей Украины, состоявшемся в Херсоне, высказывалась озабоченность в связи с неудовлетворительным проведением мер по введению в действие закона о СЭЗ в Николаеве. Нелишне заметить, что такое промедление довольно опасно, учитывая настроения в ВР, которая на последнем Дне правительства поставила вопрос ребром: либо СЭЗ будут работать, способствуя росту объемов производства и притоку инвестиций, либо их надо попросту ликвидировать.

Специалисты отмечают, что на мировом рынке идет процесс роста фрахтовых ставок, и, в полном соответствии с этим, будет расти спрос на новые суда. Столь благоприятную мировую конъюнктуру следует использовать в полной мере. Думается, именно эта тенденция привела к тому, что голландская Damen Shipyaras Group проявила интерес к приватизации ОАО «Океан». Став полноправным владельцем, покупатель получил в наследство и кредиторскую задолженность предприятия — почти 160 млн. грн.

Ясное дело, для судостроителей, которые почти десятилетие «мыкаются» по случайным заказам, работали неполную неделю и получали символическую зарплату, прямое финансирование инвестора весьма заманчиво. Однако здесь важно не продешевить, чтобы самый большой успех не обернулся самым крупным поражением. Настораживает тот факт, что уже первые два универсальных судна, построенные на «Океане» для голландцев, будут переданы заказчику в стадии готовности 80 процентов и отправлены в Голландию для завершения строительства. Да и директор «Океана» Владимир Романчук в интервью журналистам по поводу закладки первого судна, не скрывал, что на предприятии планируется строительство корпусов суден. Конечно, при нынешнем состоянии производства — это тоже работа. Но если говорить о перспективе, то корпусостроение — отнюдь не классическое судостроение, когда в формировании заказа принимают участие сотни и тысячи отечественных производителей. Это явное снижение наукоемкости продукции и, в конечном счете, превращение передовой отрасли в примитивное сварочно-монтажное производство.

В заключение хочется обратиться к статистике. За минувший год судостроительная отрасль Украины впервые дала прирост объемов производства в 2 процента. Корреспондент «ЗН» обратился в облстатуправление, чтобы узнать данные по Николаеву. Оказывается, прирост в столице отечественного судостроения за восемь месяцев нынешнего года составил 11,2 процента по сравнению с соответствующим периодом минувшего года, в том числе по заводу «Океан» — 21 процент. Рост объемов — это хорошо, но стране нужен качественный рост, чтобы на заводских проходных требовались не только сварщики и монтажники, но и конструкторы, а из доков выходили не только и не столько голые корпуса, но и готовые к плаванию суда.