UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТРАТЕГИЯ ТОРГОВОГО СУДОХОДСТВА АСК «УКРРЕЧФЛОТ» ПРИГЛАШАЕТ ПАРТНЕРОВ СКООРДИНИРОВАТЬ ДЕЙСТВИЯ

На прошлой неделе в Киеве акционерная судоходная компания «Укрречфлот» провела международный семинар, посвященный повышению эффективности перевозок грузов в навигацию 2001 года...

Автор: Александр Артеменко
Председатель семинара Николай Славов {Фото Сергея ПЯТЕРИКОВА}
{Фото Сергея ПЯТЕРИКОВА}

На прошлой неделе в Киеве акционерная судоходная компания «Укрречфлот» провела международный семинар, посвященный повышению эффективности перевозок грузов в навигацию 2001 года. На приглашение принять в нем участие откликнулось свыше 200 представителей отечественных и международных транспортных организаций, судоходных компаний, морских и речных портов, фирм-экспортеров и импортеров грузов, агентских, брокерских, экспедиторских, страховых, банковских предприятий и учреждений. В работу семинара включились также народные депутаты, руководящие работники Министерства транспорта Украины, Таможенного комитета, Киевской городской госадминистрации, других органов государственного и местного управления.

Не следует, однако, считать, что обсуждавшиеся в ходе семинара предложения касались лишь навигации текущего года. Уже во вступительном докладе президент АСК «Укрречфлот» Н.Славов ясно дал понять, что главная задача заключается в том, чтобы определить стратегию совместных действий субъектов отечественного морского и речного транспорта, которая позволит Украине занять на международном рынке грузоперевозок подобающее ее выгодному географическому и производственному потенциалу положение.

Резервы
и препятствия

От эффективной работы транспорта, в частности водного, в значительной степени зависит экономика государства, успешное развитие его внешнеэкономических связей. Но и состояние транспортной отрасли находится в прямой зависимости от стабильности экономической ситуации в стране, объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, характера транспортно-экономических связей и изменений товарной структуры внешней торговли. Прошедшее десятилетие это наглядно продемонстрировало. Если в начале 90-х отечественный грузовой флот насчитывал более 700 судов общим тоннажем свыше 4,5 млн. тонн, то к 2000 году количество государственных грузовых судов сократилось до 200 единиц, а их тоннаж — до 1 млн. тонн. Объемы морских перевозок за этот период снизились с 27 до 6,3 млн. тонн, а речные составляют теперь 8,1 млн. тонн.

Живейший интерес к семинару, проведенному «Укрречфлотом», в немалой степени объясняется огромным авторитетом этой компании, успехи которой на общем фоне стагнации и запустения особенно впечатляют. Пройдя с 1992 года тернистый путь корпоратизации, приватизации и постприватизационных мероприятий, компания убедительно доказала свое умение работать в жестких рыночных условиях. Курс ее акций из года в год повышается, они котируются на зарубежных фондовых биржах, значительно превышая котировку акций других украинских компаний. Результаты производственно-экономической деятельности АСК «Укрречфлот» убеждают в том, что при решении первоочередных экономических задач и проведении стратегических реформ, способных оживить экономику Украины при гарантии обеспечения социальной защиты малоимущих граждан, альтернативы приватизации госпредприятий не существует.

Стремясь укрепить собственные позиции на международном рынке грузоперевозок, «Укрречфлот» постоянно совершенствуется, используя опыт зарубежных судоходных компаний. С этой целью он создает единую вертикально интегрированную структуру, обеспечивающую весь процесс перемещения грузов клиентов по принципу «от двери до двери». Это предусматривает комплексное обслуживание заказчиков (грузо- и судовладельцев), включающее поиск и экспедирование грузов, производство погрузочно-разгрузочных работ в портах, получение и хранение грузов, фрахтование судов и непосредственную доставку, агентирование, бункеровку, снабжение и обслуживание флота в портах, ремонт судов и многое другое.

— Только когда отечественные судоходные компании преобразуются по типу западноевропейских и американских фирм-конгломератов, — считает президент АСК «Укрречфлот», — они смогут на равных конкурировать с зарубежными судовладельцами.

Если на Западе фирмы тщательно оберегают свои «ноу-хау» и делятся ими только за большие деньги, то семинар в Киеве дал возможность его участникам безвозмездно обогатиться ценнейшим опытом «Укрречфлота», накопленным за девять лет напряженной и продуктивной работы. Впрочем, бескорыстие в бизнесе — понятие относительное. Своего интереса организаторы семинара не скрывали, тем более что он общий как для отдельных участников бизнеса, так и в целом для государства. Все дело в том, что АСК «Укрречфлот» видит большие резервы в развитии отечественного воднотранспортного бизнеса, но на пути к их реализации стоит множество сложных препятствий, о которых еще будет сказано ниже. Преодолевать их каждому в отдельности нерационально. Куда эффективнее тесное взаимодействие с партнерами при поддержке соответствующих органов государственного управления. Несомненно и другое: сотрудничество должно быть взаимовыгодным, и благополучие каждого отдельного партнера находится в прямой зависимости от результатов совместной деятельности.

— Мы должны крепко держаться за руки и честно сотрудничать друг с другом, — заявил в приветствии к участникам международного семинара Николай Славов. — Уверен, что совместными усилиями мы обязательно победим в конкурентной борьбе, завоюем новые рынки сбыта нашей продукции и услуг, укрепим свой рейтинг в наступившем XXI веке!

Формула успеха

Сейчас можно уже смело утверждать, что компания «Укрречфлот» имеет стабильную динамику развития. За годы работы в новых экономических и хозяйственных условиях она увеличила объемы перевозки грузов более чем в два раза. Рост доходов в свободно конвертируемой валюте превысил 70 процентов, курсовая стоимость акций увеличилась в пять раз, а размер дивидендов на акцию втрое превысил ее номинал. В составе АСК — более 200 грузовых и пассажирских судов, страховая и брокерская компании, портовые и судоремонтно-судостроительные предприятия. Свою деятельность «Укрречфлот» осуществляет как на международном, так и внутреннем фрахтовых рынках, выполняя перевозки грузов различной номенклатуры между морскими и речными портами 35 стран Средиземноморского, Черноморского, Дунайского, Балтийского и других бассейнов Мирового океана.

Прошлый год запомнился судовладельцам беспрецедентным вздорожанием топлива. По сравнению с 1999 годом цена подскочила в три раза, составив 370 долларов США за тонну. Но и в таких условиях руководство и специалисты «Укрречфлота» сумели обеспечить все необходимое для перевыполнения плановых заданий, дальнейшей активизации хозяйственной деятельности.

На сегодняшний день это самое процветающее судоходное предприятие Украины, на долю которого приходится 40 процентов общего объема перевозок грузов всем морским и речным транспортом страны. Сейчас АСК «Укрречфлот» — единственный в Украине судовладелец, ведущий строительство новых судов для пополнения собственного флота. Уже реализован долгосрочный проект строительства пяти теплоходов за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития, полученного напрямую, без гарантий государства.

За время действия этого кредитного соглашения компания ни разу не нарушила ни одного из его положений и не задержала оплату по кредиту. Евробанк оценил надежность такого клиента и в октябре прошлого года подписал с ним второе соглашение о выделении дополнительного кредита на строительство еще двух судов.

Всего же до 2004 года за счет кредитов ЕБРР, других иностранных банков, а также за собственные средства «Укрречфлот» планирует построить 12 новых теплоходов. Это обеспечит компании конкурентоспособность на мировом фрахтовом рынке, как минимум, до 2015 года.

Новые суда отлично себя зарекомендовали, они успешно эксплуатируются между портами Украины и стран Средиземного моря, Балтийского и Северного морей, посещают порты Атлантического побережья Европы и Африки. Коммерческий, финансовый и технический менеджмент новых и залоговых судов по решению Евробанка осуществляется непосредственно специалистами «Укрречфлота». Причем, все суда плавают под украинским флагом, что позволяет избежать сомнительных финансовых операций.

Претензии
и предложения

Высокий уровень хозяйственной деятельности АСК «Укрречфлот» свидетельствует о богатом практическом опыте специалистов компании. В чем же они усматривают причины снижения конкурентоспособности отечественного торгового флота?

Прежде всего в том, что нерегулируемая либерализация морской транспортной сферы во внешней торговле лишила украинских судовладельцев национальной квоты морских внешнеторговых перевозок, в результате чего они оказались аутсайдерами на мировом рынке транспортных услуг. Утеряны значительная часть грузовой базы, традиционные рынки сбыта транспортных услуг. К этому следует добавить вынужденный уход из линейного бизнеса, старение флота, рост цен на топливо, высокие сборы в портах. А главное — отсутствие государственной судоходной политики и поддержки национальных судовладельцев инвестициями, субсидиями и дотациями, непомерный налоговый пресс, несовершенство таможенной политики, монополизация рынка транспортных услуг иностранными конкурентами, непродуманность транспортных условий внешнеторговых контрактов с точки зрения защиты государственных интересов, неудовлетворительное нормативно-правовое обеспечение деятельности флота, нерешительность при проведении приватизации предприятий отрасли.

Прекращение сквозного судоходства на югославском участке Дуная привело к полной потере навигации на среднем и верхнем участках этой водной магистрали и значительному усилению конкуренции на нижнем Дунае. Здесь особенно болезненно ощущается отсутствие скоординированных действий украинских судовладельцев, что приводит к падению фрахтовых ставок, утрате грузовой базы и нерегулярности расчетов клиентуры за выполненные перевозки. Кроме того, уже долгие годы не возобновляется стабильное и безопасное судоходство через канал Прорва, соединяющий украинский участок Дуная на Килийском устье с Черным морем.

Финансовое состояние многих судоходных компаний значительно усложнило постановление Кабинета министров Украины от 25 апреля 2000 года, в соответствии с которым был отменен национальный режим при начислении корабельного сбора, в результате чего ставка за этот сбор выросла на 19 процентов. Выполняя условия стран Евросоюза, Украина все же не должна забывать о национальном судовладельце. Ведь в портах Турции, например, своим судовладельцам государство предоставляет 70-процентную скидку на причальный сбор, 55-процентную — на услуги лоцманов и буксиров, 65-процентную — при сдаче мусора и получении питьевой воды.

Перечень факторов, сдерживающих развитие отечественного грузового судоходства, а также эффективных мер по их устранению нашел отражение в Декларации участников международного семинара в АСК «Укрречфлот». Надо полагать, что правительство Украины примет к сведению этот документ и станет активнее способствовать устойчивому прогрессу в сфере морского и речного транспорта. Ведь от этого в значительной степени зависит успешное проведение реформ в нашем государстве.