UA / RU
Поддержать ZN.ua

Страховые налоги: все дело в деньгах

Не так давно Кабмин всерьез задумывался над увеличением налоговых ставок на страхование с 3 до 6 или даже 10%...

Автор: Наталия Богута

Не так давно Кабмин всерьез задумывался над увеличением налоговых ставок на страхование с 3 до 6 или даже 10%. Тогда ответной реакцией страховщиков было официальное письмо Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) к правительству с просьбой «прекратить налоговый шантаж». Казалось бы, ну кого в нашей стране удивишь проблемами налогообложения? Однако, как оказалось, ставки в данном случае были той ниточкой, которая привела к налаженным схемам по уклонению от уплаты налогов и отмыванию крупных сумм через операции перестрахования.

Придется стать
в общий строй

В части налогообложения страховой рынок довольно оригинален. Это единственный сектор украинской экономики, где компании обязаны отчислять государству 3-процентный налог с собранных страховых премий, то есть со своих валовых доходов. Страховщики не обязаны платить 25% налога на прибыль, как это делает обычный субъект хозяйственной деятельности. Естественно, страховые компании неплохо себя чувствовали при такой системе налогообложения.

Все бы хорошо, если бы не стремление правительства поднять ставку до 10%. Интересно, что на вопрос, чем грозит страховому рынку такое увеличение ставки, председатель Госфинуслуг Виктор Суслов ответил однозначно: «Будет убито классическое страхование, произойдет увеличение сектора компаний, занятых оптимизацией, а также криминальных. Классическим компаниям придется стать криминальными». Поэтому, немного подумав, страховщики предпочли стать в общий строй, чтобы, как и все предприятия, отчислять в государственную казну 25% налога на прибыль.

Если сначала Лиги страховых организаций Украины настаивала на том, чтобы оставить все, как есть, и дать страховому бизнесу возможность нормально развиваться. То теперь страховщики поддерживают инициативу Госфинуслуг о их переводе на общую систему налогообложения. Президент ЛСОУ так прокомментировал данную ситуацию: «На протяжении нескольких лет происходит налоговый шантаж страхового рынка. Звучали даже предложения по увеличению ставки до 15%. Такие предложения исходили со стороны Кабмина, Министерства финансов. Давайте прекратим налоговый шантаж. Если вы считаете такое налогообложение неэффективным, переводите нас на общую систему налогообложения, не делайте нас черными на фоне белых. Мы хотим быть такими, как все».

Между прочим, Госфинуслуг уже более года добивается поддержки государством его инициативы по переводу страховых компаний на общие условия налогообложения прибыли. И сегодня в Кабинете министров на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий внесение изменений в Закон «О страховании» в части налогообложения. Однако дальше Кабмина этот документ пока не идет. И не случайно. Ведь налоговые новации ломают криминальные схемы по уходу от уплаты налогов с помощью страхования…

Схема игры в страхование

По словам председателя Госфинуслуг Виктора Суслова, в свое время лоббисты добились освобождения страховой деятельности от налога на прибыль. Законодательно была создана возможность использовать страхование для операций, связанных с уходом от налогообложения. Сегодня, согласно законодательству, прибыль предприятий облагается по ставке 25%. Ни для кого не секрет, что для уменьшения прибыли предприятие должно увеличить валовые расходы. А согласно законодательству Украины, к таковым разрешено относить и расходы, связанные со страхованием.

Итак, схема проста: предприятие создает собственную страховую компанию (так называемую кептивную) и заключает с ней договор страхования, предположим, помещения и оборудования предприятия на случай стихийных бедствий (цунами, землетрясение). В результате, вместо того чтобы предприятие заплатило в госбюджет 25% налога от суммы прибыли, страховщик платит только 3% от той же суммы. Данная схема в страховании называется оптимизацией.

По словам Виктора Суслова, бурный рост страхования в последние годы — на 100% в год — на самом деле отражает ситуацию не в страховании, а в реальном секторе: металлургические, химические предприятия, крупные финансовые группировки — все они бросились уменьшать налог на прибыль и, соответственно, перекачивать миллиарды в страховые компании. Таким образом, целесообразно говорить не о страховании в классическом понимании этого слова, а об играх в страхование: есть компания, есть премии, но выплат по страховым случаям нет и не предвидится, поскольку и случаев страховых нет и не будет.

Сегодня бесспорным фактом остается прибыльность страхового бизнеса. Иначе как объяснить тот факт, что, по данным Госфинуслуг, на 1 июня 2005 г. в Украине работает 403 страховых компании? К тому же, по данным ЛСОУ, в 2004 г. прирост валовых страховых премий составил 212,7%. Тогда как в Австрии, где на страховом рынке работает 87 страховых компаний, этот показатель составил… 6,6%.

А деньги-то уходят

В 2004 г. одной из страховых компаний Украины удалось перевести за границу более 5 млрд. грн. Каким образом сегодня возможно проведение таких операций? Нет ничего проще: создается юридическое лицо, регистрируется и получает лицензию в Госфинуслуг. Во избежание лишних расходов для таких компаний подчас арендуется офис в маленьком поселке (в том числе в Чернобыльской зоне). Далее эти кептивные страховые компании заключают договоры псевдострахования с крупными предприятиями и финансово-промышленными группами. На втором этапе — работа кептивных компаний со страховыми компаниями-посредниками, которые в свою очередь переводят деньги так называемым буферным фирмам. Последние в природе не существуют, зато есть на бумаге. Они-то и переводят крупные суммы за рубеж, используя механизм перестрахования.

За применение подобных схем были лишены лицензий такие компании, как «Громада», «Оберіг» (она же «Максимум»), «Виктория-М» и многие другие. Достоверно известно, что в 2004 г. практикой криминальных схем были заняты 66 украинских страховых компаний. Например, страховая компания «Громада» до того, как у нее отняли лицензию, успела вывести за границу около 1 млрд. гривен. В 2004 г. Госфинуслуг раскрыт канал ухода денег в Прибалтику по вышеописанной схеме: средства переводились в литовские компании Matrono Draudimas и Draudimas Spectras, у которых даже лицензии на право заниматься страховой деятельностью не было.

Перечисленные суммы используются самыми разными способами: они могут попасть назад в Украину в виде инвестиций в предприятия или в качестве средств на финансирование предвыборных кампаний… Кстати, наверное, не случайно основным источником финансирования предвыборных кампаний в 2004 г. были благотворительные фонды. Можно предположить, что неуплаченные налоги, которые были выведены за границу, вернулись в Украину в виде взносов в благотворительные фонды.

Стоп оптимизация

Прекратить использование схем в страховании, по мнению председателя Госфинуслуг Виктора Суслова, возможно только одним способом: обложить прибыль от страхового бизнеса 25-процентным налогом. «Сегодня около 80% страхового рынка — это работа по оптимизационным схемам. Это значит, что если перевести страхование на 25-процентный налог на прибыль, то рынок потеряет бизнес, который оценивается в 400 млн. долл. в год, бизнес, связанный с выводом капитала за рубеж. Но этот бизнес принадлежит не страхованию, а мощным олигархическим финансовым группировкам», — считает г-н Суслов.

Получается, что в Украине действие 3-процентного налога на премии страховых компаний выгодно не столько самим страховым компаниям, сколько олигархическим группам типа Медведчук — Пинчук — Ахметов. Именно эти бизнес-круги и создают кептивные и буферные страховые компании, единственная цель которых — вывод крупных средств за границу. И до сих пор эти схемы успешно действовали, если бы не некоторые нюансы. Во-первых, Государственная комиссия в своей борьбе с отмыванием денег объединилась с Нацбанком. И 4 января 2005 г. появилось Постановление НБУ №135, согласно которому стало обязательным согласование с Госфинуслуг договоров перестрахования с нерезидентами как условие продажи (перечисления) валюты.

Таким образом, Госфинуслуг начала контролировать договоры перестрахования, предупреждая отток денег за рубеж. Так, если в первом квартале 2004 г. с помощью перестрахования за границу было переведено 115,3 млн. долл., то в первом квартале 2005 г. — 15 млн. долл. Однако до сих пор за счет оптимизации госбюджет теряет каждый год от 1,5 до 2 млрд. грн.