Каждое событие имеет свои причины и последствия. История, происходящая с Ивано-Франковским областным государственным объединением спиртовой и ликеро-водочной промышленности, относится к числу тех, где логика не лежит на поверхности и о настоящих причинно-следственных связях можно только догадываться.
В ноябре 2005 года руководителем Ивано-Франковского спиртзавода был назначен Руслан Гайда. Через две недели спиртзавод неожиданно поднимает цены на свою продукцию и начинает терять рынок сбыта. Что это — первые ошибки нового руководства или реализация определенного плана по присвоению предприятия? Утверждать что-то наверняка трудно. Ведь именно осенью «Укрспирт» рекомендовал предприятиям спиртовой отрасли повысить отпускные цены на продукцию. Однако не менее вероятна и другая версия объяснения.
В советские времена Ивано-Франковский спиртзавод был вторым в Украине по производственным мощностям и качеству продукции. До 1997 года предприятие наполняло 52% местного бюджета. Но вдруг деятельность спиртзавода становится сверхубыточной. Уже в апреле 2001 года государственная налоговая администрация списывает задолженность предприятия перед бюджетом в размере 55 млн. грн. и еще 13 млн. реструктуризирует. Спиртзавод продолжает накапливать долги. Создается впечатление, что кто-то положил глаз на высоколиквидное предприятие и целеустремленно ведет его к фиктивному банкротству. Ведь известно, что одна из хорошо отработанных схем недорогой покупки государственных предприятий — процедура банкротства.
2003 год подтвердил предположения — последняя таки началась. А в июле следующего года Ивано-Франковский хозяйственный суд принял решение о санации предприятия. План был близок к завершению, когда Львовский апелляционный суд 24 ноября 2004 года отменил постановление о санации.
Ситуация оставалась неопределенной. С одной стороны, спиртзавод оказался на границе выживания с большими долгами перед бюджетом и бестолковым менеджментом; с другой — в стране изменилась власть, предприятие не приватизировали. Это давало возможность государству, назначив эффективного руководителя, спасти завод и сделать из него наполнителя местного бюджета.
В июле 2005 года на сессии Ивано-Франковского областного совета обсуждалась ситуация на предприятии, и областная администрация начала консультации с концерном «Укрспирт» (в подчинении которого находится завод) по поводу назначения руководителя.
И вот в ноябре директором спиртобъединения, как сказано выше, стал Руслан Гайда. Назначение осуществил председатель концерна «Укрспирт» Александр Сухомлин без согласования с председателем Ивано-Франковской областной администрации. Хотя, в соответствии со ст.36 Закона «О местных государственных администрациях», Сухомлин обязан согласовывать с губернатором кандидатуру руководителя областного государственного предприятия. Обосновывая свое решение, руководство «Укрспирта» сослалось на письмо-просьбу от городского головы Зиновия Шкутяка, хотя мэр Ивано-Франковска к государственной областной администрации, по-видимому, никакого отношения не имеет. Почему руководство «Укрспирта» пошло на нарушение закона в такой, казалось бы, простой ситуации, понять трудно.
Считать это обычной ошибкой еще труднее, если учесть личность нового руководителя предприятия. В Ивано-Франковской области Руслан Гайда не является широко известной персоной, и славу топ-менеджера он не заслужил. Зато известны совершенно иные, непривлекательные страницы его деятельности. В частности, в 2000 году прокуратурой города Калуша в отношении него было возбуждено уголовное дело №196540 по ст. 83 ч. 1 УКУ, которое 09.11.2001 г. вследствие амнистии закрыли.
Безусловно, уголовное прошлое не должно перечеркивать будущее человека, в том числе профессиональное. Напомним, Ивано-Франковская область принадлежит к дотационным областям Украины, поэтому для местного бюджета каждое государственное предприятие имеет огромное значение. На этом фоне назначение Руслана Гайды директором Ивано-Франковского спиртзавода представляется алогичным. К сожалению, логика появляется при упоминании об истории с банкротством предприятия, в точности разворачивавшейся по прекрасно отработанной в нашей стране схеме перевода государственных предприятий в негосударственные руки. Тем более что в Украине началась избирательная кампания. Власть включилась в нее так же, как и оппозиция. Вероятность того, что кто-то в Киеве обратит внимание на небольшое предприятие Ивано-Франковщины, уменьшается пропорционально приближению страны к 26 марта. А там, смотри, иная конфигурация власти и, кто его знает — продолжение процедуры санации завода с дальнейшим переходом его в частные руки.
Конечно, это пессимистический взгляд на судьбу государственных предприятий, но почему-то, учитывая события, происходящие с ивано-франковским спиртзаводом, именно такой сценарий представляется наиболее вероятным.