UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТАНЕТ ЛИ УКРАИНА ИНВЕСТИЦИОННОЕМКОЙ?

Со вступлением в официальные права весны в промышленно-предпринимательских кругах «транзитного ...

Автор: Александр Гуревич

Со вступлением в официальные права весны в промышленно-предпринимательских кругах «транзитного государства» (так квалифицирована Украина в недавнем Послании Президента) снова проснулись надежды на экономический рост. Тем паче, что в упомянутом обращении утверждается, что «для нас не могут считаться достаточными темпы роста, вполне приемлемые для стран со стабильной экономикой». Этот мобилизующий тезис, видимо, и подвиг президента УСПП Анатолия Кинаха собрать 2 марта представителей дипломатического корпуса на предмет интенсификации иностранных инвестиций в реальный сектор «страны с нестабильной экономикой».

Во вступительном слове Анатолий Кириллович изрядно удивил собравшихся, заявив, что в Украине последнее время происходят существенные изменения в сфере интеграции в мировое и прежде всего в общеевропейское хозяйство. Месяц назад автор присутствовал на дискуссии украинских и западных экспертов по поводу стратегии ЕС относительно Украины в контексте трансформации и расширения Евросоюза. В числе экспертов были и глава представительства Еврокомиссии в Украине, и послы Финляндии и Португалии. Так вот на встрече было отмечено, что постановка украинской стороной вопроса о вхождении Украины в ЕС в качестве ассоциированного члена, мягко говоря, преждевременна.

Это стало понятным после январского рабочего визита в Брюссель министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка. Одних намерений и деклараций о стремлении в Европу маловато. От Украины ждут накопления той самой критической массы рыночных преобразований, которой с волнением ожидают разработчики Послания Президента парламенту во имя «создания благоприятного инвестиционного климата». Согласитесь, на фоне неумолимо накатывающегося дефолта по внешним долгам, на фоне лишения Украины права голоса в ООН ввиду неуплаты взносов данное напоминание более чем своевременно.

Возвращаясь ко встрече в стенах УСПП, не могу не отметить одну характерную деталь: судя по внешнему виду и самопрезентации участников, в зале присутствовали в основном дипломатические работники развивающихся стран и государств СНГ с сильным, так сказать, неевропейским акцентом. При этом вопросы также были весьма симптоматичны. Так, представитель Индии сообщил, что его страна хотела бы модернизировать свою металлургическую промышленность с украинской помощью и поэтому его интересует, не намерена ли Украина стать инвестором в развивающихся странах. А представитель Бразилии рассказал, как сотрудники посольства так и не смогли найти в правительстве Украины сектор, с которым можно было бы вести переговоры о расширении экспорта украинских товаров в его страну. Посему он спросил председательствующего, не может ли УСПП помочь в этом деле. Как-никак в ходе визита предприимчивого актива в Бразилию (всего, по данным президента УСПП, в минувшем году было осуществлено 37 визитов в 23 страны), помимо контрактов на 500 млн. долл., было заключено соглашение (одно из 34-х, согласно тому же источнику) о сотрудничестве с зарубежными организациями работодателей.

Думается, эффективность подписанных контрактов прекрасно иллюстрирует вопрос, заданный бразильским дипломатом. Правда, г-н Кинах обнадежил последнего, сообщив, что в структуре УСПП есть департамент международных отношений. Да и в структуре нового секретариата Кабмина «департаментизм» подхвачен и всесторонне развит. Если к этому добавить заключенный 4 февраля между УСПП и МИДом договор о сотрудничестве, то надежды «на внедрение эффективных путей привлечения инвестиций, увеличения экспортного потенциала и конкурентоспособности отечественных производителей на международных рынках» (цитата из пресс-релиза), казалось бы, достаточно весомы. Однако смущает тот факт, что на протяжении восьми с лишним лет независимости многочисленные госструктуры, запрограммированные (см. Послание) на «европейский выбор, приверженность Украины общечеловеческим ценностям, идеалам свободы и гарантированной демократии», так и не смогли уяснить четко проявившуюся тенденцию (она давала о себе знать не только на описываемом мероприятии) — в активных внешнеэкономических связях с Украиной заинтересованы прежде всего азиатские и латиноамериканские страны. И это, судя по всему, далеко не случайно.

О «больших успехах» нашего дипломатического ведомства в экономизации внешней политики говорилось и писалось уже многократно. Теперь же госконторы типа МВЭСТ, НАУРЕИ, Государственного инвестиционно-клирингового комитета и прочих «евроинтеграторов» вошли в нью- функциональный монстр по имени Министерство экономики. Как будут обеспечивать благоприятный инвестиционный климат эти 2,5 тыс. «метеорологов», сказать пока трудно. Его новый глава — Сергей Тигипко — публично в новом качестве появился лишь с изложением «Основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2000 год».

Согласно указу Президента от 23 февраля с.г. «О первоочередных мерах реализации Послания Президента ВР...», инвестиционная стратегия должна быть положена в основу программы деятельности Кабмина. И хотя там есть все — от «ослабления налоговой нагрузки» до «содействия широкому привлечению иностранных инвестиций», не учтено главное завоевание отечественной бюрократии. По мнению большого знатока наших административных нравов — Александра Пасхавера, таковым является «непринятие решения». Я бы еще добавил «неисполнение решения». Ибо когда читаешь, что от сокращения аппарата центральных и периферийных органов исполнительной власти на 19571 сотрудника вместе с 489 легковыми автомобилями (точность-то, а?) в госбюджет-2000 поступит 71,9 млн. грн., что освободившиеся автомобили будут реализованы по договорным ценам подчиненным предприятиям и организациям, а также «автопредприятиям общего пользования для предоставления услуг населению», становится ужасно обидно от того, насколько низко чиновники оценивают умственный потенциал остального «населения».

Назову только одну цифру: автопарк британского правительства включает 25 автомобилей. У нас же после всех усечений центральные исполнительные органы будут обслуживать 249 автомобилей, а местные — 4088. О какой, простите, административной реформе идет речь, если даже автомобильная не получается?

На самом деле, после 1991 года в бывшем Советском Союзе произошла Великая чиновничья революция, когда численность так называемых управленцев возросла в полтора-два раза, причем под вечнозеленым лозунгом «Преодолеем проклятое прошлое!». Сегодня мы его опять преодолеваем и не надо большого ума, чтобы сообразить: результат будет аналогичный. По одной простой причине: в нищей стране невозможно платить чиновнику или депутату соизмеримую с мировыми стандартами зарплату. Но если в «обычных» предприятиях для таких случаев существует «черная касса», то в госучреждениях та же процедура осуществляется с помощью всевозможных льгот и привилегий.

Однако по причине того, что, по словам г-на Кинаха, «продолжение связей с МВФ есть основа интеграции Украины в мировую экономику», приходится издавать указы «Об усовершенствовании деятельности государственных органов, работы государственных служащих и повышении эффективности использования бюджетных средств», «О повышении эффективности государственной службы» и т.д. и т.п. Их idee-fixe — «изучить вопрос по замене льгот, предусмотренных законодательством для народных депутатов Украины, госслужащих, судей, прокурорских и других работников органов государственной власти... соответствующим повышением зарплаты». То есть, пусть «госджентльмены» и «госледи» ездят на такси, арендуют и покупают квартиры, платят за улучшенное лечение и образование. Как выражались испанские республиканцы, no pasaran! Попытка унять чиновничество в советской истории предпринималась дважды: при Хрущеве и Горбачеве. Их судьба известна. Ну а Леонид Данилович на Герострата вроде бы не похож. Видимо, это хорошо понимали участники мартовской встречи с представителями дипкорпуса и потому дружно отправились продолжать общаться в неформальной обстановке.