UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спорный корейский вариант

На крупнейшем украинском нефтеперерабатывающем предприятии «Укртатнафты» Кременчугском НПЗ спешат заключить подозрительную сделку на 1,7 млрд...

Автор: Артем Мельник

На крупнейшем украинском нефтеперерабатывающем предприятии «Укртатнафты» Кременчугском НПЗ спешат заключить подозрительную сделку на 1,7 млрд. долл. по модернизации предприятия совместно с южнокорейской корпорацией LG International Corp. Сомнения специалистов по этому поводу обоснованны. Ведь в настоящий момент Конституционный суд рассматривает иск 52 народных депутатов о законности прошлогоднего указа Леонида Кучмы о передаче госпакета акций «Укртатнафты» (43% уставного капитала) из собственности государства в уставный фонд НАК «Нефтегаз Украины». К тому же депутаты намерены инициировать проверку законности приватизации предприятия.

При таких обстоятельствах, согласитесь, затевать возню вокруг международного займа на 1,7 млрд. долл. абсолютно нереально. Ни один серьезный банк или инвестиционная компания не дадут денег для предприятия, которое не сегодня-завтра может поменять акционеров. А если и дадут, то на очень невыгодных условиях.

Предварительное соглашение с южнокорейской корпорацией подписали в январе три известные в Украине личности — бывший глава «Нефтегаза» Юрий Бойко, его протеже, нынешний председатель правления «Укртатнафты» Сергей Глушко и вице-премьер Татарстана, председатель наблюдательного совета компании Равиль Муратов.

Кременчугский НПЗ, принадлежащий совместному украинско-татарстанскому предприятию ЗАО «Укртатнафта», обеспечивает около 30% украинского топливного рынка. В настоящее время производственные мощности предприятия загружены всего на треть. В 2004 году завод переработал 6,7 млн. тонн нефти при проектной мощности 18 млн. тонн.

Основные перспективы предприятия связаны с реконструкцией, которая позволит довести качество выпускаемого топлива до европейских стандартов. Не обойтись и без внедрения новых технологий, позволяющих увеличить глубину переработки нефти и улучшить экономические показатели работы предприятия.

Однако очевидно, что неуместно проводить презентацию крупномасштабных инвестиционных проектов на предприятии до решения Конституционного суда по иску парламентариев относительно легитимности прошлогоднего указа Леонида Кучмы о внесении госпакета акций предприятия в уставный фонд НАК «Нефтегаз Украины». Не решен еще и вопрос в Кабмине о пересмотре условий приватизации предприятия.

Соглашение с южнокорейской корпорацией вызывает множество вопросов. Прежде всего в нем не предусмотрены открытые тендеры на этапы работ, как того требует мировая практика. Все заказы будут распределяться через келейные соглашения, проверить которые не смогут акционеры компании, в том числе правительство Украины. Таким образом, появляется опасность существенного завышения стоимости работ.

В документе нет гарантий акционеров компании, правительств Украины и России по поставкам нефти на завод. А ведь если нефти будет недостаточно для загрузки модернизированных мощностей и компания не сможет расплатиться с кредиторами, все нефтеперерабатывающие установки, по условиям договора, перейдут в собственность кредиторов.

По заключению экспертов, проект не соответствует международным стандартам и принципам взаимовыгодного и ответственного международного сотрудничества. Трудно сказать, на что рассчитывают его инициаторы. Может быть, на то, что в суматохе переходного периода премьер Юлия Тимошенко не станет разбираться в деталях, а одобрит проект как крупнейшую инвестиционную сделку в Украине. Тогда через год-другой может выясниться, что деньги исчезли неизвестно куда, а на бюджете повиснет очередной миллиардный долг, как это не раз бывало в нашей истории.