UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спасение авиаторов в руках «чужих» регуляторов?

Конец августа ознаменовался двумя неприятными событиями для украинских авиаперевозчиков. Бюджетный авиаперевозчик Germanwings огласил результаты первых 100 дней работы на линии Кельн—Бонн—Киев...

Автор: Андрей Лазаренко

Конец августа ознаменовался двумя неприятными событиями для украинских авиаперевозчиков. Бюджетный авиаперевозчик Germanwings огласил результаты первых 100 дней работы на линии Кельн—Бонн—Киев. За это время он достиг загрузки посадочных мест на 80%. Почти одновременно с этим была опубликована директива Еврокомиссии, содержащая перечень авиакомпаний, которым необходимо снизить объем выбросов углекислого газа в атмосферу. Это было сделано в рамках подготовки к введению в ЕС системы квотирования совершаемых самолетами выбросов, вступающей в силу с 2012 года.

Выход на украинский рынок второго (после компании WizzAir) бюджетного авиаперевозчика Germanwings, продающего билеты в диапазоне цен от 20 до 150 евро (при средней 75) в условиях переориентации основного потока пассажиров на экономию транспортных расходов, уже принес потерю прибыли для украинских перевозчиков, летающих в Европу.

Украинским авиакомпаниям, учитывая падение продаж, придется изыскивать средства на модернизацию флота. Им необходимо снизить выбросы углекислого газа в атмосферу до 2012 года. Иначе они не смогут претендовать на бесплатную квоту на выбросы, а злостным неплательщикам и вовсе запретят летать в Европу.

До 1 сентября отечественные авиакомпании должны были предоставить европейским авиарегуляторам информацию о выбросах и план действий по введению системы их мониторинга. При этом каждый украинский оператор закреплен за регулятором страны ЕС, в которую совершает больше всего полетов: «Международные авиалинии Украины» — за Австрией, «Аеросвіт» и «Донбассаэро» — за Грецией, Windrose — за Италией и т. д.

Мониторинг выбросов CO2 авиалайнерами продлится с 1 января по 31 декабря 2010 г., и авиаперевозчикам, не выполнившим условия нового законодательства, временно запретят полеты в ЕС.

Эксперты считают, что запретят полеты лишь тем, кто будет уклоняться от оплаты квот и штрафов из-за финансовой несостоятельности. Большинство же крупных авиакомпаний, которым придется оплачивать квоты, и, в первую очередь, бюджетные, от введения квот только выиграют. Ведь требования ЕС являются стимулом не только к модернизации устаревшего флота, но и к снижению общих затрат на пассажирокилометр.

К сожалению, большинство затрат многих украинских перевозчиков, которым сложно конкурировать с бюджетниками по ценам, не связано с топливом, а привязано к украинским экономическим реалиям и в условиях кризиса вряд ли может быть минимизировано. Единственный выход для отечественных авиаперевозчиков — получить максимальное количество бесплатных квот, для чего следует активизировать диалог с европейскими авиационными властями. Чем больше удастся получить бесплатных квот, тем менее финансово обременительным будет введение новых правил. По данным экспертов, решение о предоставлении таких квот будет зависеть от многих факторов, в том числе от возраста самолетного парка. Бесплатные квоты могут составить не более 80—85% от объема. Если же авиакомпания их вообще не получит, ей придется оплачивать выбросы в полном объеме, а стоимость квоты на тонну топлива в сегодняшних ценах составит 45 евро. Как следствие — рост стоимости билетов, падение спроса на услуги и потеря рынка.