UA / RU
Поддержать ZN.ua

СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖЕР (ПОПЫТКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА)

Что такое бизнес? Бизнес - это метро. Правда, в Америке - это эскалатор. Он уверенно поднимается вверх, когда на него встали, но кто-то может и соскользнуть...

Автор: Геннадий Андрощук

Что такое бизнес? Бизнес - это метро. Правда, в Америке - это эскалатор. Он уверенно поднимается вверх, когда на него встали, но кто-то может и соскользнуть. У нас же бизнес - это перрон, где все стоят и ждут, когда подойдет поезд, чтобы вскочить в свой вагон. Кто не успел, остается на перроне ждать следующего поезда. Почему? Да потому что издаются различные указы, постановления, разрешающие-запрещающие, и здесь кто стал первым, тот уходит в «отрыв». Это сравнение принадлежит человеку, который успел «сесть» в свой вагон лет пять назад и теперь едет в набирающем скорость поезде. Позади остаются станции, полустанки с заманчивыми названиями, а он все едет и пока не собирается не только выходить, но даже замедлять его движение.

Можно ли «нарисовать психологический портрет» среднестатистического руководителя нашего крупного государственного предприятия? Судя по данным многочисленных исследований, представители этой категории отличаются инертностью, консерватизмом, проявляют предубеждение против новаторства, полагаются на апробированные старые способы действия, предпочитают устоявшиеся формы поведения и критерии оценки жизненных явлений, старые виды досуга, стиль одежды, избегают самовыражения; чтят авторитеты, общепринятые нормы и распространенные мнения; предпочитают солидность во всем и основательность; стараются избегать открытых столкновений мнений и готовы на мирные компромиссы.

А имеются ли такие данные о наших бизнесменах, и чем вообще отличаются люди, открывающие свое дело и преуспевающие в нем? Такие данные получены в совершенно независимых исследованиях. И что очень важно, выводы эти сходны не только между собой, но и с подобными сообщениями в западных источниках. Бизнес, как и всякое другое дело, отбирает людей вполне определенного склада. Социологи подсчитали, например, что только 6 проц. людей могут быть предпринимателями.

Нас всех долго убеждали в том, что инженерами (музыкантами, врачами, руководителями) не рождаются - ими становятся. А так ли это? По поводу музыкантов и актеров уже мало кто будет спорить - ими рождаются. А как с бизнесменами? Вот Святослав Федоров, например: выдающийся врач, изобретатель, бизнесмен, политический деятель даже! За что ни берется, во всем преуспевает. Дар Божий? Да, дар.

И действительно, за самостоятельное дело сейчас берутся люди самого разного возраста, не потерявшие способности играть и вкус к риску. Как правило, это отнюдь не середнячки в каком-то другом деле. Предпринимательство для них не спасительная соломинка, даже не способ добиться материального благополучия, а образ жизни, возможность расширить сферу своего творческого влияния на жизнь. Узость цели и ограниченность взглядов даже самому предприимчивому не позволят создать ничего интереснее источника кратковременного извлечения прибыли.

Потенциально бизнесмена должны отличать здоровье, энергичность, работоспособность, цепкая память, умение быстро воспринимать и классифицировать детали ситуации, в целом устойчивый оптимистический фон настроения, твердость и целеустремленность, хорошие волевые качества и способность сохранять самообладание, инициативность, высокий уровень побуждения к действию и достаточная устойчивость этого побуждения, готовность к риску с некоторой степенью здорового авантюризма, гибкость мышления и широта взглядов.

Как видим, предъявляемые требования довольно жестки. Какие же типы, категории предпринимателей появились на дорогах отечественного бизнеса?

Прежде всего, это люди старше 45 лет, прошедшие школу командно-административной системы. Затем - люди до 45 лет, прошедшие школу фарцовки, черного рынка. У них, конечно, есть определенные недостатки, но они тоже должны работать. И наконец, самая основная категория. Если она будет потеряна, то будет потеряно все. Это новое поколение молодых людей, ничем еще не испорченное. Если не отправить сейчас лучших из них на год-два для учебы на Запад, то наше движение вперед надолго затормозится. Еще одна категория - это военные, офицерский корпус. Наименее коррумпированная часть общества. Это сравнительно молодые люди, уходящие сейчас «на гражданку». Они имеют основательную социальную подготовку, опыт организаторской работы и очень дисциплинированны. То есть, у них есть как раз основа, столь необходимая для предпринимательской деятельности. Если дать им хороший бизнес-тренинг, то многие из них смогут стать настоящими бизнесменами.

Особый отряд представляют западные менеджеры, готовые арендовать или покупать предприятия, привлекать зарубежные инвестиции. И еще одна категория деловых людей, которую не следует сбрасывать со счетов: это женщины. Они обладают большим творческим потенциалом и могут превзойти мужчин во многих сферах бизнеса.

Каков же из себя сегодня наш бизнесмен? Думаю, вопрос не праздный. На смену каменному веку дорыночной суеты идет бронзовый век налаживания рациональной экономики, а там, глядишь, - серебряный, золотой... И те, кто сегодня нервно толкутся в исполкомах, регистрируя свои великия, малыя и прочия предприятия, могут послезавтра стать истинными хозяевами страны. Таково мнение специалистов: политические и культурные приоритеты всегда определяются капиталом и собственностью.

Хорошо было бы представить новых бизнесменов наследниками по прямой Демидовых, Терещенко, Морозовых и Мамонтовых: умных, величественных, с твердокаменным купеческим словом и щедростью истинных меценатов... Да откуда взяться таким? Хозяйственные реформы первых лет перестройки породили совершенно новую, непреемственную группу людей, чьей жизненной необходимостью стало «обращение» из совслужащего в бизнесмена.

Происходит это по-разному. Иногда человек, видя несоответствие своего потенциала служебному прозябанию, основывает «свое дело». Так, я знаком со многими изобретателями, которые в конце концов оставили свои КБ, стали руководителями малых предприятий и «расправили крылья». Нередко человека с репутацией хорошего специалиста приглашают уже в сформировавшуюся фирму. Реже «меняет кожу» целый коллектив - и тогда разные люди примеряют на себя цилиндр бизнесмена. До сих пор у нас нет техникумов или вузов, где в полном объеме прививалась бы культура экономической деятельности - от искусства составления документа до норм делового этикета. Поэтому противоречивая практика людей, «диалектику учивших не по Гегелю», породила несколько основных типов стихийно сложившихся предпринимателей.

Хочу сразу предупредить: эти типы охватывают отнюдь не всю армию наших отечественных бизнесменов и стоят вне какой-либо научной классификации. Речь идет об умозрительном группировании в результате наблюдений - и не более того. Итак,

Дилетант - наверное, самый распространенный типаж. Это бизнесмен, который стал таковым без какого бы то ни было предшествующего экономического опыта. Биографически Дилетант - бывший журналист, комсомольский, советский (а то и партийный) работник, экс-преподаватель, экс-аспирант, экс-спортсмен... Это не порок, а скорее достоинство - наличие политического или организаторского, исследовательского опыта очень помогает в принятии решений и общении с людьми. Ахиллесова пята Дилетанта - желание компенсировать недостаток знания законов и практики активностью действий.

Дилетант может предстать перед вами энергичным, открытым, не без вкуса одетым человеком, подчас с отменной репутацией в «прежнем воплощении». Цитируя Форда, Карнеги и газеты «Деловой мир», «Бизнес», «Коммерсантъ», он легко докажет вам выгодность и простоту предлагаемой сделки. При этом может оказаться, что Дилетант не представляет некоторых аспектов.

Дилетант - это не столько тип бизнесмена, сколько этап в его развитии. Дилетант может вырасти в любой из описываемых мной видов предпринимателя. И все же, пока он Дилетант - будьте настороже. Будьте внимательны к любым проявлениям излишней уверенности, чрезмерной компетентности. Обращайте внимание на чересчур детально проработанные проекты: они всегда дальше от реальности, чем приблизительные. И ради Бога, пропускайте мимо ушей небрежные упоминания известных фамилий - если бы тот же Фокин или Масол знали, сколько у них «правых рук», то сочли бы себя Шивами.

Но пусть ваша бдительность по отношению к кипучей энергии Дилетанта не перерастет в подозрительность или презрение. Ведь все мы по большому счету Дилетанты, начиная с премьер-министра и кончая секретаршей.

Перекупщик - это бизнесмен, специализирующийся исключительно на коммерции. Поскольку «чистая коммерция» находится по сей день под сильным налоговым и юридическим гнетом, Перекупщик неумело маскирует свое лицо. При заключении договора он будет именовать свою фирму «производителем», товар «продукцией». Но стоит навести справки - и окажется, что его «продукция» еще не миновала чужих заводских ворот или далекой таможни.

Перекупщик вынужден жить от операции до операции, у него не может быть далеко идущих перспективных планов. Это накладывает отпечаток на личность: Перекупщик старается «рвать цветы, пока цветут», потреблять, пока есть на что. Фирма Перекупщика устанавливает «приличную» зарплату, тратит недолговечные деньги на подержанные «тойоты» и видики.

Это не вина, а скорее беда - производственных инвестиций нет, будущее туманно... Но все же трудно относиться без иронии к установке: «Гуляй, купечество!» Стремление «проесть» как можно больше средств, жажда потреблять ворохами валютный ширпотреб сродни мотивациям испуганного соотечественника, хватающего с прилавков любой товар. Впрочем, это дело вкуса: один гражданин вложит круглую сумму в новое предприятие, другой - купит «Ниссан Супердизель», разобьет о первый столб, выйдет и пойдет зарабатывать дальше...

Как видите, Перекупщиком становится человек с достаточно простым экономическим мышлением. Это не стратег, не организатор, не новатор, но при этом обладатель завидной хватки. В общении Перекупщика выдает этакая вальяжность, кожанка или варено-спортивный костюм, нарочитая небрежность и лексикон: «бешеные бабки», «баксы», «прокрутить», «прокачать», «дать на лапу»; «толкнуть», «кусок» и т. п.

Следующий вид - Ездок. Не скажу, что испытываю острую симпатию к людям, критерием успеха для которых является частота и продолжительность загранкомандировок. Впрочем, это опять же не их вина: сам наш убогий образ жизни направляет человеческую активность на прорывы «за бугор», где есть на что подивиться и есть чем отовариться.

Ездоки, как правило, рождаются и плодятся в отделах внешнеэкономических связей крупных предприятий. Такие отделы начали создаваться после принятия постановления правительства, давшего предприятиям внешнеэкономическую самостоятельность. Должность завотделом или зама по ВЭС стала, как правило, «блатной»: директор назначает своего, охочего до загранпоездок любимца, а он формирует свой штат из кандидатов в ездоки.

Ездок избирателен в своих контактах: он довольно пассивен в отношениях с НПО, СП, МП, кооперативами и оживляется, встретив иностранного предпринимателя - пусть залетного, мелкого, «непрофильного». Тут же активизируются переговоры, сдобренные сувенирами и декалитрами спиртного. Успешное завершение - вызов на переговоры «туда». Апофеоз - отрыв лайнера от взлетной полосы в Борисполе или Шереметьево-2. Целесообразность контракта, его выгодность для украинского партнера, естественно, отходят на второе место...

Я не хочу казаться большим патриотом, чем я есть, но факт очевиден - наличие Ездоков приносит Украине определенный ущерб. Ущерб исчисляется сотнями тысяч долларов упущенной выгоды. Ущерб дополняется случаями банального подкупа. Ущерб имеет моральную сторону - дельные специалисты, глядя на Ездоков, теряют веру в справедливость и самих себя. Но хочу обратить внимание. Ездоки плодятся столь интенсивно во многом потому, что альтернативой зачастую им выступает еще менее симпатичный тип бизнесмена. Например, Монополист.

Монополист - это предприниматель, основным мотивом поведения которого является простой, как огурец, факт: он «сидит на дефиците». В роли Монополиста могут выступать директора заводов, выпускающих позиции, пользующиеся особым спросом. Да простят меня Боссерт и другие светлые личности, но, по моему разумению, равноправные отношения с автозаводом сегодня ирреальны (если ты не его плановый поставщик). В весьма привилегированном положении пока что находятся руководители полиграфических предприятий, «сидящие» на гарантированных поставках бумаги и печатных мощностях. Монополист может предстать железнодорожным чиновником, работником госстраха, директором издательства, управляющим строительным трестом...

Примеры можно продолжать до бесконечности. Сочетание государственной собственности и дефицита порождают бизнесменов-монополистов в самых разных отраслях.

Чудовищно то, что Монополист вообще ни в чем не заинтересован, если отдает вышестоящей инстанции почти всю прибыль. В этом случае Монополист - сонный тип, равнодушный к наилучшим деловым предложениям. Но если Монополиста «перевели на хозрасчет», это может обернуться для вас только худшими последствиями.

Твердо ощущая свою монополию, Монополист будет вас беззастенчиво обирать. Например, вы - автор и пришли издать на коммерческих началах книгу в единственном местном издательстве.

Монополист-директор поставит условия: бумага ваша, сбыт ваш, расценки работ договорные. И еще намекнет на туманную зависимость успеха вашего издания от возможности приобретения импортной видеотехники... Другой Монополист, зная, что вы представляете предприятие-экспортера, на пороге встретит вас безапелляционным: «Оплата только в инвалютных рублях первой категории!» А оплата, как вы догадываетесь, за более чем купонные товары или услуги.

Я не хотел бы отвлекаться на рассуждения о взаимосвязи монополизма и государственной собственности. Несомненно, что Монополист как тип - прямой продукт гос- и партмонополии. Ибо невозможны КООП- или СП-монополия, и кураж Монополиста частенько смахивает на истерику обреченного...

Помимо описанных выше, есть более специфические типы людей бизнеса.

Например, Человек-Таксометр. Это не самостоятельный предприниматель, а клерк, столь высоко оценивающий свои услуги, что не предлагает их, а продает, не торгуясь и набивая себе цену.

Помню одного Человека-Таксометра. Он зашел ко мне в кабинет и скромно представился: «Я мЭнЭджер». Слово «акадЭмия» он также произносил с турецким акцентом.

Если бы я поверил его словам, то сразу бы принял его работать Самым Главным Начальником с Особой Оплатой Услуг - способен на все, все директора у него в приятелях, все базы снабжения ему распахнуты настежь... Но я, естественно, не поверил ничему. Во-первых, кабы мой абитуриент был таков, то не просил бы о месте, а руководил бы солидной фирмой. Во-вторых, приличный менеджер никогда не бывает Человеком-Таксометром, ибо обладает здравым смыслом: надо сначала показать себя в деле, а потом поразмыслить, как оценить экономический подвиг.

Есть не типы, а типичные представители эволюции предпринимателей, например Бизнесмен-Дегенерат. Это определение относится не к умственным способностям, а к изменениям, происходящим с личностью. Одну дегенерацию я наблюдаю сейчас, а другую имел возможность видеть от начала до конца. Руководитель новообразованной фирмы показал себя энергичным и целеустремленным человеком. Его обаяние позволяло быстро достигать выгодных соглашений, его демократизм и добродушие собрали отличную «команду» - классных специалистов и просто порядочных людей. На шефа смотрели не снизу вверх, но с легким дружеским восхищением.

За считанные месяцы фирма от папки с документами выросла до высоты прекрасного административно-производственного комплекса, обросла сервисными участками, складами, автопарком... Рука вчерашнего дебютанта начала распоряжаться судьбами десятков людей, большими средствами и ценностями. Он присмотрелся к себе - не слишком ли я прост? И выстроил кабинет с тамбуром и приемной, где расположилась секретарша - глупая, склочная, но лично преданная особа. Вчерашние друзья-коллеги стали ждать очередь на прием. Личный шофер, он же телохранитель, отнюдь не на «Жигулях» днем и ночью возил его куда прикажут, включая рынок, сауну, магазины. Коллегиальные обсуждения планов сменились директивами.

Дальше - больше. Переоценка самого себя переросла в легкую форму мании величия с непременными ее симптомами: прожектерством и подозрительностью. Директор стал направо-налево раздавать громкие обещания, не подкрепленные реальными ресурсами.

Партнеры стали один за другим отворачиваться от предприятия и его несостоятельного руководителя. Он начал искать вокруг себя врагов и, естественно, их находил. И начал помаленьку увольнять. Атмосфера команды сменилась нервозным духом камеры смертников: кого выведут следующим?

Ну право же, как не назвать этот процесс дегенерацией?! Из активного, современно мыслящего и демократичного предпринимателя наш герой превратился в заурядного госдиректора. Правление фирмы отказалось от услуг этого руководителя. Сегодня он руководит другим, вновь созданным предприятием. Будем надеяться, что он не повторяет прежних ошибок.

А есть ли «свет в окошке»? Сложился ли тип украинского предпринимателя, во всех отношениях достойного? Думаю, еще нет. Рано. Нет отечественной, нет украинской школы бизнеса. Нет закрепленного десятилетиями кодекса деловой этики. Нет экономических предпосылок ликвидации монополизма и «выездной болезни». Нет громких судебных прецедентов наказания недобросовестных партнеров - уголовщина и многомесячные арбитражные тяжбы не в счет.