Развитие внешнего сотрудничества, в частности в энергетической сфере, является чрезвычайно важным фактором функционирования экономики Украины. Концептуальная неопределенность и низкий уровень организационно-экономической работы внешнеполитических структур в области международного сотрудничества Украины в энергетической сфере мешают украинским предприятиям наладить плодотворное сотрудничество с другими странами. Неэффективное сотрудничество с Россией — основным партнером Украины в энергетической сфере — стало поводом, хотя и формальным, для изменения руководства украинского внешнеполитического ведомства.
На сегодня не только в национальном сознании украинского народа, но даже на государственном уровне не закреплены и не разработаны национальные интересы и соответствующие угрозы национальным интересам, основные геополитические приоритеты и стратегические партнеры. Из полутора десятка стран, с которыми Украина задекларировала стратегическое партнерство, почти у половины нет общих с Украиной интересов, а сотрудничество в политической и экономической сферах с большинством из них имеет весьма незначительный уровень. Поэтому можно утверждать, что на сегодня Украина не имеет стабильных стратегических партнеров среди стран мира. Создание условий для постоянного и эффективного сотрудничества во всех сферах и поиск стратегических партнеров — важные для Украины вопросы в период становления государства.
Противоречие между нали- чием собственных энергоресурсов стран и потребностями в них, исчерпываемость запасов топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и рост масштабов экологических проблем, связанных с их добычей, транспортировкой, переработкой и потреблением, предопределяют тенденцию к обострению энергетических вопросов в жизнедеятельности человечества, каждой отдельной страны. Вследствие этого борьба за владение энергоресурсами, за право их транспортировки, за влияние на рынок энергоносителей стала сегодня важнейшим фактором реализации интересов государств мира, их политического поведения, базой политических и экономических союзов и даже источником международных конфликтов.
Украина относится к энергодефицитным странам, поскольку за счет своих источников ТЭР она удовлетворяет свои потребности лишь на 47—49%. Собственная добыча покрывает 10—12% потребности в нефти и 20—25% — в природном газе. И от того, как будет развиваться мировая геополитическая и геоэкономическая ситуация в энергетической плоскости, в значительной степени будут зависеть условия функционирования экономики и ТЭК Украины.
В условиях почти полной зависимости от поставок энергоносителей из России меры по диверсификации источников их поступления, прежде всего природного газа и нефти, должны рассматриваться как ключевой элемент обеспечения национальной безопасности государства и создания условий для устойчивой работы и развития ТЭК. Это требует неотложной разработки концепции долгосрочной энергетической политики Украины, краеугольным камнем которой должны стать меры по диверсификации.
Многовекторность украинского внешнеполитического курса в последнее время вызывает много нареканий как за рубежом, так и в самой Украине. В энергетической сфере ее трактуют еще более неадекватно, для чего есть определенные основания. Так, представители крайних партий выступают или за немедленное отсоединение от российских газонефтепроводов и за сотрудничество только с европейским и мировым сообществом, или наоборот — за движение в кильватере российской политики в надежде получить дешевые энергоносители. Результирующая нескольких равных, но противоположно направленных векторов, как известно, равна нулю. То есть внешнеполитический курс не должен быть заполитизированным и направляться только на Запад или только на Россию. Принятие государственных решений должно осуществляться только с учетом их соответствия национальным интересам Украины на основе международного права и экономической целесообразности. Такая прагматическая направленность и должна стать основным вектором украинского внешнеполитического курса.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ТЭК
Украинский ТЭК, с учетом существующих мощностей, имеет большой экспортный потенциал. Кроме традиционно высокого уровня предоставления транспортных услуг, сегодня этот потенциал используется крайне неудовлетворительно. Важнейшим звеном нефтегазового комплекса Украины являются нефте- и газотранспортная системы, обеспечивающие транспортировку энергоносителей потребителям Украины и выполняющие транзитные поставки российских газа и нефти в страны Центральной и Южной Европы.
Трубопроводный транспорт. Услуги украинского газонефтепроводного транзитного транспорта остаются на долгосрочную перспективу важным элементом экспортного потенциала страны. Благодаря выгодному географическому расположению Украины — на перекрестье торговых дорог между Европой и Азией — транзит энергоносителей играет важную роль в ее экономике и имеет значительный потенциал для увеличения объемов грузоперевозок. Важно также учитывать «транзитный» фактор как весомый источник укрепления экономики и, соответственно, укрепления независимости Украины за счет интеграции в экономику стран СНГ и Европы.
За последние несколько лет наметились тенденции к уменьшению объемов транспортировки энергоносителей трубопроводным транспортом Украины вследствие разработки Россией стратегии обхода украинской территории.
Тревожным симптомом для Украины стало заявление президента Еврокомиссии Р.Проди о строительстве газопровода через Польшу и Словакию, учитывая их стремление в ЕС, с целью уменьшения прохождения транзитного российского газа по украинской территории на 16 млрд. куб. м в год. Поддержка этого предложения руководителями отдельных стран, чиновниками ЕС и менеджерами нефтяных компаний свидетельствует об их озабоченности несанкционированным отбором Украиной российского газа. Это не имеет никакой политической подоплеки и не является поддержкой «коварных» планов России. Поскольку, например, в прошлом году (конец ноября 1999 г.) в результате несанкционированного отбора Украиной российского транзитного газа, предназначенного Турции, давление газа в ее трубопроводах упало на 40%. Вследствие этого остановились три мощные электростанции, что привело к массовым отключениям промышленных предприятий в крупных городах Турции.
В условиях жесткой конкуренции в сфере транзита эффективная таможенная политика и суровое соблюдение подписанных Украиной международных соглашений и договоров должно способствовать привлечению транзитных потоков.
Газопроводный транспорт. Газотранспортная система (ГТС) Украины — одна из мощнейших в Европе после российской. Ее ежегодная пропускная способность составляет 290 млрд. куб. м на входе ГТС и 170 млрд. куб. м на выходе. Объемы транзитного газа в 1999 г. составляли 119 млрд. куб. м.
Важным направлением сотрудничества с Россией является расширение транзитной сети экспортирования российского газа. Перспективными проектами, с точки зрения увеличения пропускной способности ГТС, являются строительство компрессорных станций на магистральном газопроводе Торжок—Долина и строительство газопровода Тальное—Ананьев—Измаил. Выполнение инвестиционных проектов по расширению ГТС позволит увеличить транзит газа в Европу почти на 50 млрд. куб. м.
Для предотвращения уменьшения объемов (и для его увеличения в дальнейшем) транзита газа из России необходимо учитывать ее интересы в области эксплуатации украинской газотранспортной системы. Одним из вариантов такой совместной деятельности могло бы стать создание транснациональной газотранспортной компании (с целью приватизации ГТС), в которую вошли бы: Украина (не менее 50% плюс одна акция), Россия и стратегический инвестор. Наличие третьей стороны (нефтяная ТНК) обеспечит: поступление средств на реконструкцию и модернизацию; исключение возможности принятия экономически нецелесообразных решений из политических соображений; привлечение украинских предприятий и специалистов к международным проектам; прозрачность газового бизнеса и переход на денежные расчеты; повышение уровня управления системой; уменьшение энергозатрат при эксплуатации системы; погашение долгов России за потребленный газ и т.п.
Расширение украинской газотранспортной системы и ее приватизация не разрешат полностью проблему стабильного обеспечения Украины газом без диверсификации источников его поступления. Очень важно наладить нормальные отношения с РФ для транспортирования газа из Туркменистана, Казахстана и Узбекистана через российскую территорию. Без улучшения отношений с Россией стабильные и экономически целесообразные поставки газа из этих стран невозможны, несмотря на подписание каких-либо соглашений с ними. Во-вторых, крайне необходимо уже в ближайшее время создать международные консорциумы для привлечения средств на финансирование крупными нефтяными ТНК и мировыми финансовыми донорами проектов транспортировки газа в Украину из Норвегии (через Польшу), Ирана (через Армению, Грузию и Россию или через Турцию, Болгарию, Румынию), Азербайджана (через Турцию), поставок сжиженного природного газа из Прикаспийских стран при условии получения низкотемпературных технологий и оборудования. Украина самостоятельно не способна реализовать подобные диверсификационные проекты из-за их высокой стоимости.
Нефтепроводный транспорт. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 4 тыс. км с общей мощностью по приему нефти 125 млн. т в год, по транзиту — 65 млн. т в год; протяженность нефтепродуктопроводов — 4,5 тыс. км. Общие объемы транзитной транспортировки нефти стабилизировались и в 1999 г. составили почти 60 млн. т.
Как известно, еще в прошлом году Россия признала целесообразным строительство ветви нефтепровода Суходольная—Родионовская в обход Украины, что может уменьшить объемы транзита нефти.
Поставки нефти на НПЗ Украины. Основными поставщиками нефти в Украину являются Россия и Казахстан (в 1999 г. для НПЗ Украины поставлено нефти: из России — 8,5 млн. т, из Казахстана — 1,37 млн. т). Объемы поставок нефти из Казахстана зависят от выделяемых Россией квот на транспортировку по своей нефтепроводной системе. За восемь месяцев 2000 г. на НПЗ поступило 4,8 млн. т нефти, что составляет лишь 56% от прошлогодних поставок (1,68 млн. т — собственная добыча, 2,09 млн. т — из России и 1,08 млн. т из Казахстана). Загруженность нефтью украинских НПЗ составила 13,5% против 22% в прошлом году.
Для обеспечения украинских НПЗ нефтью важнейшей задачей должно стать решение проблемных вопросов с той же Россией. В течение последних лет РФ постоянно увеличивала ставки вывозной таможенной пошлины на нефть. При этом, в соответствии с российским законодательством, компаниям, экспортирующим нефть в Украину, не возмещается НДС. 30 сентября текущего года российский премьер-министр М.Касьянов подписал постановление об очередном повышении ставок экспортной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты: таможенная пошлина на нефть уже составляет EUR34 за 1 т (сейчас EUR27 за 1 т), на дизтопливо — EUR32 (сейчас EUR25), на мазут — EUR27 (сейчас EUR20).
В таких условиях Украине необходимо диверсифицировать источники поступления нефти. Проблему диверсификации источников нефти следует разрешать, в отличие от проблемы поставок газа, в более широком аспекте, с учетом состояния НПЗ (глубины переработки нефти) и конкуренции при импорте нефтепродуктов из России, Беларуси, Литвы, Азербайджана, Болгарии, Греции.
Географическое расположение Украины теоретически позволяет задействовать разнообразные источники поставки нефти, а именно: Азербайджан, Казахстан, страны Ближнего и Среднего Востока и другие. Но экономическую целесообразность поставок нефти определяют транспортные расходы и глубина переработки нефти на украинских НПЗ.
Одним из наиболее реальных путей интеграции Украины в общеевропейский рынок нефти является создание Евроазиатского нефтетранспортного коридора Баку—Супса—Одесса—Броды—Европа (ЕАНТК), благодаря которому можно транспортировать каспийскую нефть в Украину и дальше в другие европейские страны. Решающим рычагом влияния для привлечения каспийской нефти к украинскому транзитному маршруту являются низкие транзитные тарифы и сохранение качества нефти.
По мнению экспертов, наиболее экономически привлекательным для Украины является маршрут от Бродов и дальше по существующему нефтепроводу «Дружба» непосредственно к НПЗ стран Европы, с дальнейшим выходом на порт Омишаль (Хорватия) на Адриатическом море. Этот порт может принимать танкеры дедвейтом до 0,5 млн. т (в 3—4 раза больше, чем порты Балтии и Черного моря), что позволяет осуществить межконтинентальные перевозки нефти в США.
К сожалению, в ближайшие несколько лет перспективы успешной реализации проекта ЕАНТК имеют достаточно низкую вероятность, то есть выполнение проекта может значительно задержаться. Во- первых, отсутствуют конкретные договоренности (соглашения и договора) относительно обеспечения необходимых объемов нефти, закупки транзитной нефти и относительно строительства связующих трубопроводов вне пределов территории Украины. Во-вторых, в ближайшие пять лет ни одна отдельно взятая Прикаспийская страна не в состоянии обеспечить украинский нефтепровод нефтью в объемах, которые позволили бы рентабельно его эксплуатировать. В-третьих, проект не имеет достаточного финансирования, в самой Украине до сих пор продолжаются споры относительно его целесообразности. В-четвертых, существуют конкурентные маршруты прокладки нефтепровода, имеющие значительные преимущества — менее протяженный маршрут через Иран; проект Баку—Джейхан, поддерживаемый США, несмотря на его значительные недостатки. Следует отметить, что кандидат в президенты США Дж.Буш считает политику администрации президента США Б.Клинтона в Каспийском регионе относительно направления каспийской нефти в турецкий Джейхан ошибочной.
Таким образом, реализация проекта ЕАНТК может решить стратегический вопрос как диверсификации транзитных маршрутов, так и диверсификации поставок нефти на НПЗ Украины. В связи с чем нужно срочно решить вопрос с заинтересованными странами относительно: подписания соответствующих договоров с компаниями, добывающими и покупающими нефть, и межгосударственных соглашений со странами—экспортерами и импортерами нефти; строительства соединительных трубопроводов на территории других стран и подключения к ним украинского нефтепровода; финансирования строительства и сроков сдачи указанных объектов в эксплуатацию.
При этом Украине необходимо несколько изменить акценты в переговорном процессе относительно решения вопроса поставок нефти: с Азербайджана на Казахстан, поскольку уже через 7—9 лет разрыв между объемами добычи нефти двух стран может составить 70—80 млн. т нефти в год в пользу Казахстана; с межгосударственных отношений с Казахстаном и Азербайджаном на нефтяные ТНК, поскольку в этих странах иностранным компаниям принадлежит около 75—80% месторождений нефти. Также нужно учитывать, что вопрос снабжения нефтью НПЗ в Украине вследствие приватизации и передачи в управления ряда НПЗ является, в основном, проблемой хозяйствующих субъектов других стран, прежде всего России. То есть государство может влиять на приватизируемые НПЗ преимущественно косвенными методами. Вместе с тем, даже после приватизации российскими компаниями украинских НПЗ новые владельцы нефтеперерабатывающих заводов, сколь бы влиятельны они ни были, не способны противостоять государственной дискриминационной политике РФ по отношению к Украине.
Экспорт-импорт нефтепродуктов. География экспортно-импортных операций с нефтепродуктами в Украине охватывает десятки стран и демонстрирует, в большинстве своем, приоритеты украинских трейдеров, определяемых несовершенством государственной политики и постоянными изменениями законодательного поля в этой сфере.
Украина импортирует нефтепродукты из более чем двадцати стран мира. Значительное уменьшение поставок нефтепродуктов в 1999 г. (импортировано почти 1,75 млн. дизельного топлива, что меньше на 9% в сравнении с 1998 г., и 1,65 млн. т бензинов, что меньше, чем в 1998 г., на 22%) от традиционных поставщиков — России, Беларуси и Литвы — компенсировали поступления нефтепродуктов из Латвии, Эстонии, Румынии, Греции, Азербайджана. Весомое уменьшение поступлений из России является результатом обострения отношений с северным соседом, повышения им тарифов на нефть и нефтепродукты и возрастания цен на нефть на мировом рынке.
Опыт «аварийного» снабжения нефтепродуктов из Азербайджана и Греции при поддержке азербайджанского президента и греческого мультимиллионера В.Вардинояниса для потребностей украинского агропромышленного комплекса на протяжении двух последних лет выявил их неэффективность. Например, в июне 2000 г. цена азербайджанского мазута превышала его цену на украинском рынке почти на 15%, что повлекло принятие ВР Украины льготного режима ввоза нефтепродуктов в Украину, из-за чего возникли проблемы с его реализацией. Украинский оператор поставок «Укрнефтепродукт» вследствие проблем с реализацией топлива постоянно срывал его проплату. Убытки этого предприятия из курсового различия, возникшего в основном из-за накопления долгов при продаже дизельного топлива из Греции, в первом полугодии составили почти $20 млн.
Государственная политика, базирующаяся только на установлении личных отношений между руководителями стран или правительств и не имеющая экономической подоплеки, является неэффективной. Это обусловлено в основном несоответствием серьезных политических уступок незначительным экономическим достижениям и недолговечностью такой политики.
В прошлом году наиболее показательным аспектом внешнеэкономической деятельности украинских компаний, занимающихся экспортом нефтепродуктов, было его резкое увеличение (в несколько десятков стран — от Багам и Виргинских островов до Бельгии и Ирландии). Экспорт бензина в минувшем году превысил 2 млн. т (в 1998 г. экспорт бензинов составил: прямые поставки — около 200 т, из давальческого сырья — почти 10 тыс. т), а мазута — 2,3 млн. т (в 1998 г. — 1,1 млн. т). Основными странами-импортерами нефтепродуктов из Украины были Ирландия, Бельгия, Греция, Румыния, Великобритания и некоторые другие.
Разумеется, реально никто не осуществлял поставки нефтепродуктов на Багамы. Кардинальное увеличение экспорта нефтепродуктов в прошлом году не являлось поддержкой отечественного производителя потому, что оно лишь оказывало содействие работе оффшорных компаний и свидетельствовало о низкой привлекательности отечественного рынка для украинских нефтеперерабатывающих предприятий.
В 2000 г. созданы более-менее равные условия для нефтетрейдеров (прежде всего, после принятия закона о запрете «извозчицкой» деятельности компаний с иностранными инвестициями, которые имели льготы по налогообложению). И в дальнейшем государственное вмешательство в роботу рынка нефтепродуктов должно быть более взвешенным.
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
Во времена СССР Украина была значительным экспортером электроэнергии, но сегодня рынки бывшего СЭВ утрачены. Экспорт электроэнергии в страны Центральной Европы сегодня осуществляется при применении несовершенных технических схем, имеющих низкую мощность, качество и надежность. Так, за восемь месяцев 2000 г. ГП «Укринтерэнерго» экспортировало только 1,65 млрд. кВт.часов электроэнергии на сумму $39 млн.
Кардинальное увеличение экспорта электроэнергии из Украины возможно лишь при условии объединения с европейской энергосистемой (UPTE/CENTREL). Это требует как модернизации украинской энергосистемы (создания технических возможностей для экспорта и резервных мощностей, стабилизации работы энергосистемы и тому подобное), так и определенной внешнеэкономической работы в условиях жесткой конкуренции и бесспорного соблюдения всех требований к участникам евроэнергосистемы.
Важным вопросом для Украины является снабжение ядерным топливом, сохранение и переработка отработанного топлива, на 100% осуществляемые Россией. Подписание межправительственных соглашений между Украиной и США относительно мирного использования ядерной энергии и квалификации ядерного топлива для украинских АЭС позволяет после реализации общего проекта с американской компанией Westinghouse использовать ядерное топливо других стран. Этот проект вместе с финансированием разработки ТЕО модернизации системы теплоснабжения г.Харькова (Агентство развития и торговли США и ряд других инвесторов намерены выделить $535 тыс.) в рамках общей украино-американской программы «Харьковская инициатива», несмотря на их важность для Украины, не является достаточной компенсацией за отказ от «Бушерского проекта», даже по мнению американских экспертов.
УГОЛЬ
Несмотря на большие, по мировым меркам, угольные ресурсы, Украина не может получить от разработки этого вида энергоносителей положительного экономического эффекта из-за трудных горно- геологических условий. Стабильная работа и развитие угольной промышленности возможны только при условии постоянного предоставления государственной поддержки. В свою очередь, энергетический баланс Украины нуждается в импортировании угля из России и Польши.
Углубление кризисного положения в угольной промышленности, сопровождаемого падением объемов угледобычи и снижением качества угля, привело к резкому изменению в торговом балансе Украины на рынке угольной продукции. В 1995 г. импорт угольной продукции превысил ее экспорт в семь раз и достиг наивысшей отметки — 15,97 млн. т. И хотя объем импорта угольной продукции на протяжении 1995—1999 гг. уменьшился с почти 16 до 4,7 млн. т, он продолжает превышать экспорт почти в четыре раза.
Сегодня угольная область не в состоянии обеспечить энергетическим углем Украину как по количеству, так и необходимого качества. Дефицит угля в текущем году составляет почти 3 млн. т. Для решения этого вопроса правительство Украины отобрало 15 поставщиков угля из России и Польши и создает необходимую схему кредитования.
На экспорт российского угля в Украину отрицательно влияет решение РФ увеличить с 1 августа тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом. Свыше 30% увеличения стоимости перевозок не отвечает интересам ни Украины, ни России (возникнет постепенная переориентация на польский уголь).
Несмотря на нерентабельность угольной области, национальные интересы Украины диктуют необходимость сохранения области в составе экономики, способной увеличить добычу угольной продукции при одновременном закрытии особенно убыточных шахт и разрезов. Таким образом, обеспечение Украины углем базируется на максимальном удовлетворении потребности государства за счет добычи собственной угольной продукции через экономически обоснованное увеличение объемов собственной добычи при сохранении минимально возможного уровня импорта угля.
ГЕОГРАФИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Российская Федерация. Украино-российские отношения должны формироваться по принципу равноправия партнеров, о чем свидетельствуют Программа экономического сотрудничества на 1998—2007 гг., Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Объемы украинско-российской внешней торговли больше чем в 10 раз превышают уровень сотрудничества с любой другой страной — в 1999 г. товарооборот составил почти $8 млрд., услугами — почти $2,4 млрд. Но из-за отсутствия нормальных отношений экономические потери в прошлом году по сравнению с 1998 г., например, по экспорту украинских товаров в эту страну, составили почти $510 млн.
В контексте обеспечения энергетической безопасности Украины важное значение имеют отношения действительно стратегического партнерства с Россией. РФ сохранит доминирующие позиции на европейском газовом рынке по крайне мере в первой четверти следующего века и останется важным экспортером нефти на мировые рынки (доля РФ 5%). Для Украины Россия останется основным поставщиком нефти и газа на долгосрочную перспективу, учитывая их большие запасы и минимальное расстояние для транспортировки.
Вместе с тем, решение вопроса диверсификации источников поступления газа, нефти и ядерного топлива для Украины означает, в определенной мере, и уход от жестких «объятий» России — свободу политического выбора и предпосылку интеграции в европейские структуры.
Восстановление полномасштабного взаимовыгодного экономического сотрудничества с Россией позволит решить сложнейшие вопросы работы областей ТЭК: загрузить более 80% мощностей НПЗ, увеличить экспорт товаров и оборудования, обеспечить газом население и промышленность, участвовать украинским предприятиям в российских и совместных с РФ международных проектах, создать мощные ФПГ и т. д.
Крайне необходимо разработать новую политику взаимоотношений, которая должна базироваться на выполнении уже существующих договоренностей и договоров. Это требует трансформирования политических деклараций и намерений в политическую волю, целенаправленную прагматичную политику и конкретные мероприятия.
США. Сотрудничество с США, которые предоставляют Украине преимущественно прямую и косвенную (через организации развития) финансовую поддержку, является стратегическим приоритетом во внешнеэкономической деятельности. Дальнейшие реформы в экономике и энергетике должны стать движущей силой для возобновления и расширения финансирования украинских энергопроектов со стороны США, МВФ, МБ, ЕБРР и других организаций развития.
Определенные сдвиги уже есть. В первой декаде октября сего года Украина и ЕБРР подписали кредитное соглашение о предоставлении займа на закупку топлива для четырех украинских энергогенерирующих компаний на сумму $100 млн. Всемирный банк в ближайшее время должен выделить Украине очередные два транша на сумму $70 млн. для реструктуризации угольной области.
Дальнейшее сотрудничество Украины с международными донорскими организациями, более восьми лет разрабатывающими и поддерживающими украинские реформы, требует существенной перестройки. Практика сотрудничества показывает, что опыта недостает не только украинским специалистам, но и сотрудникам организаций-доноров. Значительное количество предложенных реформ не имеет четких механизмов их реализации. В условиях отсутствия детальных планов реализации проектов, нехватки продолжительных и многосторонних консультаций относительно принимаемых решений внедрение реформ тормозится. Отсутствие публичных обсуждений трансформационных процессов подрывает у населения Украины веру в частный бизнес и реформы вообще.
Европейский союз. Развитие многостороннего и двухстороннего сотрудничества в энергетической сфере со странами ЕС и создание предпосылок в энергетической и экологической сферах для обретения Украиной полноправного членства в ЕС — также важное направление деятельности.
Большое количество энергетических проектов в Украине выполняется при поддержке ЕС по программам INOGATE, ТРАСЕКА и TACIS. Например, по программам TACIS только на повышение безопасности украинских АЭС было выделено свыше EUR110 млн. Подрядчиками по этим проектам в Украине выступают ведущие международные компании.
Интеграция Украины в мировую экономику и европейский выбор Украины, получивший поддержку со стороны мирового сообщества, должна подкрепляться постепенным достижением европейских стандартов уровня жизни, в т.ч. энергоэффективности, энерговооруженности, и постепенным выполнением требований ЕС к странам-претендентам в сфере ТЭКа и смежных экологических вопросах. Приведение законодательства Украины в области энергетики к стандартам ЕС предусматривает уменьшение влияния государства в этом секторе экономики, либерализацию рынков энергоносителей, привлечение иностранного капитала в ТЭК за счет создания приемлемого инвестиционного климата, приватизацию большинства предприятий ПЕК, создание стратегических запасов нефти (нефтепродуктов) и т. д.
Учитывая сложность задач по выполнению требований ЕС к странам-кандидатам, даже только в энергетической и экологической сферах, реальный срок вступления Украины в эту организацию может растянуться, по мнению экспертов, до 15 лет.
Важными внешнеэкономическими направлениями сотрудничества Украины также являются его усиления в рамках региональных и субрегиональных структур (Центральноевропейская инициатива, Организация Черноморского экономического сотрудничества и т. д.) с целью повышения роли Украины как важного государства-транзитора энергоносителей.
СНГ. Стратегически важным направлением внешней политики Украины являются страны Содружества Независимых Государств. Кроме сотрудничества в рамках объединения ГУУАМ, которое еще не получило экономического наполнения, такое сотрудничество сегодня происходит в основном на двухсторонней основе.
Важным региональным приоритетом Украины остается дальнейшее развитие двухстороннего и многостороннего сотрудничества в рамках СНГ и ГУУАМ, прежде всего с Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Грузией.
Сотрудничество Украины в сфере энергетики должно ориентироваться на широкомасштабное привлечение в топливно-энергетический баланс углеводных ресурсов Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Узбекистана в качестве приоритетного направления международного сотрудничества. Поэтому активное участие в создании евразийских нефтегазовых транспортных коридоров в Черноморско-Каспийском регионе для диверсификации источников снабжения энергоносителей в Украину становится жизненно необходимым условием обеспечения энергетической безопасности Украины.
Казахстан. Среди основных направлений сотрудничества между двумя странами можно выделить: поставки казахстанской нефти на украинские НПЗ, прежде всего совместная работа на Херсонском НПЗ, поставки сжиженного газа; поставки украинского нефтегазового оборудования и трубопроката в Казахстан.
Перспективным направлением сотрудничества также является: ремонт и замена более современным оборудованием значительного количества уже ранее установленного оборудования; научно-техническое сотрудничество в нефтегазовой сфере.
Азербайджан. Хотя эти две страны, имеют значительный потенциал, сотрудничество носит прерывистый характер и происходит в основном в сфере поставок азербайджанских нефтепродуктов в Украину.
Туркменистан. Украина стабильно поддерживает экономические связи с этой страной. АТ «Укргазстрой» выиграло тендер на строительство газопровода протяженностью 50 км в Туркменистане, стоимость проекта $10 млн. Это предприятие также намерено принять участие в тендере на строительство газового перехода (газопровода) через залив Кара-Богаз-Гол стоимостью $5 млн. Ежегодно «Укргазстрой» выполняет строительно-монтажных работ на сумму свыше $15—20 млн. в счет выплаты долга Украины за поставленный туркменский газ.
Туркменистан имеет все основания стать стабильным поставщиком природного газа в Украину в объемах до 25—30 млрд. куб. м ежегодно. Наибольше этому препятствует низкая платежеспособность украинских потребителей и отсутствие нормальных отношений с Россией как страной- транзитором.
Турция. Дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений Турции и Украины в энергетической сфере имеет хорошие перспективы. Сегодня существует несколько совместных проектов относительно экспорта украинской электроэнергии и энергетического оборудования, строительства энергообъектов и предоставления инжиниринговых услуг.
Страны рискованной группы. Развитие экономической кооперации и сотрудничества с такими странами, как Ливия, Иран и Ирак, соответствует национальным интересам Украины и должно рассматриваться в качестве переходного этапа развития Украинского государства или, скорее, стадии экономического (энергетического) выживания. Эти страны обладают огромными запасами нефти, а большая часть оборудования их нефтегазовых комплексов изношена и требует замены или срочного ремонта.
Расширение или возобновление с советских времен экономического сотрудничества с отдельными странами рискованной группы позволит Украине преодолеть значительную отдаленность своей экономики от мировых рынков, прежде всего энергоносителей и продукции энергетического машиностроения. Разумеется, выход на рынки этих стран будет происходить в условиях жесткой конкуренции. Военное сотрудничество с этими странами в рамках существующих международных ограничений позволит на волне военных контрактов выгодно сбывать украинские технологии, оборудование и товары, большинство которых, к сожалению, не являются современными. Непритязательность этих стран к товарам и оборудованию позволит Украине создать постоянные рынки сбыта.
Уход от политической заангажированности, прагматическая направленность и учет собственных ошибок позволят в перспективе принять участие в осуществлении транснациональных нефтегазовых проектов в рискованных странах.
В сентябре текущего года Комитет по санкциям СБ ООН утвердил контракты ОАТ «Мотор- Січ» (г.Запорожье) и «Федеральный дом-OIL» на поставки в Ирак украинского оборудования в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Начало сотрудничества с Ираком под контролем Совета Безопасности ООН может стать первым этапом в развитии долгосрочного сотрудничества между двумя странами в энергетической сфере.
Сегодня в Украине разработаны несколько десятков инвестиционных проектов в области ТЭК (новое строительство, завершение начатого строительства, энергосбережение, замена устаревшего оборудования, улучшение экологии и т. д.), прежде всего в электроэнергетике (это, например, достройка двух блоков Хмельницкой и Ривненской АЭС, повышение безопасности работы АЭС, модернизация и реконструкция ТЭС, ТЭЦ, ГЭС и ГАЭС), которые ожидают внешних финансовых ресурсов и инвестиций.
ПРИОРИТЕТЫ УКРАИНЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ
В качестве внешнеэкономических приоритетов в энергетической сфере в соответствии с национальными интересами Украины можно выделить следующие направления с точки зрения географии сотрудничества и важности стран:
решение проблемных вопросов с Россией, большинство из которых лежит в политической плоскости, и дальнейшее развитие равноправных и взаимовыгодных отношений с РФ во всех сегментах энергетики (поставки, транспорт энергоносителей, электроэнергии и оборудования);
создание стойкого партнерства с США как со страной-инвестором и поставщиком современного энергетического оснащения и технологий;
интеграция в ЕС с привлечением капиталов и технологий европейских стран с постепенным выполнением требований к странам-кандидатам в энергетике и смежных экологических вопросах;
повышение эффективности работы между правительством Украины и международными организациями-донорами по поводу внедрения реформ и отдельных проектов за счет многосторонних консультаций и публичности принимаемых решений;
создание особых отношений с Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Грузией, прежде всего в нефтегазовой сфере, преследуя цель создания евразийских транспортных коридоров;
углубление экономического партнерства с Польшей, Республикой Беларусь и странами Балтии как важными поставщиками энергоносителей в Украину;
развитие экономического сотрудничества с Ираном, Ираком и Ливией в расчете на перспективу разработки их нефтегазовых месторождений;
курс на лидерство в транзитной транспортировке энергоносителей за счет капитализации своего выгодного географического расположения;
содействие развитию отношений с Турцией, Китаем, Пакистаном, Индией, Вьетнамом и некоторыми другими странами как потенциально значительными получателями украинских технологий, оборудования и инжиниринговых, строительных услуг.
Важнейшими мерами по развитию внешнеэкономической деятельности в энергетической сфере являются следующие:
содействие развитию экспортного потенциала, прежде всего за счет увеличения экспорта электроэнергии, услуг по транспортировке энергоносителей, машин, оборудования и других высокотехнологичных товаров для нужд ТЭК;
экономизация внешней политики;
поддержка международного научно-технического и правового сотрудничества;
реализация международных соглашений, в т.ч. договора с Европейской энергетической хартией, Киотского соглашения, а также сотрудничество с международными энергетическими организациями (в рамках Конференции по Энергетической хартии, с Международным энергетическим агентством и т. д.);
поддержка транснациональных проектов транзита зарубежных энергоносителей через территорию Украины и участия украинских компаний в строительстве объектов ТЭК, разведке и освоении месторождений нефти и газа за рубежом, и освоение украинских месторождений углеводородов иностранными компаниями, прежде всего на основе соглашений о распределении продукции.
К сожалению, нестабильная экономическая ситуация, неплатежи в экономике и ТЭКе, высокий уровень налогового давления, постоянная смена законодательства в энергетической сфере, значительные долги государства, цены и тарифы на энергоносители, неадекватные себестоимости их добычи и производства, непрозрачные правила игры на энергетических рынках, медленная приватизация предприятий ТЭК отталкивают инвесторов от Украины. Дальнейшая нерешенность этих и других вопросов, большинство из которых лежит вне ТЭКа и является общегосударственными, лишит предприятия энергетики перспектив на будущее.
Решение почти всех проблем в ТЭКе зависит только от Украины. От того, сможет ли руководство страны и украинская политическая элита преодолеть эти проблемы, зависит дальнейшее существование страны.