UA / RU
Поддержать ZN.ua

Снижение давления на бизнес и прочая фантастика

Помогли ли украинским предпринимателям законы «маски-шоу стоп» и декриминализация неуплаты налогов?

Автор: Константин Кривенко

Украинский бизнес долгое время находился под давлением правоохранителей, которые могли в любой момент нагрянуть с проверкой или решением суда об обыске и заблокировать дальнейшую деятельность предприятия. Власти решили пойти навстречу бизнесу путем наведения порядка в действиях правоохранительных органов при расследовании экономических преступлений — категории, которая чаще всего сопровождается злоупотреблениями. В связи с этим был принят ряд законов под лозунгом «снижение давления на бизнес». Что же изменилось, и насколько теперь бизнес может чувствовать себя в безопасности?

Принятые законы

16 ноября 2017 года был принят закон, известный как «маски-шоу стоп». Стали обязательными видео- и фотофиксация обысков, допуск адвокатов, запрет на изъятие первичной документации и серверов хранения. «Жертвы фактовых уголовных дел» наконец-то получили официально закрепленный процессуальный статус для защиты своих нарушенных прав в части незаконно изъятого имущества.

Данный закон действительно расширил возможности защиты интересов от незаконного давления. Практический опыт команды «Ильяшев и Партнеры» показывает, что адвокат теперь беспрепятственно попадает на любой обыск и проводит надлежащую работу по защите прав своего клиента еще во время следственного действия. Кроме этого, при неправомерном изъятии имущества или иных ценностей юридическая работа по их возврату также дает положительные результаты.

18 сентября 2018 года был принят еще один закон — «маски-шоу стоп-2». Теперь законодательно закреплено принудительное закрытие фактового уголовного производства, если расследование такого факта уже проведено, и дело было закрыто. Также заинтересованное лицо может инициировать закрытие фактового дела по срокам давности.

Так, данный механизм предоставил возможность не только закрывать надуманные фактовые дела, которые висят над предприятием и которых так боится контрагент, но и возвращать изъятое имущество, снимать аресты со счетов предприятия, а также избавляться от других отягощений.

И, наконец, непосредственно касающийся расследования налоговых преступлений и вступивший в силу 25 сентября 2019 года закон о декриминализации фиктивного предпринимательства и повышении порогов для привлечения к уголовной ответственности за умышленное уклонение от уплаты налогов. Законодатель попытался сломать отлаженную схему доказывания уклонения от уплаты налогов, которая базировалась только лишь на проведении операций с предприятиями, якобы имеющими признаки фиктивности.

Таким образом, на сегодняшний день отсутствует уголовная ответственность за фиктивное предпринимательство, а для того чтобы по факту умышленного уклонения предприятия от уплаты налогов было заведено дело, правоохранители должны обладать информацией об уклонении на сумму более 3 млн грн.

Результат

Что касается «маски-шоу стоп» и «маски-шоу стоп-2», то данные инициативы под лозунгом «снижения давления на бизнес» фактически не убрали давление, а лишь предоставили дополнительные механизмы для защиты при таком давлении.

Так, у юридического советника появилось больше возможностей для защиты интересов предприятия и его должностных лиц как во время самого следственного действия, так и по его результатам. Это касается возврата вещей и документов, незаконно изъятых во время обыска, снятия арестов с имущества, а также иных обременений в связи с наличием уголовного производства.

Относительно изменений в Уголовный кодекс Украины, направленных на искоренение сформировавшейся практики использования приговоров по статье 205 УК Украины для давления на добросовестных налогоплательщиков, то согласно статистике Офиса генерального прокурора количество зарегистрированных уголовных производств по статье 212 УК Украины (умышленное уклонение от уплаты налогов и сборов) практически не изменилось. Кроме этого, находящиеся в открытом доступе судебные решения свидетельствуют, что правоохранители практически поменяли применение статьи 205 УК Украины (фиктивное предпринимательство) на статью 205-1 (подделка документов, подаваемых для регистрации юридического лица или ФЛП).

Таким образом, устоявшийся метод доказывания умышленного уклонения сквозь призму преюдиции остался прежним. Увеличилась лишь сумма ущерба для уголовной ответственности за умышленное уклонение от уплаты налогов, которая теперь составляет около 3 млн грн.

Добро пожаловать

Действительно, власть пытается снизить давление на предпринимательство, в том числе для создания благоприятного бизнес-климата в Украине и для привлечения иностранного капитала.

Однако отдельные недобросовестные представители правоохранительной системы все равно не откажутся от привычной схемы давления и заработка. При ведении любого бизнеса в Украине нужно быть готовым противостоять неправомерным действиям не только со стороны недобросовестных партнеров, но и со стороны органов власти.

Мы в «Ильяшев и Партнеры» рекомендуем заблаговременно вырабатывать и внедрять максимально легальную схему деятельности, чтобы в случае прихода незваных гостей последние были привлечены к уголовной ответственности за то, что зашли не туда.