Говорят, что украинцы в течение своей непростой истории растеряли большинство национальных традиций. И с этим мало кто не согласится. Но есть одна сфера жизнедеятельности, причем не культурологическая, а производственная, где мы сохранили даже не вековую, а тысячелетнюю традицию. Речь идет о пчеловодстве, которое еще в княжеские времена давало товар для экспорта. Сейчас эта отрасль на таком уровне, что вывела Украину на третье (по другим данным - четвертое) место в мире по производству меда. А это 5-6% мирового производства.
Официальная статистика обнародована пресс-службой министра аграрной политики. В сообщении говорится, что производством меда в нашей стране занимаются более 400 тыс. пасечников, которые заботятся почти о 3 млн пчелиных семей (по другим данным - 3,7 млн). Такое мощное хозяйство не только удовлетворяет внутренние потребности в этом полезном продукте, но и обладает мощным экспортным потенциалом. В 2014 г., например, на продажу за рубеж вывезли почти 36,4 тыс. тонн меда, что на
14,7 тыс. тонн больше, чем в 2013-м. Заработок составил 93,409 млн долл. Крупнейшими импортерами отечественного меда были Германия - 11,5 тыс. тонн, США - 7,8 тыс. тонн, Польша - 7 тыс. тонн. Украинские пчеловоды осваивали и новые рынки сбыта. Наш мед начали поставлять в Бельгию, Венгрию, Китай. В целом, его вкус уже знают в 22 странах мира. И это не предел.
Не сдали своих позиций отечественные пасечники и в 2015 г. Правда, из-за сложности со сбором статистических данных (об этом пойдет речь ниже), пока что назвать точные объемы прошлогоднего урожая невозможно. Есть только отдельные цифры. Например, за январь-ноябрь Украина экспортировала 30,189 тыс. тонн меда на сумму 71,482 млн долл. Поэтому, вероятно, объемы сбора не упали. И эти ожидания небезосновательны: поскольку в последние пять лет в Украине в среднем производили 70-74 тыс. тонн меда в год.
Однако аналитики утверждают, что отечественная ресурсная база позволяет увеличить производство продукции пчеловодства по крайней мере на треть. Чтобы понять, какой потенциал у этой отрасли, следует напомнить, что в Украине в советское время около 5 млн пчелиных семей производили почти 60 тыс. тонн меда в год. То есть одна пчелиная семья давала почти 12 кг меда, хотя могла бы давать и значительно больше.
После обретения Украиной независимости ситуация изменялась то в одну, то в другую сторону. Численность пчелиных семей сначала уменьшалась, потом росла и вновь падала. Последние 10 лет она не только стабилизировалась, но и, несмотря на все препятствияя, имеет устойчивую тенденцию к росту. Причем не только количественному. Недаром же еще в 2003 г. Еврокомиссия признала украинский мед соответствующим европейским стандартам.
Самым ценным считается мед, собранный пчелой с одного медоноса. Его называют монофлорным, или мономедом. Вообще, товарными партиями в Украине можно собирать только пять видов монофлорного меда. Это - подсолнечник, гречиха, рапс, липа, белая акация. Больше всего по объему у нас заготовляют подсолнечного меда. И именно на него большой спрос в ЕС: поскольку более дешевый подсолнечный мед там используют вместо сахара. Жаль, что у нас этот опыт почему-то не приживается.
Что же касается других монофлорных медов, то в количественном измерении они не дотягивают до товарных партий и реализуются на внутреннем рынке. Правда, есть и очень хороший полифлорный мед из разнотравья. Благодаря своим вкусовым качествам он также идет на экспорт и высоко ценится в мире.
Но за этим блестящим фасадом есть темные и довольно непривлекательные задворки. Дело в том, что до сих пор нет достоверной официальной статистики по рынку меда Украины. Сейчас невозможно назвать ни точное количество пчелосемей, ни количество заготовленных пчелопродуктов. Медопроизводство подсчитывается на основе сводных оценок. Выглядит это приблизительно так. Исходя из последних данных, согласно которым в Украине есть 3700 тыс. пчелосемей, и учитывая, что каждая в среднем дает до 16 кг продукта за сезон, после несложных арифметических подсчетов получают определенный показатель.
Иногда он существенно отличается от оценки знатоков рынка. Если же принять во внимание еще и тот факт, что учет и контроль (прежде всего речь идет о контроле качества и безопасности продуктов пчеловодства, экспертизе меда, ветеринарном надзоре за лечением пчел) являются важной составляющей успешного ведения медового бизнеса, то их отсутствие - существенное препятствие на пути его развития.
Существует и ряд других, более значительных препятствий. Несколько сотен тысяч украинских пасек больше напоминают хобби или промысел, чем современную индустрию пчеловодства. Но именно частные хозяйства, культура производства меда в которых далека от совершенства, обеспечивают 95% украинского медового урожая.
Среди других существенных барьеров на пути развития отечественного пчеловодства - недостаточное внимание к этой отрасли со стороны государства. Скажем, в мире основной заработок пасечникам приносит опыление растений, доход от которого в несколько раз превышает прибыль от реализации меда и других продуктов пчеловодства (прополис, цветочная пыльца, перга, маточное молочко, воск, забрус, пчелиный яд).
Опыление с помощью пчел - наиболее натуральный, естественный и безопасный способ повышения урожайности сельхозкультур (причем довольно существенный: от 5 до 30%). На сформированном зарубежном рынке на одной пчелиной семье за период цветения можно заработать до 150 долл. У нас не только не хотят за это платить, но и часто наносят непоправимый ущерб пчеловодству. Речь идет об обработке полей ядохимикатами без предупреждения пасечников.
По убеждению председателя правления "Всеукраинского братства пчеловодов" Татьяны Васильковской, наибольшим препятствием на пути развития пчеловодства является неконтролируемое применение в сельском хозяйстве пестицидов, которое приводит к массовой гибели пчел. Их использование для обработки растений и семян следует заменить биологическими методами защиты. Иначе массовая гибель пчел может привести к исчезновению многих видов растений. В том числе и сельскохозяйственных, поскольку почти 80% их опыляют медоносные пчелы.
Не меньшая угроза - наличие на украинском рынке большого количества некачественных и запрещенных для профилактики и лечения пчел ветеринарных препаратов, а также нехватка профильных специалистов-ветеринаров на региональном уровне.
Большую обеспокоенность вызывает и тенденция к уменьшению посевов медоносных культур, в частности гречихи, отечественный мед из которой на конгрессе Международной федерации пчеловодческих ассоциаций Апимондия во Франции (Монпелье) в 2009 г. назвали лучшим в мире. Такую же награду двумя годами раньше получил на конгрессе в Мельбурне (Австралия) и украинский мед из белой акации.
Впрочем, не только вышеперечисленные проблемы сдерживают более мощный выход наших пасечников на европейский рынок. Малые и средние товаропроизводители не в состоянии туда пробиться и вынуждены продавать мед перекупщикам по низким ценам. Сейчас экспортеры практически монополизировали этот рынок, поскольку только для них прописаны соответствующие нормы. Но ведь малый и средний производитель - пчеловод мог бы сам выполнить главное требование экспорта - гарантировать безопасность продукции, если бы Минагропрод выписал соответствующие нормы в подзаконных актах и приказах. Тогда производитель самостоятельно экспортировал бы мед и получал настоящую, экономически обоснованную цену за свой продукт. Пчеловод ощутил бы потребность в увеличении производства, а это, в свою очередь, содействовало бы развитию рынка.
От большинства вышеперечисленных проблем можно было бы избавиться, считает Татьяна Васильковская, если бы действующее законодательство содействовало развитию отечественного пчеловодства. По ее словам, сейчас ряд законов, регулирующих агропромышленный комплекс, прорабатываются в русле дерегуляции. Среди них и Закон "О пчеловодстве", многие нормы которого давно уже не работают. Но вместо подготовки изменений с привлечением к сотрудничеству специалистов-пасечников, профильных ученых, профессиональных общественных объединений (ведь пчеловодство - многоотраслевое хозяйство, которое касается экологии, растениеводства, ветеринарии, апитерапии и апитуризма), из действующего закона предлагается вычеркнуть статьи, касающиеся всех регулятивных, управленческих и контролирующих норм, оставив без внимания специфику самой отрасли.
В то же время документ следует дополнить и изменить по сути, в соответствии с потребностями пчеловодства и вызовами времени. И дело здесь не только в дерегуляции, как думают те, кто взялся перекраивать закон. Хорошо, что у них хватило мудрости "доработанный" таким образом документ направить на ознакомление профессиональным объединениям пасечников. Те отправили свои замечания и предложения законотворцам и надеются, что их услышат. Только общественная организация "Всеукраинское братство пчеловодов" внесла в профильный закон более 180 поправок и дополнений и направила их Минагропроду.
Специалисты пчелиного дела убеждены, что придумывать велосипед не придется. Следует только не декларировать, а реализовать написанное в преамбуле действующего закона, который "регулирует отношения по разведению, использованию и охране пчел, производству, заготовке и переработке продуктов пчеловодства, эффективному использованию пчел для опыления энтомофильных растений сельскохозяйственного назначения, других видов опыляемой флоры, созданию условий для повышения производительности пчел и сельскохозяйственных культур, обеспечению гарантий соблюдения прав и защиты интересов физических и юридических лиц, занимающихся пчеловодством".
А это можно сделать, четко прописав сотрудничество фермеров и пчеловодов, процедуру ответственности по обработке посевов химическими средствами. Запретить вырубку медоносных деревьев, усилить статьи по контролю над качеством и безопасностью меда и продуктов пчеловодства, сделать доступнее условия выхода на внешний рынок, обеспечить надлежащее кредитование отрасли.
P.S. Когда материал готовился к печати, в бочку меда кто-то добавил ложку дегтя. Причем не в переносном, а в прямом смысле: в пчелином меде украинского происхождения, который экспортировался в Чешскую Республику, выявлены неразрешенные вещества (противомикробные). Сообщение RASFF (Системы быстрого оповещения для пищевых продуктов и кормов), в котором говорится об этом, появилось на сайте Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы Украины.
По словам первого заместителя председателя Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей Владимира Лапы, для выяснения ситуации и проверки указанной информации специалисты Государственной службы ветеринарной медицины проводят расследование и принимают соответствующие меры с целью установления причин получения чешской стороной положительных результатов лабораторных исследований отечественного меда. Он указал, что украинская сторона очень заинтересована в развитии сотрудничества со странами ЕС, поэтому сделает все возможное для того, чтобы решить этот вопрос в короткие сроки.
Но пока что действует распоряжение главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины от 30.12.2015 и 18.01.2016, которыми временно запрещена выдача ветеринарных документов на мед пчелиный для экспорта в государства-члены Европейского Союза. Специалисты Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы отказываются давать какие-либо комментарии до завершения расследования.
Комментарий
Татьяна ВАСИЛЬКОВСКАЯ, председатель правления "Всеукраинского братства пчеловодов"
- Экспортом меда в Украине начали заниматься люди, которые не являются специалистами в сфере пчеловодства. Главное для них - скупить мед подешевле и продать как можно выгоднее. Большинство таких горе-экспортеров даже не задумываются, что пчеловодство - это отрасль, в которой для получения качественного и безопасного продукта должны вместе работать профильные специалисты: пчеловоды, ветеринары, маркетологи. А посредники-скупщики и так называемые экспортеры, не владея технологиями пчеловодства, считают, что партию в 20 тонн можно "скупажировать" из продукта качественного и не очень, чтобы получить конечные "нужные" показатели безопасности для отправки ее покупателю в Евросоюз или другие страны мира.
Поэтому и возникажиотаж на внутреннем рынке, где сотни посредников пытаются скупить мед у пчеловодов по очень низким ценам и "сдать" экспортеру или продать за рубеж "под бумаги экспортера". В отсутствие надлежащего ветеринарного контроля и над пасеками, и над использованием ветеринарных препаратов пчеловодами испортить имидж отечественного меда в мире довольно просто.
Значительно сложнее восстановить доверие партнеров. Особенно, если не принять активные меры контроля над производством меда в цепочке "от поля до стола". Сделать это надо как можно скорее, имплементировав директивы в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС с внесенными нашей страной дополнениями. И тем самым защитить внутренний рынок от некачественного импорта, а внешний - от такого же экспорта...