UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЛАБЫЙ АЛКОГОЛЬНЫЙ БУМ

Рынок слабоалкогольной продукции явно на подъеме. И на 2003 год, и на ближайшее будущее аналитики прогнозируют его стремительное развитие как с точки зрения объемов производства, так и ассортимента...

Автор: Оксана Макаренко

Рынок слабоалкогольной продукции явно на подъеме. И на 2003 год, и на ближайшее будущее аналитики прогнозируют его стремительное развитие как с точки зрения объемов производства, так и ассортимента. И хотя «слабоалкоголка» никогда не сможет вытеснить пиво, она будет служить его хорошим дополнением. Впрочем, как и других напитков. Но легких прибылей здесь искать не приходится — за перспективный рынок ведут спор крупные водочные и пивоваренные компании. Одновременно эксперты отмечают усиление позиций сокосодержащих и обогащенных микроэлементами напитков.

Итоги и прогнозы

Слабоалкогольный бум был зафиксирован на внутреннем рынке примерно года полтора—два назад. То ли под влиянием британской моды, где слабоалкогольный рынок в большом почете, то ли благодаря росту доходов населения, но украинцы начали довольно активно потреблять «слабые градусы» в напитках, заставив производителей обратить на сегмент пристальное внимание.

Производители свидетельствуют, что в прошлом году слабоалкогольный сегмент ускоренно развивался, хотя этого оказалось и недостаточно для насыщения рынка. К концу года, несмотря на почти 25-процентный прирост производства, предложение было намного ниже спроса, поэтому естественно, что многие компании, представленные на рынке напитков, начали серьезно обдумывать планы на 2003 год еще во второй половине 2002-го.

Просто перечислим: осенью 2002-го крупнейший производитель слабоалкогольных напитков крымская компания «Союз-Виктан» начала производство нового продукта — газированного энергетического коктейля «SV ICE energy» крепостью 7% в бутылке 0,33 л. Одновременно концерн «Орлан» запустил две серии «слабоалкоголки» «Джинсер» и негазированные напитки Bar.Net. А «Оболонь» к уже привычным «Ром-Коле», «Бренди-Коле» и «Джин-Тонику» добавила «Бирмикс Лимон» (представляющий собой гармоничное соединение пива и лимонада) и коктейли «Джин-ананас» и «Шарм».

Не так давно и торговый дом «Мягков» оптимизировал свой ассортимент напитков, известных под торговой маркой «220V». Отказавшись от некоторых вкусов, он начал выпускать на мощностях Одесского первого ликероводочного завода «Текила-дракон», «Айс», «Виски-имбирь», «Грейпфрут». «Линейка брэнда оптимизирована и теперь состоит из семи наименований», — сказала PR-менеджер торгового дома Ирина Золотаревич.

Сегодня, когда сезон в разгаре (хотя, откровенно говоря, слабоалкогольные напитки имеют меньшую сезонную выраженность, чем безалкогольные), можно с уверенностью утверждать, что намерения основных игроков удовлетворить запросы и капризы покупателей более чем серьезны. По мнению аналитиков, к концу текущего сезона рынок может вырасти в два раза и удельный вес «слабых градусов» достигнет 16% от общих продаж алкоголя. Кстати, за последние два с небольшим года емкость рынка в целом выросла в несколько раз. Напомним: на конец 2001 года удельный вес слабоалкогольной продукции на рынке алкоголя оценивался в 4%, по результатам 2002-го — около 10%.

Новички и конкуренты

Эксперты утверждают, что при одновременном росте рынка и его большом потенциале конкуренция между компаниями будет усиливаться. В принципе старожилами на рынке можно по праву считать завод «Оболонь» и компанию «Союз-Виктан». Все остальные производители в той или иной мере могут еще носить бейдж — «новичок». Среди новичков, которые постараются укрепиться в этом сезоне, прежде всего следует выделить уже упомянутые «Мягков» и «Орлан». И тот, и другой заявили о намерении войти в тройку лидеров. «Мы хотим быть третьими», — заявила маркетинг-менеджер «Орлана» Ирина Лебедева. «Войти в тройку лидеров мы планируем к концу сезона», — обещает Золотаревич.

Учитывая амбиции компаний по поводу третьей строчки рейтинга, а также устойчивые позиции лидеров — «Союз-Виктан» и «Оболонь», — наблюдатели предполагают, что в формате 2003 года «Орлан» и «Мягков» будут серьезно конкурировать между собой, а еще — с киевским заводом «Росинка», который тоже имеет в своем портфеле низкоградусные напитки.

Безусловно, в перспективе новички попытаются потеснить и лидеров. Впрочем, они этого и не скрывают. По словам Лебедевой, в 2003-м «Орлан» хочет укрепиться на рынке, считая его очень перспективным. А после двукратного увеличения продаж компания намерена дать бой «Оболони» и «Союз-Виктану».

На рынок приходят и новые игроки. В частности, в конце 2003-го к выпуску слабоалкогольной продукции намерена вплотную подойти лидер водочного рынка компания Nemiroff (Винницкая область). Она начнет выпуск слабоалкогольных напитков на своем новом заводе (пока строится). По словам президента компании Якова Грибова, компания намерена приобрести линию, вероятнее всего, немецкого производства, мощностью 24 тыс. бутылок/час за 3 млн. долларов. Учитывая известность брэнда Nemiroff, конъюнктура 2004 года обещает быть интригующей.

Напитки и здоровье

До 1999 года на отечественном рынке были представлены только газированные слабоалкогольные напитки. В настоящее время ситуация меняется. На рынке наметился крен в сторону сокосодержащих, энергетических, обогащенных микроэлементами напитков. Здесь предприятия, как обычно, учитывают пожелания и рекомендации потребителей. Украинцы, ориентируясь на мировые тенденции, все больше говорят о здоровье и о здоровой пище. Созданные на основе сплошной «химии» продукты могут быть интересными исключительно молодежи, и то недолго. Поэтому даже в рекламных кампаниях по поддержке того или иного слабоалкогольного брэнда, зачастую внимание акцентируется на полезности продукта.

Удел больших компаний

По прогнозам специалистов «Орлана», в перспективе увеличится потребление сокосодержащих напитков. С другой стороны, сокосодержащие негазированные коктейли позиционируются дороже, чем обычная газированная «слабоалкоголка», поэтому аналитики уверены, что рынок будет развиваться во всех направлениях, оперативно реагируя на малейшие изменения вкусов.

Эксперты соглашаются, что сегмент «слабых градусов» нельзя назвать сформировавшимся, о чем свидетельствует стремление многих компаний прийти в этот бизнес. Тем не менее уже сейчас рынок достаточно конкурентен, и для вывода новой марки необходима серьезная финансовая поддержка. Таким образом, рынок будет развиваться и укрупняться, концентрируясь в руках больших компаний.