UA / RU
Поддержать ZN.ua

Skoda и Volkswagen для России — шанс для Украины

Автомобили могут стать одной из основных статей украинского экспорта в Россию. Западные автоконц...

Автор: Сергей Коган

Автомобили могут стать одной из основных статей украинского экспорта в Россию. Западные автоконцерны всерьез настроены размещать свои производства на территории страны и отсюда осуществлять экспансию на российский рынок.

Россия всегда интересовала крупные западные фирмы как огромный и слабо насыщенный рынок сбыта. Более 140 млн. потенциальных клиентов — такая емкость весьма значительна для производителя любой величины. И если в начале перестройки на Россию обращали внимание в основном поставщики недорогой продукции (в силу низкой покупательной способности населения), то сейчас страна стала объектом пристального внимания мировых автоконцернов. Учитывая невысокое качество российских автомобилей и высокий спрос на иномарки, у мировых автомобильных гигантов имеются все предпосылки для удержания значительной доли российского рынка и расширения своего присутствия на нем.

Однако ценовая конкуренция, как и на украинском рынке, не утратила своей актуальности. Последние опросы показали, что в самых массовых потребительских сегментах цена автомобиля по-прежнему остается одним из решающих критериев выбора. В таких условиях западные компании стремятся как можно сильнее сократить издержки, и первое, чего им хотелось бы избежать, — это высокие ввозные пошлины на автомобили, произведенные за пределами страны. Главный метод избежания — развертывание производства на территории России. Однако здесь потенциальные инвесторы сталкиваются с серьезными проблемами.

Протекционистская политика, проводимая российским правительством якобы для поддержания отечественного производства, делает невыгодным размещение на территории государства иностранных производственных мощностей. Лобби российских автопроизводителей очень влиятельно в законодательных кругах. Поэтому мировые автогиганты избирают другую стратегию завоевания рынка России.

Наличие договора о свободной торговле между Украиной и Россией, несмотря на определенные проблемы с механизмами ратификации, позволяет в рамках квоты беспошлинно провозить из России в Украину автомобили, собранные на российской территории. Таким же правом может пользоваться и Украина, до недавнего времени не имевшая в этой сфере конкурентоспособного продукта, который бы всерьез заинтересовал российских потребителей. В скором времени ситуация может резко измениться.

Пионером новой стратегии входа на рынок России стал немецкий концерн Volkswagen, безуспешно пытавшийся в свое время организовать производство на российской территории. Компания объявила о намерении покорять российский рынок, инвестируя мелкоузловую сборку автомобилей в Украине. Объявив о стратегическом партнерстве с украинской компанией «Еврокар» и о своих далеко идущих планах, западногерманский концерн фактически анонсировал новый стратегический подход к освоению российского рынка.

Большую роль при принятии данного решения сыграло наличие свободной экономической зоны «Закарпатье», как нельзя лучше соответствующей целям экспортно ориентированных компаний. Законы, регламентирующие работу предприятий в рамках СЭЗ, позволяют максимально избежать дополнительных расходов при пересечении таможенных границ Украины и России.

Принадлежащее «Еврокару» самое новое и современное в Восточной Европе предприятие Volkswagen Group оборудовано по последнему слову техники. Оно способно удовлетворить спрос российского рынка на такие автомобили, как Skoda, Volkswagen и Audi. А схема поставок автомобилей из украинской свободной экономической зоны в Россию оптимальна с точки зрения издержек, что позволит установить весьма привлекательные цены на весь модельный ряд.

Вероятно, в скором времени примеру Volkswagen последуют другие автомобильные гиганты. Сейчас для этого сложились крайне удачные предпосылки. Расширение ЕС несомненно приведет к удорожанию рабочей силы в странах Восточной Европы — новых членах объединенной Европы. Следовательно, станет еще выгоднее размещать производственные мощности на территории Украины, где стоимость труда квалифицированных специалистов пока остается на прежнем уровне.

Выгоды Украины от такого сотрудничества очевидны: это и новые рабочие места для украинских граждан, и приток в страну зарубежных инвестиций, и рост объемов экспорта высокотехнологичных товаров. Сейчас условия, в которых оказалась Украина, как никогда благоприятны для привлечения масштабных западных средств. Надеемся, Украина свой шанс не упустит.