UA / RU
Поддержать ZN.ua

СИСТЕМА ОСТАЕТСЯ, ДАЖЕ КОГДА СТРАТЕГИИ МЕНЯЮТСЯ

Существует неограниченное число новых идей, есть миллиарды людей, готовых предложить новые формы обслуживания или новую продукцию, миллионы видов продукции...

Автор: Сергей Следзь

Существует неограниченное число новых идей, есть миллиарды людей, готовых предложить новые формы обслуживания или новую продукцию, миллионы видов продукции. Но лишь немногие люди знают, как создать прекрасные бизнес-системы...

Роберт Кийосаки,
миллионер и бизнес-тренер

В древности жители одной из горных деревень, оставшись без воды, доверили двум своим односельчанам организацию местного водообеспечения. Платить пообещали за каждое ведро. Больше ведер — больше денег. Один из исполнителей сразу же стал носить воду из ближайшего источника. Второй пропал на некоторое время, а когда появился, принялся за сооружение в деревне водопровода. Он создал систему, против которой его конкурент был бессилен, даже если бы таскал воду сутками вместе со всей своей семьей.

Множество предпринимателей и сегодня, не имея хорошей бизнес-системы, по сути, «носят воду ведрами». Даже если они и предлагают продукцию (или обслуживание) гораздо лучшую, чем та, которую реализуют сверхбогатые транснациональные корпорации (к примеру Coca Cola или Microsoft), они им не конкуренты. «Есть миллиарды людей, способных изготовить лучший гамбургер, чем изготовляет McDonald’s. Но только McDonald’s имеет систему, которая готовит миллиарды гамбургеров» — замечает в одном из своих руководств по приобретению финансовой независимости Роберт Кийосаки. Разница не только в масштабах...

Эту самую бизнес-машину нужно еще довести до совершенства, чтобы она могла работать автоматически и невзирая на возникающие сложности. Именно этого и добиваются компании, не знающие межгосударственных границ. В этом смысле нам есть чему у них поучиться. Можно даже попытаться приобщиться к их опыту, став частью одной из таких бизнес-систем. И, что интересно, место в них для наших предприятий действительно есть. Причем не обязательно самых крупных. Удалось же это Казатинскому мясокомбинату (Винницкая обл.). Недавно там развернуло свою работу специализированное производство мясных полуфабрикатов. Не многим известно, что вся эта новая продукция производится компанией «L+O Украина» — глобальным партнером небезызвестной корпорации McDonald’s. Таким образом, растет эффективность бизнес-машины, которая создана Реем Кроком почти полстолетия назад. И мясокомбинат не единственное украинское предприятие, ставшее поставщиком корпорации. На условиях партнерства с ней сотрудничают еще более 60 местных предприятий. Среди них: «Галактон» (молочные смеси для мороженого и шейков), «Іст Балт Україна» (булочки для сандвичей), «Славянский дом» (салаты), «Чумак» (кетчуп, маринованные огурцы), «Блиц Пак» (упаковка), «Инлайн» и «Дифлон» (пластиковая продукция), кондитерский дом «Шантиль» (замороженные торты)… Список партнеров в ближайшее время могут пополнить: «Колос» (маффины —аналог кексов), «Конви» (бумажная упаковка), Кировоградский завод модифицированных жиров (растительное масло для фритюра).

Судите сами, насколько данная система сложнее водопроводной, если в ней задействовано столько предприятий-поставщиков. На сегодняшний день более 50% ассортимента продукции в украинских McDonald’s изготавливается украинскими предприятиями: говядина, булочки, напитки Coca Cola, мороженое… Некоторые даже экспортируют свою продукцию в российскую и белорусскую сети корпорации. Меценатством тут и не пахнет. Во-первых, эти отечественные предприятия вышли на должный технологический уровень, а во-вторых, с ними работать стало экономически выгодно. Соответственно глобальные поставщики всемирной корпорации, вместо того чтобы возить импорт, пустили в свою систему местные производства.

Процесс замены импорта еще далек от завершения. Если Казатин позволил закрыть мясную позицию, то, например, картошку, куриные продукты, соусы все еще импортируют для «МакДональдз Юкрейн Лтд.». В общем 50% местной продукции — это еще не 100%. Правда, тут политика корпорации прозрачна — максимально задействовать местные производственные возможности в собственной бизнес-машине. Этот же курс подтвердило и новое руководство материнской компании. (Смена произошла в январе текущего года. Тогда Джек Гринберг уступил свой пост Джиму Канталупо.) А в Украине реализация новой маркетинговой стратегии под названием Rolling Energy («Энергия движения») даже сделала развитие поставщиков одним из своих приоритетных направлений. Впрочем, трудно себе представить, что могло быть иначе. Ведь стратегия лишь поворачивает руль. Машина, которая везет, останется та же.

Таким образом, украинские предприятия-поставщики в соответствии с новыми веяниями могут даже рассчитывать на инвестиции от корпорации. Правда, для их привлечения нужно уже иметь собственную бизнес-систему, которая могла бы стать подсистемой в глобальном, проверенном временем механизме. Причем не так уж важно, будет ли это механизм McDonald’s, Coca Cola, Nestle или McCain. Важно, чтобы это была система, а не «ведро с водой», с которым на рынке скоро нечего будет делать. Ведь вокруг строятся «водопроводы»...

Виктор Эйдемиллер,
руководитель отдела закупок «МакДональдз Юкрейн Лтд.»

— С самого начала работы на украинском рынке компания сотрудничает с местными поставщиками. За это время их вклад в ассортимент компании вырос приблизительно в 17 раз. Начинали с 3%, которые обеспечивали салаты компании «Славянский дом». На сегодняшний день хорошо известный в мире Биг Мак, произведенный в Украине, на 84% состоит из местного сырья.

85—90% это как раз та доля, которую могут в перспективе покрыть своей продукцией украинские поставщики. С остальным сложнее — апельсины, кофе, чай — все-таки экзотика. Правда, из использующихся позиций остались только крупные: картофельные, куриные и рыбные полуфабрикаты, сыр, стаканчики… Чтобы их могли закрыть местные компании, кроме всего прочего нужно, чтобы спрос на рынке вышел на экономически обоснованные объемы. Однако работа ведется уже сейчас. В частности выращиванием технологически необходимого картофеля в Украине занята фирма McCain Foods Ukraine.